Советский Союз убила ложь. С плакатов население убеждали, что «СССР - оплот мира» и посылали войска по всему миру. По Центральному телевидению радостно сообщали о выполнении пятилетних планов, а полки в магазинах стремительно пустели. ЦК КПСС запретил алкоголь, а по московским ресторанам шлялась вечно пьяная дочь Генерального секретаря ЦК КПСС. В кинотеатрах показывали фильмы «Коммунист» и «Ленин в октябре», а коммунистическая номенклатура собиралась на закрытых просмотрах и наслаждалась творчеством Феллини. Люди стояли в очередях за вонючими сосисками, а служебные автомобили отъезжали от спецмагазинов с полными багажниками деликатесов. По телевидению неустанно продолжали говорить, что СССР вот-вот «догонит и перегонит Америку».
Ложь - цензура и пропаганда создали новый вид человека - Homo soveticus, который беспрекословно верит лжи, но он никогда не позволит себе усомниться в том, что его страна менее великая, чем была придумана в сборниках сказок под названием «История России». Примерно 15 лет, после распада СССР Homo soveticus жил в неприятной и неуютной для себя среде - его отпустили на волю. Хочешь - работай, не хочешь - воруй, хочешь - пойди в ЛДПР, не хочешь - стань демократом.
Расстроенный народ жаждал порядка, крепкой руки и мудреца за кремлевской стеной. Мудрец явился в образе Путина. Человека незамысловатого, небольшого роста, серой внешности и большим облаком тумана вокруг - разведчик в тылу врага, дзюдоист с черным поясом по дзюдо, нежный семьянин и ученик Собчака. Со временем стало понятно, что разведчиком он был не в тылу врага, а у друзей, черный пояс забыт, с женой разошелся, а упоминание юриста Собчака в качестве учителя приводит в недоумение.
Путин сразу начал со лжи. Начав вторую войну в Чечне, запретил туда ездить журналистам, потом начал отбирать популярные независимые СМИ, ввел новую государственную структуру - Департамент информационной безопасности, пропаганда понеслась с Интернета. Он начал строить новый Советский Союз, уже зная, что цензура должна быть первой, потом пропаганда.
Пропаганда не заставила себя ждать. С экранов телевизоров понеслось - «великая Россия», «встаем с колен», «возвращение русских земель», «защита русского языка», «ни пяди не отдадим». И опять - военные парады, танки, самолеты, ракеты. Одновременно восстановлен культ личности: Путин - в танке, Путин - в подводной лодке, Путин - на самолете, Путин - выручает стерхов, Путин - лечит тигрицу, Путин - целует мальчика в живот, монах целует Путину руку, народ в истерике.
Как и в Советском Союзе, российская пропаганда заменяет реальность. Автомобильная промышленность умерла, авиационная - тоже, ракеты «Булава» не взлетают, более 50 процентов продуктов питания - импортные, предметы бытовой техники - почти 100 процентов. Экономики нет, бюджет держится за счет продажи нефти и газа. Путин восстановил традиции советской интернациональной помощи, теперь - в Сирии. Война в Грузии подорвала имидж путинской России, но амбиции не остыли.
Путину удалось много - убедить население в том, что он «спаситель России», но советский чекист не учел одного обстоятельства - мир перестал быть закрытым, появился Интернет. Советский Союз был закрыт железным занавесом, внутри которого было раздолье для КГБ - можно было ловить, сажать, отправлять в лагеря. Подполковнику Путину очень неуютно в современных условиях, он так не привык. Не могу согласиться с утверждением, что российская пропаганда переплюнула советскую. Нет, она - уродливое повторение. Но результат будет таким же.