Боги, герои и монстры в новой игре от Creative Assembly
Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,
Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам,
Много сильных душ героев пославший к Аиду,
Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным
Птицам окрестным и псам. Это делалось, волею Зевса,
С самых тех пор, как впервые, поссорясь, расстались враждебно
Сын Атрея, владыка мужей, и Пелид многосветлый.
Кто ж из бессмертных богов возбудил эту ссору меж ними?
Этими строками начинается знакомая всем эпическая поэма Гомера "Илиада", событиям которой посвящена новая игра от студии Creative Assembly -
Total War Saga: Troy. Исторические события, послужившие основой для мифа о Троянской войне были уже описаны мной в
предыдущей статье, теперь же настало время взять в руки крепкое копье, хм, простите, мышь, и отправиться в непосредственное путешествие в Грецию эпохи бронзового века.
Первое, что нужно сказать - перед нами классическая игра Total War, со всеми соответствующими всей серии особенностями, плюсами и минусами. Если вы ждали от Трои чего-то необычного и прорывного, то, по сути, новых особенностей и механик здесь не так много, что однако не мешает ей быть довольно затягивающей и интересной игрой, за которой я провел несколько бессонных ночей.
Открывает игру вступительный ролик, в котором нам показывают эпический бой между двумя заклятыми врагами - предводителем мирмидонцев Ахиллом и троянским принцем Гектором.
Главное меню Total War Saga: Troy предлагает нам на выбор два режима игры - кампания и битва. Поскольку режим битвы нам менее интересен, сосредоточимся на кампании.
В начале игры доступно всего восемь фракций, разделенных на два лагеря - данайцы, то есть греки, и троянцы. Каждую из фракций возглавляет один из эпических героев, тех самых, которые принимали участие в гомеровской Троянской войне. На стороне данайцев мы можем выбрать Ахиллеса, Агамемнона, Одиссея и Менелая, троянцев возглавляют Гектор, Парис, Эней и Сарпедон.
Каждая фракция и каждый из героев имеют свои уникальные особенности, которые накладывают огромный отпечаток на весь игровой процесс. Так, Ахиллес обладает переменчивым нравом, что отражается на всех его поселениях и армиях. В зависимости от настроения, он может уделять большее внимание или военным действиям, что негативно сказывается на экономике, или предаваться удовольствиям, что негативно отразится на способностях отрядов. Кроме того, поскольку Ахиллес - это герой в прямом смысле этого слова, он должен поддерживать свой статус, поэтому периодически вступает в поединки с другими героями.
Эти особенности отражаются и на сложности игры той или иной фракцией. Играя за Ахиллеса, мне было очень сложно найти союзников и поддерживать мирные отношения с соседями, а при игре, например, за Гектора или Менелая уже во время первых ходов есть возможность заключить оборонительные и военные союзы с несколькими дружескими фракциями, что значительно упрощает игру. В выгодном положении находится и Агамемнон, царь Микен, за счет набора вассалов и наличия сильного союзника в лице Спарты.
Другие герои обладают не менее интересными особенностями, Парис сильно зависит от Елены, Эней разговаривает с умершими героями, Менелай может захватывать города не применяя военную силу, а также набирать армии из своих союзников, Одиссей создает сеть тайных агентов, а Сарпедон собирает древние сокровища. Ввиду этого геймплей за каждую фракцию различается довольно сильно.
Кроме наличия упомянутых отличительных черт, каждая из доступных фракций обладает своими уникальными военными отрядами, доступными только ей. У кого-то это тяжелые пехотинцы, закованные в доспехи, у кого-то наоборот, легковооруженные стрелки, способные устраивать засады.
Но и это не все, перед каждой из играбельных фракций стоят свои собственные цели, которые приведут игрока к победе. Вообще, цели в игре делятся на тотальные, и "цели по Гомеру". И если тотальные практически одинаковы у всех фракций - захват или уничтожение 100 поселений, победа над фракцией антагонистов и удержание крупнейших городов - Трои, Микен и Кносса, то цели по Гомеру разнятся от фракции к фракции. Перед Менелаем ставится задача вернуть беглую жену Елену, Парис должен получить благосклонность богини Афродиты, Ахиллес - уничтожить Гектора, Париса и Трою, и так далее. Кроме того, "цели по Гомеру" включают в себя выполнение каждым из главных героев серии эпических заданий.
Итак, Елена украдена Парисом, данайцы собирают силы, чтобы отправиться к Трое, троянцы готовятся дать отпор. Но до Трои надо еще добраться, а пока у нас в наличии пара-тройка поселений, небольшая армия во главе с героем и противник на горизонте.
Как и все предыдущие части серии, Total War Saga: Troy имеет два режима - стратегический на глобальной карте и тактический, во время сражений. Несмотря на то, что игра охватывает довольно-таки небольшой регион Восточного Средиземноморья, с Грецией и частью Малой Азии, на деле карта оказалась очень большой и подробной.
Глобальная карта, как и в других играх серии, разделена на отдельные небольшие регионы, с поселениями и городами. Несколько регионов составляют провинцию, впрочем, ко всему этому мы уже привыкли в предыдущих играх серии.
