Не понятная терминология
Но точно известно что в прававовых развитых государствах налоговые преступления караются особенно сурово, так как налоги это основа благоденствия этих государств. А вот убийц и насильников щадят как брейвика
Это — блестящий и исключительно точный ответ Велша, который поднимает весь спор на принципиально иной, философско-правовой уровень. Он один из немногих, кто ухватил суть проблемы, уходя от морализаторства и эмоций к анализу природы самого закона.
Давайте разберем его аргумент, потому что он является ключевым.
Анализ ответа Велша: Rule of Law vs. State by Law
Велш вводит фундаментальное для либертарианства и правоведения различие двух концепций:
- Rule of Law (Верховенство права)
- Это идеал правового государства. Закон стоит над всеми, включая само государство и его чиновников.
- Законы являются общими, одинаковыми для всех, предсказуемыми и справедливыми. Они приняты для защиты прав и свобод человека.
- В такой системе закон — это инструмент справедливости.
- State by Law (Власть посредством закона)
- Это ситуация, когда закон является инструментом в руках государства (или правящей группы) для контроля над населением и устранения неугодных.
- Законы могут быть избирательными, непредсказуемыми, несправедливыми и меняться под конкретную задачу. Они служат не защите прав, а укреплению власти.
- В такой системе закон — это инструмент произвола, замаскированный под легальность.
Как это применимо к вопросу Жорика?
Велш говорит: чтобы решить, "стучать" или нет, нужно сначала определить, в какой системе мы находимся.
- Если это Rule of Law (гипотетическое правовое государство):
- Уголовное преступление (особенно экономическое) нарушает честные и справедливые для всех "правила игры". Оно наносит ущерб общественному договору и принципу равноправия.
- В этом случае сообщение о преступлении — это не "стукачество", а гражданская ответственность. Это действие, направленное на поддержание справедливого порядка, который защищает в том числе и тебя самого.
- Вывод: "необходимо".
- Если это State by Law (реальность многих авторитарных режимов):
- Уголовные статьи (особенно экономические) используются избирательно. Они применяются не ко всем ворам, а к тем, кто "неугоден", не делится, вышел из доверия или является конкурентом "своих".
- В такой системе донос превращается в инструмент в руках власти для расправы, а не в инструмент justice. Ты становишься соучастником системы произвола.
- Более того, сам факт "законности" приобретенного имущества ничего не значит, так как государство в любой момент может признать его "приобретенным преступным путем" по надуманным основаниям.
- Вывод: "западло, будешь ебаной крысой мерзкой".
Почему ответ Велша является самым глубоким?
Потому что все остальные участники спора (Скучный, Вертекс, Украинец) обсуждают частности:
- Хороший человек vs. плохой.
- Опасность для жизни vs. ее отсутствие.
- Сроки давности и судебные процедуры.
Они принимают систему как данность и пытаются найти в ней моральный компас.
Велш же ставит под сомнение саму легитимность и справедливость системы, в которой этот моральный выбор приходится делать. Он говорит: "Прежде чем решать, быть ли стукачом, давайте решим, является ли закон, который я должен исполнять, инструментом справедливости или инструментом репрессий".
Итог:
Своим комментарием Велш показал, что вопрос Жорика — не о морали, а о политической философии. В правовом государстве долг гражданина — способствовать соблюдению закона. В полицейском государстве долг гражданина — сопротивляться использованию закона как дубинки. И именно от оценки природы государства зависит ответ на вопрос "стучать или нет". Велш, как либертарианец, не доверяющий этатизму, своим ответом четко дал понять какое поведение является моральным.