Battle for the Middle-earth (2004)

Вопреки расхожему мнению о том, что по фильмам выходят исключительно вторичные и лишенные оригинальности видеоигры, рассчитанные на заработок денег на волне популярности киноверсии, BftME получилась ОЧЕНЬ оригинальной стратегией в реальном временем.
И дело не в том, что она изобрела какой-то новаторский подход к геймплею (напротив, игралась она как обычная РТС), просто разработчики сумели очень грамотно собрать в своем проекте идеи из лучших стратегических серий, и выглядело это уместно, а игралось интересно.
Так, мы уже видели в серии Dune заготовленные места под строительство зданий, и в BftME эта система пришлась как нельзя кстати - у нас либо ограниченное стенами пространство замка (за "хороших" Рохан и Гондор), либо аутентичная Башня у "плохишей" (Изенгард и Мордор), вокруг которой как и в фильме роются шахты, возводятся инкубаторы для новых солдат, кузницы и так далее.
Подобно старкрафту, расы в игре сделаны асимметрично (хоть с балансом разработчики заморачивались не так скурпулезно, как близзы): у Изенгарда это небольшое количество бронированных и живучих уруков, у Рохана - "бэковый" упор на коней, а у Мордора - бесчисленные толпы мелких уродцев с десятком огромных чудищ вроде тролля или мамакилла, Гондор же - типичные середняки-универсалы.
Довольно здорово смотрелось и работала механика "объединение юнитов", которое позволяло совместить ваших арбалетчиков и мечников в 1 отряд, который будет поливать врага болтами издалека и сможет дать отпор вблизи. А ещё была возможность менять стойки - вроде "ежа" у пикинеров, которые ОЧЕНЬ реалистично (и зрелищно) останавливали этим способом натиск конницы. А ещё снаряжение отрядов улучшенной броней и оружием (к примеру, огненные стрелы лучникам), которое сразу же отражалось визуально и было отличимо на поле боя.
Но и это ещё не всё! Разработчикам мало было сделать просто стратегию, ведь у них был такой героический сеттинг. Важной частью игры были герои, которые прокачивались в боях и могли менять снаряжение (лук на меч), использовать спец-способности, садиться на коня! и совершать кучу других классных вещей. Просто стратегия по ВК с боями толп врагов - это круто, но когда к вашей армии скачет на помощь Гендальф, а над головами врагов кружит Король-Чародей, вызывая ужас у ваших войск... Это, ребята, в 100 раз круче!
Последнее "нововедение" - это использование специальных глобальных сил на поле боя, энергия для которых накапливается по ходу игры - от убийства врагов и не только. Знакомая фича? Конечно! Но как она здесь круто выглядит - вот на земле появляется око Саурона, выявляя невидимых рейнджеров, вот из леса выходят на помощь людям союзники-эльфы, а в решающей битве партии финальным аккордом разрозняется земля и на поверхность из глубин выходит великий Балрог, выискивая своего заклятого седовласого врага...

Если вы ещё не поняли, я безумно любил эту игру, и питаю к ней теплые чувства по сей день. Это редкий случай, когда проект с огромным бюджетом делается действительно с любовью и уважением к оригиналу. По-моему мнению, до выхода Total War: Warhammer это была самая эпичная фэнтези-стратегия с уникальной любовью к деталям - например, помимо обычных осадных башен и тарана, Изенгард мог как в фильме снарядить берсерков бомбой, довести его под стрелами врагов к стенам крепости и самым натуральным образом взорвать другим! берсерком с факелом!! Как же эпично это выглядело...
Чуть не забыл рассказать об уникальной вещи, которую можно было воплотить в этой игре - кампании за "плохишей", позволявшая взглянуть на все любимые эпизоды со стороны Сарумана и Саурона. Поймать полуросликов и убить Арагорна? Сделано! Вырубить чащу энтов? Сделано! Выиграть осаду Хельмовой Пади, разрушить Осгилиат и доставить Кольцо Саурону? Обязательно! Разумеется, была и кампания за добро всё с теми же каноничными моментами, но как приятно было наконец-то встать на сторону зла в столь же полноценной кампании!
Переходим к следующей игре, имеющей самое непосредственное отношение к BftME - второй части стратегии.
Battle for the Middle-earth II (2006)
Я могу рассказать вам про игру сухими словами пиар-менеджеров и ревью прессы, а могу живой речью большого фаната первой части, которого вторая безмерно огорчила.
Главный недостаток BftME2 в том, что она растеряла свою идентичность. Первая часть была 100% верна кино-трилогии - вторая надобавляла всякой ереси в виде армий гномов, эльфов и гоблинов, доходя временами до бреда типа драконов под управлением игрока. Первая имела чёткую, интересную систему построек, ограниченную точками для строительства - игрок должен был распланировать все постройки наперёд и часто вставал пере дилеммой, что построить, а что снести в данный момент; вторая позволяла строиться где угодно. Первая кардинальна разделяла силы добра и зла, вторая эту границу стёрла, позволив строить стены вокруг поселений всем расам. В общем, сиквел убил практически всё, за что я любил оригинальную стратегию и дав ему примерно 3 попытки, игра так и не сумела найти места в моём сердце...
Что не помешало ей собрать хорошие оценки и принести ЕА ещё больше прибыли.