Центром провинции является большой город, окруженный стенами, остальные же поселения каких-либо укреплений лишены. Малые поселения разделены по своей экономической направленности, в зависимости от производимого ими ресурса. И вот тут нас ждет нечто новое.
В отличие от других игр серии, в Total War Saga: Troy разработчики для поддержания атмосферы бронзового века ввели несколько новых ресурсов, вместо привычного нам золота. Большую роль стало играть продовольствие. В Total War Saga: Troy этот ресурс требуется для найма и содержания большинства базовых отрядов. Кроме продовольствия, к ресурсам относятся дерево и камень, которые требуются для возведения построек в поселениях, а также медь. Этот металл необходим для найма и содержания сильных отрядов и для улучшения некоторых зданий. Замечу, что меди всегда мало, поэтому прежде всего нужно стараться захватить поселения, производящие этот ресурс.
Еще один важный и очень редкий ресурс - это золото. Оно требуется на содержание и набор особых отрядов, а также для улучшения ряда построек на последних уровнях.
Ресурсы поступают как из подконтрольных поселений, так и за счет договоров обмена с другими народами. К примеру, у вас много дерева, но мало меди, а у ваших соседей наоборот. С помощью дипломатии, к которой мы вернемся позже, можно заключить договор разового или долгосрочного обмена, на несколько ходов. Кроме того, ресурсы достаются нам при разгроме армий противника и при выполнении многочисленных заданий.
Что касается развития поселений, то, в сравнении с основными частями серии Total War, оно стало более упрощенным и прямолинейным. То есть, если мы построили в поселении какое-то здание, то в дальнейшем, при наличии ресурсов и выполнении определенных условий, таких как наличие излишков населения, мы просто улучшаем его до следующего уровня.
В Total War Saga: Troy присутствует и ставшее уже обычным для последних игр серии дерево развития фракции, получившее название "Царских указов". Издавая эти указы, мы можем уменьшить стоимость найма и содержания отрядов, что весьма полезно в условиях постоянной нехватки ресурсов, либо улучшить их атакующие и оборонительные способности, либо повысить уровень счастья в наших провинциях и так далее.
Кстати, что интересно, в игре присутствует возможность переименования поселений и отрядов, так что при желании вы можете назвать Спарту своим родным Саратовом, а отряд элитных мечников - гопниками с района.
На развитие нашей фракции оказывает влияние и благословение богов. Эта новая функция, появившаяся в Total War Saga: Troy. Мы можем выбрать, какому из богов принести жертву или совершить молитвы, за что получаем различные бонусы на определенное количество ходов. Кроме того, в городах можно возводить храмы, которые также будут повышать уровень благосклонности того или иного бога.
Периодически по ходу игры могут происходить различные события, например, наводнения, гнев Посейдона, или землетрясения, после которых нашим пострадавшим поселениям потребуется ремонт.
Играя на глобальной карте, мы сталкиваемся с множеством различных фракций, как враждебных, так и не очень. И хотя фракций этих очень много, и названия многих из них даже я, человек с историческим образованием, видел впервые, по сути все они практически одинаковые, и отличаются лишь рисунком на "гербе". Если в предыдущих частях серии, той же
Total War: Rome 2, у нас были римляне, греки, карфагеняне, галлы, германцы и еще множество различных народов со своей культурой, то в Total War Saga: Troy мы имеем по сути две культуры, греческую и троянскую, поэтому на первых этапах большинство сражений происходят между практически одинаковыми армиями. Хотя, с другой стороны существуют
Total War: Shogun 2 и
Three Kingdoms, полностью посвященные Японии и Китаю соответственно, что однако не делает их хуже.
Как и в любой из игр Total War, в новой игре Creative Assembly не обошлось без дипломатии. С ее помощью мы можем заключать союзы, оборонительные и военные, просить право прохода или требовать от другой фракции подчинения. Нам доступны и три вида агентов - шпионы, жрицы и посланники, которые могут всячески пакостить вражеским поселениям и армиям, или же помогать своим. По мере выполнения определенных действий агенты накапливают опыт и получают уровни, а вместе с ними и разные таланты и навыки по нашему усмотрению, и кроме того, обзаводятся разными предметами и спутниками.
Все это мы уже видели в предыдущих играх, но в Total War Saga: Troy кроме обычных агентов, разработчики добавили и эпических. В рамках выбранной студией Creative Assembly концепции «правда за мифом», среди этих агентов встречается например, Горгона, мрачная женщина с разрисованным лицом. Эпические агенты действуют только определенное число ходов, либо до выполнения поставленной задачи. Это очень сильные и полезные юниты. Так, доставшаяся мне после выполнения одного из заданий Горгона, при помощи своих "чар" уничтожила практически весь гарнизон вражеского города.
Но дипломатия дипломатией, а основной смысл в играх Total War, как можно понять уже из названия, состоит в войне. И тут у Troy тоже имеются некоторые довольно любопытные особенности, которые однако не всегда идут ей в плюс.
