Без реального парламентского контроля нереально добиться коренного перелома в борьбе с коррупцией.
Парламентский контроль - это основа основ борьбы с коррупцией, это тот системный механизм, при котором власть добровольно отдает контроль за своими действиями оппозиции, подчеркивая тем самым чистоту своих решений и намерений.В большинстве развитых стран мира именно парламентский контроль является важнейшим инструментом для отслеживания чистоты действий исполнительной власти, чиновников всех уровней и областей сферы деятельности. В Европе такие парламентские комиссии, сформированные представителями всех фракций, работают уже на протяжении нескольких десятков лет и демонстрируют свою эффективность. Их работа происходит в открытом режиме с публичными слушаниями в присутствии граждан, общественных организаций, представителей СМИ, за исключением редких случаев, когда речь идет о неразглашении государственной тайны.
Парламентский контроль существенно отличается от парламентского расследования, которое сейчас санкционировано действующим законодательством. Парламентское расследование - это временная кампания, проводимая по конкретному чрезвычайному происшествию, в то время как парламентский контроль должен осуществляться на регулярной основе.
Европейский опыт парламентского контроля наиболее полноценно представлен в Германии. Здесь существует порядка 100 комиссий парламентского контроля по различным аспектам жизнедеятельности государства и общества, включая такие деликатные вопросы, как контроль за работой спецслужб и правоохранительной системы в целом.
Председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая нашла оппозиционный закон опасным. По ее мнению, в альтернативном законе авторы нарушили Конституцию и попытались тем самым взять на себя функции следственных органов.
— У нас сегодня существуют соответствующие уполномоченные органы, которые обеспечивают через свои полномочия конституционные права граждан. Зачем парламенту полномочия беспрепятственно проходить на территорию любого предприятия, знакомиться с оригиналами документов, делать их копии? Чем подобная деятельность отличается от рейдерства? — спросила Яровая.
В защиту своего законопроекта Гудков заявил, что нем четко прописан механизм утверждения выводов Счетной палаты.
— Отчеты направляются в органы исполнительной власти, которые должны либо согласиться с результатами контрольных мероприятий, либо отвергнуть их. И в письменном виде мотивированно сообщить об этом парламенту. Таким образом, мы лишаем чиновников возможности просто принять к сведению информацию как некую рекомендацию, к которой можно и не прислушиваться, — заявил Гудков