Как и ожидалось, Oysteinn не дожил до победы буквально пару месяцев, и следующие несколько лет я занимался тем, что загонял обратно в свои границы разбежавшихся сынков и отбирал у них свои исконные земли, спустив на это большую часть накопленного бабла (харе ржать, тебе это тоже предстоит). Так что создание уютного королевства мальса откладывается. Однако продолжаем.
Братья наши меньшие
Кажется, я обещал рассказать в подробностях про вассалов. Думаю, сейчас для этого самое время. Вассалы это те твои подданные, у которых есть титул, входящий в титул более высокого уровня, который есть у тебя. Не обязательно De Jure. Своей территорией он управляет сам, а ты получаешь с нее лишь косвенный профит.
Свалить от тебя самостоятельно вассал может лишь в двух случаях - объявив войну за независимость, либо померев и оставив имущество в наследство иностранным гражданам (и такое бывает). Первое контролируется шкалой репы, второе жесткой евгеникой.
Репа с вассалом крайне чувствительная материя. Улучшить ее можно, само собой, раздавая ништяки. Ухудшить ее можно отбирая ништяки, либо предпринимая враждебные действия против самого поциента, его родственничков и коллег. Ну ты понел да, нельзя просто так выпереть кого то под зад коленом из страны, или отрубить голову, не сагрив на себя большую часть личного состава, нужны законные основания, а значит для банальных казалось бы процедур порой требуются хитрые политические комбинации. Ну ты им со временем сам научишься. Важны два основных правила - ни в коем случае не портить отношения сразу со всеми, иначе если дело дойдет до гражданской войны (а оно доходит до нее в 90% случаев), они будут не на твоей стороне, а на его, и тебя разорвут. И второе - не позволяй отдельным личностям слишком отжираться титулами и землями по сравнению с остальными и с тобой самим, иначе войнушки за независимость не избежать несмотря ни на какое умасливание.
Итак, что могут делать вассалы?
- Воевать за тебя. В феодальном государстве они просто отдают часть своих армий тебе. В трибальном, как у нас, бегают сами в качестве союзников. Вероятность согласия и количество солдат напрямую зависит от репы офк.
- Воевать друг с другом. Особенно если у кого то есть De Jure земли, принадлежащие другому. Обычно на это пофиг, но некоторые реформы могут потребовать отсутствия внутренних конфликтов, плюс если намечается потная катка, тебе могут потребоваться все их армии, в таком случае можно проюзать кнопку Enforce Realm Peace в меню My Council, это пропишет им узбагоительного на время.
- Клянчить титулы и места в совете. Все бы ничего, но порой в совет просятся полные лохи с околонулевыми скиллами. Все бы ничего, но у этого лоха может быть куча друзьяшек и армия сопоставимая с твоей, и долго держать его с минусовой репой так себе затея. В такой ситуации можно либо заслать ему ассасина, в надежде что наследник будет поумнее папаньки, либо побрить на титулы и отдать их крутым скилловым пацанам.
- Строить козни и засылать убийц против друг друга и тебя. На их междусобойчики обычно пофигу, но если кто то копает под тебя самого или твоою семью, у тебя появляется законная возможность упечь негодяя в тюрягу. Если же он отказался и устроил заварушку, можно еще и титул его отжать за предательство. Иногда это бывает даже выгодно. Если же это полезный чувак, его можно вежливо попросить не барагозить, обычно это помогает.
- Создавать фракции типа "Васю пупкина в президенты" и звать друзьяшек на помощь. Как только количество мемберов перевалит критическую массу, тебе кидается вар. Проблема в том, что сажать в тюрьму за фракции нельзя. Так что тут либо ассасин, либо умасливание до значений существенно выше нуля.
- Захватывать вражеские земли, при наличии такой возможности. Это хорошо, поскольку расширяет твои границы за счет окрестных бомжей без твоего участия. И это плохо, поскольку расширяет и его границы. Так что нужно своевременно брить излишне активных конкистадоров, не давая им стать конкурентами.
Ну, для базового курса грязного политика этого достаточно, а там сам разберешься.
В следующей пятилетке мы будем жить лучше! Ура, товарищи!
