
Мы вернулись! Как я осторожно и предполагал, времени на публикации за отведенный ммозгоотпуск не нашлось, зато мне удалось занять расслабленную роль молчаливого наблюдателя. Самое странное из виденного за этот период было, пожалуй,
путешествие Домоседки в японскую бету Archeage. Который, к слову, официально стартует буквально завтра, объявив, что «система подписки больше подходит для японских игроков». Ничего не напоминает? С точностью до наоборот. Ну да ладно. Новость эта однозначно позитивная и, как минимум, устраняющая довод «разработчикам сложно поддерживать два типа монетизации». Мы же перейдем к крику души ролевика, который я обнаружил в комментариях загадочного путешествия
Домоседки.
Уважаемая мной
Кельмора, человек, подходящий ко всему с чувством, высказала набор опасений ролевика по поводу субъективной привлекательности (а вернее — непривлекательности) Archeage. Этот текст мало того, что остался без ответов и разъяснений, так еще и был приправлен одобрительными кивками. Процитирую развернутый довод моей, к сожалению, виртуальной собеседницы, чтобы вы поняли точку зрения:
Пока что я тут единственный комментатор, которого отпугивает обещание песочницы. Я не вижу, чтобы в АА это было реализовано согласно определению с википедии «пользователь может играть в игру творчески, «неправильно», как ему заблагорассудится». В случае с АА никакого лунапарка с блекджеком не предвидится. Вся песочность собирается сводиться к тому, что несколько кланов будет соревноваться за экономическое влияние и захват/перестройку замков, стоящих в строго определённых точках на одном пвп-континенте. Чуть больше свободы будет у тех, кто строит дома под стенами замков или сажает плантации — можно решить, где именно ты разместишь своё пиксельное имущество. Но это не слишком похоже на лунапарк с блекджеком, которые возникает перед внутренним взором при заманчивом обещании «делай в песочнице что хочешь». Если бы в этом азиатском прибежеще фарма и задроства могли наравне с целевой аудиторией существовать ролевики (такие, как те, с которыми я сейчас играю в айоне), строить собственные города для своих внутриигровых сеттингов, модифицировать локации в соответствии с игровыми запросами — это было бы круто. Это — была бы песочница. Но в ArcheAge таким ролевикам делать нечего. Даже если они прибьются к гильдии, которая сможет захватить территорию для замка, никто не будет делать замок и посёлок в соответствии с ролевыми нуждами. Замок и посёлок, со всем фермерским хозяйством, будут делаться исходя из экономической и тактической выгоды. Никаких садов сакуры или мрачных склепов, пригодных для эвентов, фотографирования и демонстации своего мастерства в деле дизайна локаций, а только нужное и полезное в хозяйстве. И замок только такой, чтобы его было можно защитить во время осады. На мой вкус это не является хорошей и годной песочницей. Так, прокачанная Lineage II с новыми фишками — и только для определённой аудитории. Вот этим ребятам в пвп-песочнице будет хорошо, эта игра для них.
Да, ещё будет возможность посылать/грабить морские и сухопутные караваны. Наверно это будет интересно сплочённым командам фармеров-пвпшников со стабильным онлайном. Но вообще-то этого тоже недостаточно для обещания «делай в песочнице что хочешь».
Ну а больше никаких фишек и песочных свобод заявлено не было. А поскольку бета-тесты уже прошли, принципиально новых моментов, связанных с песочницей, в игре нет, иначе бы это разлетелось по сети. Зачем мне, казуалу и ролевику, нужно подвисать в этой игре, не понятно. В ней нет ничего, что было бы для меня лунапарком с блекджеком, ничего, во что я бы хотела вкладывать душу и время (потому что ни то, ни другое я не хочу вкладывать в большую гильдию, нацеленную на «эффективную и успешную игру». Нет тут для меня ничего интересного, кроме, пожалуй, новизны, которой хватит на неделю, если идти в игру одной, или на месяц, если идти в игру с друзьями, пройти контент. Причём именно контент: квесты, локации, новинки корейских игроделов, а не песочницу, которую делали явно не для меня.
Вот это-то и пугает. Пугает, что после стольких лет обсуждений и ожиданий, когда отыграны все беты и рассмотрено большинство механик, мы находимся чуть ли не там же, где начинали. Я не собираюсь писать гневный ответ и уличать в незнании некоторых аспектов игры, хотя бы по той простой причине, что вижу основу привлекательности этого мира именно в широкой ее доступности для различных игроков с различными вкусами. Искренне хотел бы, чтобы Кэльмора стала частью такого мира. Я могу ошибаться, и время может расставить все по своим местам, но суть в том, что исходя из видимого мной в данный момент проект обладает количеством возможностей, которые значительно превосходят многие из миров, которые ролевики считают подходящими. Поэтому попробую объяснить свою точку зрения.

