Не вместо.
Фокусировка глаза для изображения и отражения происходит на разные дистанции. Подойди к обычному зеркалу на 60...80 см - ты можешь чётко рассмотреть либо себя, либо его поверхность.
Вот только фокус не применим к ситуации с монитором и не имеет значения в целом. Если перед картинкой отражающая поверхность, то теряются детали и контраст.
Матовый экран рассеивает свет. Что размывает и приглушает отражающиеся в нём предметы, но, с другой стороны, частично просачивается свет и от объектов, которые находятся вне угла отражения до глаз. Из-за чего окружающие освещение в большей степени влияет на его уровень черного и контраст.
Но если ты не черный черный в черном в черной комнате, то на глянцевом экране получишь всратую картинку в тёмных сценах, когда отражающиеся предметы на экране будут ощутимо ярче деталей сцены. Что даёт приводит к результату в них хуже убогих ипс с засветами. Ну и к повышенной яркости при обычной работе.
Могу только ещё раз указать на очевидное - производители чётко поняли с какой стороны масло на этом бутерброде и постепенно матирование выкидывают.
Поэтому начали делать матовые экраны даже с qd, которым он противопоказан из-за и так врожденной беды с потерей уровня черного и контраста от окружающего освещения.