Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск третий.
И снова здравствуйте! Серия статей о хорошей фантастике и фэнтези продолжается, бросать я не планирую, мне это интересно. Прежде, чем приступить к чтению третьей части, я очень рекомендую прочитать предыдущие две. Особенно первую часть, там, в комментариях, огромное количество полезных советов.
По традиции сначала ссылки на все выпуски "Советы от Дитрума: что почитать":
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск первый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск второй.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск третий.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск четвертый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск пятый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск шестой.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск седьмой.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск восьмой.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск девятый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск десятый, юбилейный.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск одиннадцатый, Новогодний.
Советы от Дитрума: что почитать. Двенадцатый выпуск. 50 оттенков голодной игры.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск тринадцатый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск четырнадцатый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск пятнадцатый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск шестнадцатый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск семнадцатый.
Советы от Дитрума: что почитать. Выпуск восемнадцатый.
Моя группа Вконтакте, куда я частенько выкладываю как старые, так и новые советы по выбору хорошей фантастики, кроме того там-же я публикую анонсы своих стримов.
Я снова посетил собрание анонимных книгоголиков. Был полный треш и угар, сначала напились детским шампанским, а потом вслух читали Достоевского и Толстого. А одного парня так понесло, что он начал декларировать стихи Есенина и Пушкина. Мне так вообще повезло, при помощи чтения нескольких отрывков из книги Гоголя, мне удалось подцепить очаровательную красотку, работающую в местной библиотеке, впрочем, это уже совсем другая история…
Единственное, что отчетливо запомнил с того вечера, это тему собрания. А звучала она так «Какая книга произвела на вас наибольшее впечатление?». Вот я и задумался, вспоминая прошлое, какая же книга произвела на меня наибольшее впечатление. Выбрать не так-то уж легко, за 33 года жизни я прочитал сотни, если не тысячи книг, плохих, хороших и просто великолепных. Выбрать из них ту самую одну, которая произвела наибольшее впечатление, было непросто. Тем не менее, я вспомнил и выбрал. Наибольшее впечатление на меня произвел
роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Впервые я прочитал его еще в школе, в рамках школьной программы, будучи в нежном подростковом возрасте, то самое время, когда в голове две мысли и обе пошлые. Прочтение этого романа перевернуло мой мир с ног на голову. Для начала я понял то, что мир не делится на черное и белое. Поначалу Воланд и его свита, кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла выглядят теми самыми представителями Зла. Ну а кем еще может быть Сатана со своей свитой? Кроме того, они жестоко поступают с людьми, что тоже не говорит в их пользу. Но если читать дальше, то видно, что они не просто так издеваются над людьми, у каждой их жертвы есть грешок – взяточничество, равнодушие, жадность, ложь, эгоизм, пьянство. И получается что вот оно, вроде бы зло, но оно поступает справедливо, и от этого окружающим становится только лучше. Именно от того, что Зло совершает вполне справедливые поступки, был первый шок. Ведь религия и церковь учат иначе, Сатана это король Зла, он способен только на гадости и подлости, и ничего более. До этой книги никто нам не говорил, что кто-то, подобный Воланду, может быть справедливым и воздавать исключительно по заслугам. Самое интересное, что все наказания…являются не карой сверху, и даже не таким уж волшебством, а логическим продолжением поступков. Никанор Иванович Босой, получивший взятку от Коровьева сел за хранение валюты, минимум волшебства и вполне логичное наказание.
Так же на фоне всего этого поразила история великой Любви между Мастером и Маргаритой, Любви с большой буквы. Текст дает понять, что Любовь это не просто секс и набор личных привязанностей, это нечто куда более глубокое и личное. Кроме того, сюжетными линиями показано, какие преграды могут стать на пути Любви, а так же, насколько жестоким может быть отношение к талантливому человеку. Критика Латунского я ненавидел всем сердцем, убил бы гада. И вообще с тех самых пор терпеть не могу всех этих критиков…
А еще интересны персонажи, книга вообще написана так, что в ней нет ни одного лишнего персонажа, каждый играет важную роль, каждый вызывает целую гамму различных эмоций от восхищения до ненависти.