Ну вернемся к нашим баранам. МЫ уже нахватали достаточно территорий, и теперь нам нужны только деньги и церковная репутация, чтобы создать теплое ламповое королевство. Чтобы накопить деньги, можно выбрать своему персу фокус Business, это даст много ивентов, с которых капает голда. Чтобы накопить второе, можно выбрать фокус Theology. Ну ты понял, что нам будет нужно в ближайшие несколько лет, то и выбираем.
Накопив все это, и выполнив еще пару несложных условий, ты сможешь создать себе титул класса Kingdom. Вуаля, теперь у нас есть государство под названием Норегр. И возможность раздавать титулы класса Duchy. Это позволит твоим вассалам иметь собственных вассалов, и избавит тебя от возни с мелкой шушерой. Но титул Jarldom of Ostlandet и 5 его регионов лучше оставить себе, дабы получать с них профит. А чтобы не приходилось увеличивать этот самый профит путем увеличения количества территорий, в них можно строить здания.
Тыкни в свой регион, затем в изображение города в большом квадрате, получишь список апгрейдов. Они дают бонусы к баблу и солдатам, и я хз как тебе, а мне проще иметь на своей шее 5 прокачанных регионов, чем 25 непрокачанных. Вассалы свои регионы отстраивают сами, но ты можешь им в этом помочь. Это даст плюсик в репу.
Ну щито же, коль скоро ты стал большим и сильным, время подмять под себя надоедливых лохов-соседей и подумать о будущем своей великой цивилизации. Но чем больше ты, тем более сложна война в организационном плане, потому не спеши нагибать всех подряд, а сперва как следует подготовься. Во первых подкопи бабла, армия в активном режиме жрет его как белаз соляру. Во вторых помни, что как только ты влезешь в войну, тут же найдутся желающие воспользоваться твоим положением. Как тараканы из всех щелей полезут лутеры, восставшие крестьяне, давно обиженные соседи, желающие независимости вассалы, странствующие шайки наемников, и у тебя должно быть достаточно ресурсов, чтобы вышибить все это дерьмо за один присест, то есть максимально отрегененая армия, максимально лояльные вассалы, максимально прокачанные командиры, плюс достаточно хонора на суммон 2х-3х аварийных стаков. При этом желательно, чтобы у потенциального противника всего этого не было.
Обрати внимание, что когда ты захватываешь сразу много пространства, у тебя увеличивается Threat, все очкуют и начинают судорожно создавать союзы против тебя. В таком случае надо посидеть подождать пока Threat сползет на 0, иначе пол карты тебе не одолеть ни с каким зергачом.
В общем, если внутренний грязный политик тебя и здесь не подвел, получаем нечто такое.
Тут у меня вышел легкий конфуз, и пару регионов в центре унаследовал какой то немецкий хрен, но чуть позже я его накажу.
Пожелав отдохнуть от геополитики (а особенно если твоему персу уже лет 50 и есть большая вероятность, что он отправится в ад посреди войны, что очень плохо), можно заняться реформами. У нас например есть возможность реформировать религию, после чего можно постепенно построить феодализм.
Как можно увидеть в этом окне, у нас есть 5 святых религиозных точек, которые надо захватить, и имея овер дохрена церковной репутации стать папой римским местного разлива. Проблема в том, что 2 из них находятся в европе под боком у опасных франции и германии. Поэтому сперва копим все нужные ресурсы, потом стремительным броском захватываем эти точки и прожимаем кнопку (поскольку там все время идет какой то кипиш, это вполне может получиться сделать под шумок). После этого огрызки посреди вражеской территории желательно дропнуть через Grant Independence, иначе тебе могут кинуть вар те, с кем лучше не связываться.
После этого можно сменить способ наследования с Elective на обычный, дабы плюхи уходили только твоим детям, а всякие троюродные дядюшки сходили на мпх. Так же можно отстроить Stone Hillfort и прокачать Tribal Organization в топчик, чтобы превратиться из трибала в феодала. Это даст возможность строить замки и покупать тяжелую пехоту и кавалерию, что поднимет крутость твоей армии на невиданный уровень. С таким техническим превосходством ты изи одолеешь все оставшиеся финно угорские народы и замутишь себе Empire of Scandinavia, я гарантирую это.
Ну вот собсна и все. У кого есть вопросы можно задавать в этой темке.