Не, это не кадрами меряется, ты ощутишь если подряд будешь играть одно и то же место.
Беда в том, что кадрами хорошо меряется разница в производительности железок, но для геймера это просто косвенный признак важных для него метрик.
Геймеру важен не фпс, а задержка вывода кадров и промежуток времени между ними (время отрисовки). ФПС же является просто производной от времени отрисовки и, по сути, просто средняя температура по больнице.
А так, всё вполне замеряется, зная в каком диапазоне задержка и время отрисовки кадров легко оценить уровень комфорта в игре. После появления presentmon анализировать проблемы стало совсем просто.
Задержка:
< 20 мс - можно с комфортом играть в динамичные шутеры.
< 30 мс - комфортный уровень для большинства игр при игре с мышкой
< 40 мс - комфортный уровень для большинства игр при игре на геймпаде
50 мс - где-то в этой области становится невозможно привыкнуть к задержке. С мышкой она начинает напрягать даже при простом перемещении по настройкам или в пошаговых стратегиях. С геймпадом еще можно более-менее сносно играть в неторопливые игры типа ведьмака.
> 60 мс - удовольствие можно получить только в играх, где ручное управление персонажем сведено к минимуму. Всякие flight/train симуляторы, игры типа фаренгейта или от telltale.
По времени отрисовки:
скачки в пределах 10 мс - можно играть в соревновательные шутеры
в пределах 20 мс - комфортно в подавляющем большинстве игр
в пределах 30 мс - уже заметно, но привыкнуть можно. Могут появиться нюансы с vrr.
выше начинаются проблемы и это заметный статтер.
> 50 мс скачки терпеть можно, только если они прям редкие.