В итоге вышла до сих пор непревзойдённая социальная модель, полностью копирующая реальный мир, с возможностью ударить в спину вчерашнему союзнику, и открывающая огромное поле для дипломатии. Пока что больше нигде такого нет, так как игры выходят либо РвР, с делением на две/три/десять фракций, либо с РвР загончиками, а-ля Айон, или ГВ2. В Л2 сильный альянс мог действительно держать/контролировать сервер, контролируя захваты замков и эпических боссов. Опять же, больше нигде такого нет, и уже не предвидится.
Соул, всё это было ещё до выхода лодвы в EVE (и сейчас есть). И в отличии от L2, скатившейся после с4-с5 в клоаку гринда и контента для девочек, EVE развила социальную составляющую до таких высот, что объективно ни одной ММО их уже не достичь.
Причём в отличии от L2, в которой апогей социального участия был однообразен и жестко привязан к определённым временным эвентам (осада два раза в неделю, эпик по откату, олимпиада), в EVE можно регулировать степень своего участия так, как того хочется. Нравится в составе альянса из десятков тысяч человек участвовать в
полномасштабной войне за контроль в регионе - участвуй. Не нравится блобы и CTA-войны - есть тысячи корпораций которые занимаются всем - от пиратства до крупномасштабного производства суперкапиталов, и при этом действия каждой в той или иной степени влияют на игровой мир и экономику.
L2 вызывает тёплые чувства только потому что она была "первой". А когда вспоминаешь вагон и маленькую тележку всех недостатков, ботов (и собственного ботинга, утренних трейнов и т.п.), эпиков по будильнику, мободроча ради ничего не значащих %, "про-пвп в игре с открытым миром" в виде договорных встреч на портспотах (потому что бегать искать "по открытому миру" всем лениво) - от игры тянет блевать.