Воланд, несмотря на то, что в романе прямо указывается на то, что это Сатана…внезапно, чисто по человечески, вызывает определенную симпатию. Да, он жесток и очень суров. Но при этом он вполне заслуженно наказывает всех виноватых и щадит тех, кто не сделал ничего дурного. Воланд видит в людях все зло, которое они успели совершить, и наказывает их соответственно поступкам. Это именно то, что вызывает симпатию. Никакого «я раскаялся, простите меня, и все грехи мои спишите в ноль». Виновен – получи наказание, ты знал, что делал. Как-то так по книге получается, или то мои личные впечатления, что Воланд видит в людях только темную сторону. Что же касается тех, в чьем сердце нет зла, то он поступает с ними просто справедливо.
Иешуа Га-Ноцри полная противоположность Воланда. В романе он сопоставляется с образом Иисуса Христа. Иешуа видит в людях только добро, только положительные стороны. Для него все люди хорошие, он о каждом говорит «хороший человек» или «добрый человек». Неважно сколько зла человек совершил, Иешуа увидит в нем даже самую малую толику добра, которая осталась. Кроме того он видит все причины, побудившие человека совершать плохие поступки, всю цепь событий. Он не может и не умеет наказывать, вот отличие от Воланда. Но, он умеет прощать. Если человек раскаялся, по настоящему, его простят. Ибо он уже наказан, нет ничего страшнее, чем душевная боль человека, это самая страшная и сильная боль, куда сильнее физической. Человек наказал сам себя, поэтому его прощают. Книга прямо дает понять, что тебя не простят вот так просто, потому что ты раскаялся, книга, на примере Понтия Пилата, показывает, через какие муки проходит раскаявшийся человек, и только тогда он получает прощение.
Одна из основных мыслей этого романа, которую я уловил (и не только я) – нет света без тени, нет тени без света. Иешуа и Воланд это больше чем Боги, это два закона бытия, благодаря которым мы движемся вперед. Зло в чистом виде уничтожит само себя, Добро в чистом виде впадет в леность и вырождение. Извечная борьба Добра и Зла в душах людей является тем самым двигателем, который дает толчок нашему развитию и движению вперед.
Интересен и Понтий Пилат, навеки проклятый церковью и т.д. Это пример человека, осознавшего свою ошибку, возможно, самую страшную ошибку, совершенную за всю историю человечества. Показаны его душевные метания и порывы. Он, то пытался спасти Иешуа, то покорялся общему мнению и судьбе. И все-таки его простили, спустя 2000 лет, но простили и освободили. На его примере хорошо показано, что значит раскаянье и покаяние.
А еще, конечно же, меня поразил поступок Маргариты, после Бала. Когда Воланд сказал ей, что она может просить чего хочет. Казалось бы, сам Сатана готов выполнить ее просьбу, проси для себя, проси побольше, проси обратно Мастера, проси денег, и дом на берегу озера. Но нет, она попросила за Фриду, грешницу, задушившую собственного ребенка шелковым платком. Казалось бы, какое ей дело до грешной души, что отбывает свое, заметьте – заслуженное, наказание в Аду. Ну и, конечно же, фраза из романа, которая лично мне не раз и не два помогала в жизни
«Никогда ничего не просите, сами все предложат и сами все дадут».
А еще после прочтения этого романа я понял, что события, которым уже 2000 лет, вполне могли произойти на самом деле. Вот только реальность и то, что говорит нам церковь, могут сильно отличаться. Что и продемонстрировал роман, в котором известные библейские события сильно отличается от того, что рассказывает церковь.
Я могу писать об этом романе бесконечно, здесь столько всего, персонажи, характеры, библейские заповеди и извечная борьба Добра и Зла. А еще, на фоне этого романа, я впервые написал сочинение (сейчас это называется фанфик). Так вот это сочинение по сей день висит в учительской в школе, как пример того, как нужно писать сочинения. Писал исключительно под впечатлением от книги, было вдохновение и желание писать. В общем примерно так я вообще начал писать, работать с текстом (да, да, это я сейчас похвастался!).
Если вы не читали роман «Мастер и Маргарита» - сейчас самое время наверстать упущенное. Ну а у меня, конечно же, вопрос:
Какая книга произвела на вас наибольшее впечатление и почему?
Ну а я перехожу к советам, какую книгу почитать. Начнем, конечно же, с новинки. Пока еще есть хорошие новинки на книжном рынке – я буду их советовать, правда таких книг становится все меньше и меньше.
