Re: Флудилка
Еще одной проблемой ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ (как, в принципе, и всех подобных норм КоАП РФ) является проблема доказывания. Кто определяет, распивается пиво или другой напиток, как определить какой напиток употребляется, существует ли различие между пивом, содержащим определенную процентную долю этилового спирта и так называемым безалкогольным пивом – вот неполный перечень вопросов, возникающих при применении ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.20 КоАП РФ уполномочены рассматривать органы внутренних дел (милиции). Соответственно определять, пиво пьет гражданин или другой напиток будет сотрудник милиции. При таком раскладе существует почва для злоупотребления как со стороны сотрудника милиции, который может признать пивом любой другой напиток (даже по ошибке, например, когда гражданин налил в бутылку из по пива объемом 1,5 литра квас и его распивает), так и со стороны распивающего пиво гражданина, который может обжаловать действия сотрудника милиции и утверждать, что вместо пива был квас. К тому же возникает резонный вопрос: кто наделил сотрудника милиции, не обладающего специальными знаниями, правом определять пиво пил человек или не пиво. Как он это будет определять – пробовать, нюхать, или поверит этикетке? В данной ситуации выходом стало бы снабжение сотрудников милиции специальными средствами по типу тест-систем для индикации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе (алкотестеров). Переносные приборы небольших размеров, позволяющих за несколько секунд определить пиво это или другой напиток, а точнее процентное содержание этилового спирта объема готовой продукции, решили бы данный вопрос раз и навсегда. Доказательством станет отчет о проведенном анализе напитка, который (отчет) будет прилагаться к протоколу об административном правонарушении.
Проблема определения, является ли административным правонарушением распитие безалкогольного пива – еще одно несовершенство ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Несмотря на то, что статья направлена на устранение пропаганды потребления алкогольной продукции, в ее тексте не говорится об исключении безалкогольного пива из состава административного правонарушения. Возникает двоякая ситуация: с одной стороны нет смысла привлекать к ответственности за распитие безалкогольного пива, поскольку не реализуются цели законодательного установления; с другой стороны безалкогольное пиво не перестает быть пивом, никто ведь из прохожих не читает какое содержание этилового спирта в данном напитке.
Для устранения данного недочета в текст статьи требуется внести уточнение: либо исключить безалкогольное пиво из состава административного правонарушения, либо его туда включить.
Интересным представляется вопрос правомерности привлечения к ответственности за распитие пива при установлении иного состава административного правонарушения в законе субъекта РФ, нежели в ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении. КоАП РФ в ст. 1.1 устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Сказанное позволяет сделать правомерный вывод, что законодательные (представительные) органы субъекта РФ вправе скорректировать состав административного правонарушения, установленный КоАП РФ. Однако из данного правила существует исключение: в соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Поскольку запрет на распитие пива установлен Федеральным законом от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», следовательно, установление ответственности за нарушение данного запрета прерогатива федерального законодателя. За распитие пива наступает ответственность в соответствии с КоАП РФ, а не законом субъекта РФ (См., например: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2005 г. № 88-Г05-8).