Официальное обозначение: Gefechts Aufklater VK 1602
Альтернативное обозначение: “Leopard”
Год постройки первого прототипа: сентябрь 1942 г.
Стадия завершения работ: остался на уровне прототипа.
Единственный в своём роде танк, предназначенный для ведения разведки боем, был создан по заказу бронетанковых сил немецкой армии. В 1941 году была выдана спецификация на разведывательный танк, оснащенный улучшенным бронированием и более мощным вооружением, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.F. По сути, предлагалось разработать улучшенный вариант танка VK 1601, заимствовав от него элементы ходовой части. От разработчиков требовалось построить быстроходный танк легкого типа (Gefechtsaufklarung), способный вести разведку в тяжелых боевых условиях. Отсюда вытекали соответствующие требования к бронированию, которые выдвигались даже в ущерб ходовым качествам. Проект получил обозначение VK 1602.
Ожидая скорого ввода в строй новых танков вермахт уже в 1941 году запланировал их серийное производство. Согласно Panzerprogramm 41 к декабрю 1943 года предстояло построить 105 машин, а в 1944 году – ещё 150. По другим данным общее количество заказанных разведывательных танков оценивается в 339 экземпляров.
Окончательный вариант технического задания был выдан в марте 1942 года фирмам MIAG и Daimler-Benz. Первой из них предстояло построить шасси, а вторая занималась разработкой башни нового типа. Всего проектировалось два варианта разведывательного танка: “легкая” массой порядка 18 тонн и “тяжелая” массой 26 тонн. Предполагалось, что работы будут завершены к октябрю, но война внесла свои коррективы.
Поступающие с Восточного фронта донесения не оставляли сомнений, что основным советским танком в боях 1942-1943 гг. будет средний Т-34. Установленная на нём 76,2-мм пушка Ф-34 свободно поражала немецкие средние танки с любой дистанции, так что разработку “легкой” версии летом 1942 года прекратили, сосредоточив усилия на “тяжелой”.
Несомненное влияние на создание формы корпуса оказали как испытания трофейных “тридцатьчетверок”, так и работы по танкам серии VK 3002 – будущим “пантерам”. Корпус опытного образца VK 1602 имел полностью сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали. Лобовые бронелисты устанавливались под значительными углами наклона (верхний - 50°) и имели толщину 50 мм. Борта и корма корпуса изготовлялись из 30 мм брони, крыша и днище – 20 мм. Компоновка корпуса была классической для немецких танков того периода. В передней части размещалась трансмиссия, за которой находились органы управления, приборы. Место механика-водителя было у левого борта, а справа разместили радиостанцию и место для радиста. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, где находились места для командира и заряжающего, а также боекомплект. На танке была запланирована установка радиостанций типа FuG 5 или FuG 8, и 30-Вт передатчика FuG 8.
В задней части устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Maybach HL157P мощностью 550 л.с. вентилятор, масляной и топливный баки. Двигатель оснащался двойным карбюратором Solex, стартером Bosch BNG и генератором Bosch GTLN. При расчетной массе 26 тонн удельная мощность равнялась 21,1 л.с. на тонну веса.
Трансмиссия включала сцепление при помощи гидромуфты, ручную коробку переключения передач (обеспечивавшей 8 скоростей движения вперед и 1 назад) типа Maybach, главный фрикцион и бортовые передачи.
Разработанная фирмой Daimler-Benz двухместная башня, обладавшая бронированием толщиной 20-50 мм и маской орудия типа “кабанья голова”, была признана очень удачной. В ней устанавливалась 50-мм пушка KwK 39/1 с длиной ствола 60 калибров и один 7,92-мм пулемет MG34 или MG42.
Ходовая часть VK 1602 почти полностью соответствовала танку VK1601. В ней применялось по пять опорных катков на каждый борт, расположенных в шахматном порядке, и переднее расположение ведущих колес. Подобная схема хорошо влияла на такой показатель, как удельное давление на грунт. Впрочем, в условиях бездорожья Восточного фронта подобное преимущество оборачивалось недостатком из-за постоянного забивания грязью пространства между катками. В целях улучшения проходимости ширину гусеничных траков довели до 360 мм, хотя в зарубежных источниках можно встретить цифру 650 мм (!). Опорные катки сонащались индивидуальными торсионами с применением амортизаторов на крайних узлах подвески. Длина опорной поверхности гусениц составила 3475 мм, ширина колеи - 2430 мм, удельное давление на грунт - 0,58 км\см.кв.
Макет танка VK 1602 был готов в июне 1942 года. К тому времени ему было присвоено официальное название “Leopard” – утверждается, что имя новому танку дал доктор Порше, который руководил тогда работой танковой комиссии. В любом случае VK 1602 стал первой боевой машиной, которой было присвоено "звериное" название. Постройку первого прототипа завершили уже к 1 сентября, однако фирма Daimler не успела к этому сроку поставить башню, поэтому в начале испытательного цикла VK 1602 оснащался башней от танка Pz.Kpfw.II Ausf.G без вооружения.
Испытания VK 1602, проводившиеся в течении второй половину 1942 года, показали его превосходство над основным разведывательным танком “Luchs” (Sd.kfz.123). При одинаковых геометрических размерах новая машина обладала лучшей защищенностью, но говоря уже о вооружении. Ходовые характеристики также вполне соответствовали предъявленным требованиям. Можно сказать, что немецким конструкторам удалось создать уменьшенную копию “пантеры”, и всё же серийное производство VK 1602, намеченное на апрель 1943 года, так и не состоялось.
Причин для закрытия проекта было несколько. Как это ни странно, вермахт посчитал боевую массу в 21500 кг слишком большой для танка такого типа. Конечно, если сравнивать VK 1602 с “Luchs” этот показатель будет не в его пользу, но не надо забывать, что толщина брони у нового танка была почти вдвое больше. Прибавьте ещё к этому более тяжелую пушку с боекомплектом.
Вторым, более веским поводом для закрытия проекта VK 1602, послужило мнение, что при имеющемся соотношении “броня-вооружение” этот танк будет мало эффективен в бою против Т-34 или аналогичного ему танку.
Летом 1942 года фирма Daimler-Benz попыталась продлить жизнь этого проекта, предложив модель VK 2801 с усиленным бронированием и новыми двигателями. На выбор предлагались следующие варианты с дизельным DB 813 (450 л.с.), а также бензиновыми Maybach HL 230 (700 л.с.) и МВ 507 (600 л.с.), но вермахт уже заметно охладел к идее сильно бронированного быстроходного разведывательного танка.
Фирма Rheinmetall также планировала использовать шасси VK 1602 как основу для 105-мм leFH18 самоходной гаубицы, имевшей обозначение Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет.
Официально программа развития VK 1602 и его вариантов была закрыта в мае 1944 года, а единственный прототип был разобран на металл. От всего проекта для дальнейших работ была оставлена только башня, которая впоследствии перекочевала на тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 “Puma”.
Информация взята с
http://www.aviarmor.net/TWW2/tanks/germany/vk1602.htm