«Замок Белого Волка»
Андрей Белянин
Мне надоело выбрасывать дохлую нечисть со своего балкона!
Я отец-одиночка, скромно торгую антиквариатом, воспитываю взрослую дочь. Её зовут Хельга, у неё голубые глаза и русые волосы. Она хорошо учится и может на спор перекусить стальную проволоку или завязать узлом гриф от штанги. Её боевой клич: «Гореть тебе в аду, дьявольское отродье!» Ещё у нас живёт её дядя, бывший северный бог, ныне сумасшедший со справкой. Он реальный псих, ходит голым, дерётся с инеистыми великанами, матерится, как белка Рататоск, – мы привыкли, соседи нет… А ещё мы все трое – граничары. Такая работа. Старый замок Кость, волшебное Средневековье, драконы, инквизиция, мятежные бароны, бурая феодальная жизнь и ледяные вершины Граней, закрывающих мир людей от катастрофических последствий рагнарёка. Страшно представить, что будет, если выжившее там зло хлынет на наши улицы…
Впрочем, представить, что будет, если мама Хельги вернётся, ещё страшней.
Рискнёте шагнуть с нами за Грани?
Об авторе: Писатель-фантаст Андрей Белянин родился 24 января 1967 года в Астрахани. Окончил Астраханское художественное училище имени Власова, увлекался стихами. После окончания училища служил на границе с Турцией в Новороссийском погранотряде.
В середине 90-х годов Белянин был принят в Союз писателей России, к тому времени у него было издано несколько книг, в том числе «Рыжий и Полосатый» и «Орден Фарфоровых рыцарей». В 1995 году издательство «Юность» предлагает Белянину сотрудничество, в этот же год им написан и выпущен «самиздатовский» вариант Джека. Все книги серии «Джек сумасшедший король» пропитаны иронией, но в то же время очень серьезны; сюжеты яркие, с юмором, каждую книгу хочется перечитывать снова и снова.
Андрей Белянин по праву считается одним из популярных писателей-фантастов современности, его книги расходятся большими тиражами, читатели с нетерпением ждут новых произведений, чтобы насладиться искрометным юмором и блистательными сюжетами. «Жениться и обезвредить», «Казак в аду», «Ааргх», «Опергруппа в деревне», «Колдун на завтрак» — в каждом произведении читатель находит что-то свое, все они оставляют после прочтения приятный след в сердце.
Среди моих любимых писателей, Андрей Белянин всегда стоял немного особняком. Жанр юмористической фантастики особенный и талантливых авторов там крайне мало. Мои эксперименты с чтением юмористической фантастики практически всегда заканчивались плохо. Новые авторы пишут по одному шаблону - фэнтезийная вселенная плюс шутки, честно скомунизденные из Камеди Клаб и выступлений Жванецкого с Петросяном. Некоторые авторы пытаются сами шутить…но, честно, лучше бы они воровали шутки у Жванецкого. В целом 99,9% юмористической фантастики нынешнего времени это не смешно, не интересно, скучно и крайне посредственно. Юмор часто вообще падает ниже пояса и там остается по ходу всей книги, вращаясь вокруг зада и переда. Часто после попытки прочтения подобных книг остается ощущение, что ты чем-то замазался и хочется вымыть руки.
Андрея Белянина я начал читать, как всегда это бывает, случайно. Где-то наткнулся на книгу «Меч Без Имени», начал читать, и получил массу удовольствия. Впервые я буквально рвал живот от смеха, который был вызван настоящим юмором. С тех самых пор ни одна книга этого автора меня не разочаровывала.
Что же касается новой книги «Замок Белого Волка», которая начинает новую серию «Граничары», то в ней автор сохранил свой фирменный стиль, талант и умение шутить. Язык простой и гибкий, читается все легко, буквально на одном дыхании, оборотов речи типа «на волосистой части волос головы» как не было, так и нет. Юмор великолепный, шутки смешные, они добавлены в нужных местах книги и в нужное время.
При всем при этом, книга содержит в себе серьезный текст и довольно серьезный сюжет. Получается, как и во многих книгах автора, вполне себе серьезная фэнтези совмещена с юмористической. И это просто великолепно. Даже если вы не поклонник юмора в фэнтези, то в этой книге вы все равно найдете для себя что-то интересное и захватывающее. Сюжет интересный, он не строится на бесконечных роялях из кустов, и не ведет от точки А до точки Б, всегда присутствует интерес «а что же будет дальше».