Конечно, здесь нужно понимать мое личное довольно специфическое отношение к виденным мною ролевикам. Я не включаю в их число Кэльмору, так как мы ни разу на практике не пересекались и мне неизвестно, какой стиль игры она предпочитает. Но хочу сразу уточнить, что попытку играть в игру перпендикулярно ее законам и правилам я не очень понимаю, как и не понимаю термина «играть как захочется». Мы все, игроки, существуем в рамках законов определенного игрового мира, как и люди, живущие на планете Земля, подчиняются ее законам и внешним обстоятельствам. Поэтому если кому-то захочется посадить «сады сакуры», что, собственно, можно сказать,
было сделано в Archeage давно, в отличие от любой другой MMO, то придется раскошелиться на саженцы. Если страшно высаживать деревья вдоль дороги и не хочется сталкиваться с актами вандализма, можно купить свой земельный участок, который, правда, нужно еще заполучить и за который придется платить еженедельные налоги.
То же относится к вожделенному «мрачному склепу», который буквально без всяких проблем можно соорудить в игре, так как разработчики сделали доступными для приобретения различные трехмерные фигуры, на которые можно натягивать любые пользовательские текстуры. И здесь мы приходим к первому «но». Куча странных людей в своих домиках незамедлительно соорудили холодильники, духовки и кондиционеры, не придумав ничего лучшего. Я, конечно, могу сказать по этому поводу «фе», но это их дом, их территория и они делают то, что считают красивым, смешным, интересным, или что там еще ими двигало в этом безумии.
Многие высказывают довольно справедливые опасения по поводу принципиальной возможности подобного творчества. А кто-то более резонно, на мой взгляд, говорит, что такие эксперименты должны стоить куда дороже. В этом случае цена будет хоть каким-то фильтром потока «творчества», который каждый видит в чем-то своем. То же самое касается и картин, превращенных в большинстве случаев в довольно пошлые постеры. Но пускай на сотню таких инсталляций студенческой общаги в Archeage придется хотя бы одна художественная галерея, которая, сюрприз, опять же
уже есть в игре.

И все это о доступности инструментов творчества. В моей стране есть два безумно красивых природных парка – Уманский Парк и Аскания Нова. Это жемчужины ландшафтной архитектуры и вообще демонстрация торжества духа, целеустремленности. Но все это обошлось ее авторам в огромные суммы денег, а труда на их возведение ушло просто бессчетное количество. Иначе не бывает. Иначе мы бы жили посреди кучи творческих экспериментов людей с сомнительным вкусом. Но для денег нужны те самые очень правильно выстроенные огороды, максимально эффективные и приносящие реальную прибыль.
Если говорить о творчестве в более широком и доступном смысле, давайте вспомним игру на музыкальных инструментах. Давайте вспомним возможность писать, издавать и продавать книги. Давайте, наконец, вспомним о пользовательских фракциях, не как территориях, которые должны защищать именно максимально эффективные в военном плане замки (и другие просто не нужны, вообще), а как некую культурно-социальную общность со своими привлекательными элементами, от внешней атрибутики, названия и до, вполне возможно, интересного сюжетного бэкграунда, глобальной квенты, выписанной в книгах, написанных вашими руками.

Для этого нужно только понять, что в этом мире у каждого своя роль. Их здесь десятки, каждой из них посвящены реальные элементы геймплея – от выуживания рыбы, возможности быть бродячими музыкантами или оседлыми писателями, вспахивающими огород, как Лев Толстой, до капитана пиратского судна, искателя подводных сокровищ или настоящего шерифа. В этом мире не получится быть всем сразу. Каждому человеку придется взаимодействовать с другими. Нуждаться в других. Зависеть от других. Давать что-то другим. Я понимаю, что это не всегда приятно и не всегда несет в результате положительный эмоциональный заряд. Но это все часть большого эксперимента, который называется игра. Где вы играете, а не играетесь. Где вы живете, а не притворяетесь. И если это не подходит ролевикам, то я не знаю, что вообще может подойти.
Честно
спиженно с