До второй половины XX века японская армия не знала поражения ни в одной войне.
нуууу как сказать. итоги русско-японской войны весьма неоднозначны. победой сложно назвать, учитывая какой ценой она далась и возможности российской империи тогда, и это еще с учетом революционной обстановке в россии.
а если сравнивать флот на тот момент, то российский уступал значительно по всем параметрам, а главное по ударной силе. японские корабли получали больше урона от своих же взорвавшихся снарядов.
"9 августа 1905 г. в Портсмуте (США) при посредничестве Теодора Рузвельта начались мирные переговоры. Русской делегации, которую возглавлял С. Ю. Витте, удалось, при поддержке Рузвельта, а главное благодаря тому факту, что Япония была измотана войной и желала мира не меньше России, добиться «приличных» условий мирного договора. Россия уступила Японии южную часть Сахалина, свои арендные права на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу, соединявшую Порт-Артур с Китайско-Восточной железной дорогой. Россия также признала Корею японской зоной влияния. В 1910 году, несмотря на протесты других стран, Япония формально аннексировала Корею.
Портсмутский мир сделал Японию великой державой. При этом многие в Японии были недовольны мирным договором: Япония получала меньше территорий, чем ожидалось — например, только часть Сахалина, а не весь, а главное, не получала денежных контрибуций. Во время переговоров японская делегация выдвинуло требование о контрибуции в 1,2 миллиарда иен, но Витте наотрез отказался даже разговаривать об этом. Его поддержал президент США Теодор Рузвельт, сообщив японцам, что если они будут настаивать, то американская сторона, до того симпатизировавшая японцам, изменит свою позицию. Японский дипломат Кикудзиро Исии писал в своих воспоминаниях, что:
Япония имела дело со страной, которая на протяжении своей истории никогда не платила контрибуции[49].
Война стоила Японии огромного, по сравнению с Россией, напряжения сил. Ей пришлось поставить под ружьё 1,8 % населения (России — 0,5 %), за время войны её внешний государственный долг вырос в 4 раза (у России на треть) и достиг 2400 млн иен.
Японская армия потеряла убитыми, по разным данным, от 49 тыс. (Б. Ц. Урланис) до 80 тыс. (докт. ист. наук И. Ростунов), в то время как русская от 32 тыс. (Урланис) до 50 тыс. (Ростунов). Русские потери в боях на суше были вдвое меньше японских. Кроме этого, от ран и болезней скончались 17 297 русских и 38 617 японских солдат и офицеров (Урланис). Заболеваемость в обеих армиях составила около 25-ти чел. на 1000 в месяц, однако процент смертности в японских медицинских учреждениях в 2,44 раза превышал русский показатель.[50]
В то же время Россия не могла использовать в войне на столь удалённых от центра территориях весь свой потенциал. Соотношение сил на театре военных действий складывалось не в её пользу. На Дальнем Востоке в январе 1904 года находилось лишь около 98-ми тысяч человек, 148 полевых орудий и 8 пулемётов, в то время как Япония в начале войны имела армию, насчитывающую 375 тысяч человек, 1140 орудий и 147 пулемётов. К концу войны Россия смогла задействовать лишь 30 % своей постоянной армии.
По мнению некоторых представителей военной элиты того времени (например начальник германского генштаба Шлиффен) Россия вполне могла продолжить войну, стоило лишь лучше мобилизовать силы империи.
"