В целом – очень живо, весело, интересно и интригующе. Книга оставляет исключительно положительное впечатление и дарит заряд хорошего настроения на неделю вперед.
Рекомендую к прочтению.
Далее я посоветую две редкие, и не такие уж известные книги, кому-то они подойдут, кому-то нет. Я не могу сказать, что эта литература такая уже невероятно специфическая, но некоторые особенности есть.
«Перехитрить Богов»
Михаил Высоцкий
Нет ничего проще, чем положиться на судьбу, превратившись в игрушку всесильных богов. Сложнее доблестно погибнуть, сражаясь со всемогущими богами. Но Михаил Алистин, киевский маг и чародей, волею судьбы ставший игрушкой высших сил, не ищет простых решений. Его не остановят вампиры и маги, правители земные, небесные и даже сама Смерть. Начинается игра без правил, где выиграть можно, лишь перехитрив богов!
Об авторе: Михаил Владимирович Высоцкий родился 9 июня 1984 г.
В 2007 году автор окончил Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко по специальности «Квантовая радиофизика».Первая публикация в 2006 году.В настоящий момент проживает в Киеве.
Этот автор, тот самый парень, который один из немногих, может смело называться писателем в жанре юмористической фантастики. Кроме того, в его книге, вернее дилогии, «Перехитрить Богов» есть еще одна особенность – это книга пародия. Да, да, вы не ослышались пародия. Редчайший представитель жанра юмористической фантастики-пародии. Здесь столько всего намешано, здесь пародия на Лукьяненко (Дозоры), «Властелина Колец», Панова, Васильева, Рудазова, Пратчета и еще десяток или более авторов. От каждого взята идея и спародирована в книге. Пародии дело очень тяжелое, чуть-чуть перегнуть палку и это уже плагиат, чуть-чуть недогнуть – ни кто не поймет, что имел в виду автор. У Высоцкого с этим все в порядке, пародирует просто на ура, иногда переворачивая оригинальную идею так, что просто диву даешься. Так же он неплохо пародирует различные штампы и клише, которые стали уже стандартом у авторов средней руки.
И вот тут есть кардинальное отличие – герой Высоцкого, по ходу повествования развивается. И если в начале он одной левой решает все проблемы средневекового мира, а одной правой побеждает орды противников, то к концу книги будет видно, что герой изменился. Он начинает понимать, что шутками и рискованными авантюрами не решить всех проблем, понимает, что вокруг него не просто люди другого мира, к которым можно относиться не серьезно, а Люди, и они могут пострадать в результате его действий. По ходу повествования герой развивается и меняет свои взгляды, что нетипично для фантастики, в которой герой одной левой или правой решает все проблемы чужого мира.
Кроме того в книге масса отличного юмора, смешные пародии, смешные шутки, смешные ситуации.
Я читал комментарии к этой книге на нескольких сайтах – бред какой-то. Кто-то там углядел фашизм, кто-то расизм, кому-то не понравился юмор. Когда Я читал – не видел я там расизма, фашизма и прочей лабуды. Лично я увидел отличную пародию на все наше фентези, хороший юмор и интересный сюжет.
О том, что представляет собой книга, как она повлияла на развитие отечественной фантастики и фэнтези хорошо написано в послесловии. Там есть несколько статей различных известных критиков.
Книгу рекомендую к прочтению.
Цикл «Мещёрские Волхвы»
(Серая орда, Пророчество Предславы, Сон Ястреба)
Сергей Фомичев
ХIV век. Среди русских княжеств Мещерское стоит особняком. Народу Мещеры хватает своих лесов и земель. Мужчины здесь веселы и сметливы, женщины — красивы и хозяйственны, чародеи — всесильны и скромны, владычицы лесов овды — умны и обворожительны. Дружно отражает вольный люд нападения кровопийц-вурдов, набеги воровских шаек и вылазки отрядов черных монахов. Костью в горле у Москвы — независимость Мещеры. Она насылает на мирное княжество Серую Орду — таинственное воинство, что губит все живое. Грудью встают на защиту родного края волхв Сокол, царица леса Эрвела, лихой молодец Варунок, и даже вурды сражаются со свирепыми врагами…
Об авторе: Фомичёв Сергей, родился в 1966 году в Дзержинске, Нижегородской области. С конца 80-х активный участник гражданского движения. Экологического, анархистского, антивоенного. С середины 90-х занимается публицистикой, социологией и социальной философией. Автор книги «Разноцветные Зелёные», статей и эссе.
