Ну раз уж ты Маркса вспомнил... может объяснишь нам, чем вера в бога отличается от веры в светлое будущее?
Вопрос изначально некорректный, но отвечу. Во-первых, Маркс не призывал всех совершать революции ради лишь светлого будущего (которое может и не наступить, объективно) , он лишь прогнозировал (и, надо сказать, довольно точно. Развитие технологий уже дошло до полностью автоматизированных заводов и замены человека в некоторых сферах). Плюс, вспомним, одну его фразу: "
Эти господа — все марксисты, но того сорта, который был вам известен во Франции десять лет назад и о котором Маркс говорил: «Я знаю только одно, что я не марксист!». И весьма вероятно, что об этих господах он сказал бы то же, что Гейне говорил о своих подражателях: «Я сеял драконов, а пожал блох».
Нетрудно представить, как он отнесся бы к СССР, учитывая, что Энгельс уже тогда (до революции) написал:
Мне думается, что в одно прекрасное утро наша партия вследствие беспомощности и вялости всех остальных партий вынуждена будет встать у власти, чтобы в конце концов проводить все же такие вещи, которые отвечают непосредственно не нашим интересам, а интересам общереволюционным, специфическим и мелкобуржуазным; в таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими собственными, в известной мере ложно-истолкованными и выдвинутыми в порыве партийной борьбы печатными заявлениями и планами, мы будем вынуждены производить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они несвоевременны. При этом мы потеряем головы, — надо надеяться только в физическом смысле, — наступит реакция и, прежде чем мир будет в состоянии дать историческую оценку подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами, на что нам было бы наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже
Но сейчас совершенно другое время, другой уровень развития технологий, другой уровень развития общества, другой уровень сознательности.
Однако, я упомянул Уильяма Годвина, который действительно был утопистом, на его примере и поясню разницу между религиозной верой и верой в утопию. Как я выразился ранее, левые полит. теории строятся на том, что свойственно человеку, отрицая всякий идеализм. Тут уже сразу видна разница: вера в утопию строится на фактах (пускай и с дальнейшими фантазиями автора), вера в религию
имеет в себе фантазийную основу (ведь существование Бога - это не факт) и далее фантазируется.