В настоящее время проживает главным образом в Киеве и полупрофессионально занимается литературой. Автор историко-фэнтезийных романов мещёрского цикла, основанных на нижегородских и финно-угорских преданиях, легендах, сказках («Агриков меч», «Серая Орда», «Пророчество Предславы», «Сон Ястреба») и фэнтезийного цикла «Хроники Покрова», а также рассказов и повестей (фэнтези, НФ, детектив, современная проза)
Внимание: если вы являетесь великоросским шовинистом, то эту книгу читать не стоит. Да и вообще, если у вас есть сдвиги по фазе на почте политики, расизма, межнациональной вражды – не читайте, идите дальше гадить в комментах, писать манифесты и выдумывать оскорбления.
Собственно начну с того, чем лично меня привлекла эта книга. Меня заинтересовала именно фэнтези составляющая книги. Дело в том, что все фэнтези в этой книге основано на наших, славянских, легендах, мифах и преданиях. Кикиморы, лешие, черти, чародеи и колдуны – это все наше, родное. А так же наши Боги – Перун, Даждьбог, Велес, Сварг, Ярило и т.д. Это наша родная славянская культура, мифология и религия. Причем рассказ идет именно о тех временах, когда произошло Крещение Руси, когда церковь огнем и мечом прошлась по нашей земле, выжигая всех колдунов, волшебников и язычников. Вообще о Крещении Руси церковники говорят с эдаким придыханием, мол великое дело, ну конечно великое – подмять под себя гигантскую страну. Одним махом миллионы язычников стали верными прихожанами, ну а кто не стал – в гроб и на три метра под землю. Я не считаю, что это было плохо, Крещение Руси способствовало ее единению и усилению, но вот способ, которым это было сделано… Очень сомневаюсь, что Иешуа одобрил бы костры инквизиции, пытки и преследования.
Вся книга построена на реальных исторических фактах либо на мифах и преданиях, которые дошли до наших времен. Конечно же, все это в интерпретации автора. В целом, конечно, историческая составляющая книги интересна, но не так, чтобы сильно. Больший интерес для меня представляла фэнтезийная составляющая, наши легенды и предания, волшебные существа, древние расы, система и методики волшебства и ремесло чародея. Этого в книге навалом. Фактически у автора получилось неслабое такое славянское фэнтези, и это просто супер. Интересно почитать и о древней Московии, Суздале, Пскове, Рязани и Новгороде. О великих князьях, и вообще о том самом времени, когда мы еще были больше славяне, чем русские, украинцы, белорусы и т.д.
Язык у автора хороший. Текст читается легко, без запинок и попыток выяснить, что же хотел автор сказать этим оборотом речи.
А еще у меня есть интересная история, связанная с этой книгой. Я купил первую часть трилогии, Серая Орда, и отжил чтение «на потом». Как-то даже вынес книгу на улицу, положил на столик в беседке да так и оставил. Что-то типа «как-то сяду отдохнуть и почитаю заодно». И вот посреди дня бросив взгляд на беседку, я наблюдаю картину – на столе сидит большой черный ворон, аж слегка с темно-зеленым отливом на грудке. Сидел прямо рядом с книгой, и улетев, он оставил большое перо прямо возле книги. Вот я думаю, может быть Мещерские волхвы не такая уж и выдумка… Перо вы можете увидеть на фотографии книги, под заголовком.
В целом книга представляет собой интересное сочетание славянской фэнтези, истории и приключений. Я лично прочитал на одном дыхании, чего и вам советую, книга вполне заслуживает прочтения. Славянское фентези – согласитесь, звучит очень интригующе. Ну а если автора где-то заносит с интерпретацией истории и легенд - простим ему эту маленькую слабость, все мы люди и каждый в плену своих иллюзий.
Рекомендую к прочтению.
Всего доброго, господа и дамы, до следующих встреч!
(c) Дитрум, 17.11.2013