Каждую из наших армий возглавляет герой. Эпический герой у нас только один, а вот армий с обычными, если так можно сказать, героями может быть несколько. Герои по сути - это те же военачальники из предыдущих частей серии, только сражающиеся в одиночку и имеющие персональные навыки, помогающие им и другим отрядам в бою. Участвуя в сражениях наши герои получают опыт и уровни, вместе с которыми мы выбираем им различные навыки. Кроме того, герои получают разнообразное оружие и снаряжение, которое влияет как на всю фракцию, так и на отдельные отряды.
Во время перемещения по глобальной карте армии могут действовать в нескольких, уже знакомых с серией Total War режимах - лагерь, набег, засада и переход. По морю наши и вражеские войска перемещаются на кораблях, но морских сражений в Total War Saga: Troy нет, как и возможности постройки отдельных военных кораблей. При столкновении двух флотов битва происходит на ближайшем участке суши, что немного расстраивает.
Сражения, как и раньше могут происходить в автоматическом режиме, либо же непосредственно на поле боя под нашим командованием. Основной целью по-прежнему является захват вражеских поселений, поэтому основная часть сражений происходила не в поле, а именно при осаде городов. Вражеские армии под руководством ИИ, как всегда у Creative Assembly, предпочитают отсиживаться в городе, а если и нападают в "чистом поле", то только при наличии очевидного численного преимущества.
Поскольку действие Total War Saga: Troy разворачивается в эпоху бронзового века, еще до массового применения кавалерии, основу всех армий составляет пехота. Отряды делятся на легкие, средние и тяжелые, а те уже в зависимости от вида вооружения соответственно на копейщиков, мечников, воинов с дубинками, лучников и так далее. Каждый из отрядов имеет свои плюсы и минусы, которые нужно учитывать при найме армии. В противном случае вы рискуете оказаться в ситуации, когда против ваших бойцов с двуручным оружием, беззащитных против дальних атак, окажется армия с метателями дротиков и пращниками.
Кроме обычных отрядов, найм которых занимает определенное количество времени (обычно один ход), при выполнении определенных условий мы можем получить доступ к особым отрядам, которые нанимаются мгновенно. Каждая фракция обладает своим набором уникальных юнитов. Эти отряды стоят дороже, требуют зачастую при найме таких ресурсов, как бронза и золото, но их наличие значительно увеличивает наши шансы на победу.
Вдобавок к войскам, особенным для каждой фракции, при захвате определенных территорий мы получаем возможность найма мифических отрядов, тех самых великанов, кентавров, сирен, минотавров и прочих существ из греческой мифологии. Чувствуете запах фэнтези? А нет, все гораздо прозаичней.
Я уже упоминал о концепции «правда за мифом», о которой было известно еще до релиза игры. Так вот, великаны на деле оказываются огромными мужиками с щитами-башнями, кентавры - всадниками, минотавр - вооруженный лабрисом воин и так далее. Количество таких отрядов в армии ограничено, причем ограничение действует на все армии во фракции. То есть если мы наймем два мифических отряда, например, кентавров в одну армию, в другую мы их нанять уже не сможем. Среди уникальных особенностей таких отрядов есть полезная способность быть выставленными в любую часть поля боя во время этапа расстановки войск перед битвой.
Теперь немного о грустном. Искусственный интеллект в сражениях по-прежнему оставляет желать лучшего. Зачастую во время боя вражеская армия вместо атаки начинает совершать какие-то малопонятные бессмысленные маневры с перебеганием отрядов из одного места в другое. Особенно хаотично в этом плане выглядят осады городов с укреплениями. Зачастую, такие сражения в конце концов сводятся к обычной драке толпа на толпу.
По-прежнему раздражает свойство отрядов, только что в панике бегущих с поля боя, неожиданно передумать и вновь ринуться в бой, даже если их осталось полтора человека. А преследование бегущего противника при практическом отсутствии кавалерии - такое себе занятие.
Тем не менее сражения выглядят довольно красочно, воины в отрядах не выглядят как однообразные болванчики, и даже имеют разные лица. Герои могут сходиться в поединке друг с другом, однако в отличие от Total War: Three Kingdoms, происходит это не в отрыве от основного сражения. Сами по себе герои довольно сильные юниты, и присутствие их в нужном месте на поле боя может обеспечить победу даже казалось бы в безвыходной ситуации.
Во время боя у героев накапливается ярость, которая может выплеснуться один раз за бой в виде Аристейи, особого героического подвига, по сути баффа, значительно увеличивающего силу героя.
Но следует помнить, что содержание большого количества отрядов и героев требует большого количества ресурсов, поэтому постоянно приходится искать определенный баланс между развитием экономики и ведением военных действий.
В итоге можно сказать, что перед нами новая добротно сделанная игра от, не побоюсь этого слова, профессионалов в мире стратегий, Creative Assembly. В сравнении с первой игрой в серии
Total War Saga - Thrones of Britannia, Троя - несомненно огромный шаг вперед. Фактически она гораздо ближе к основным играм серии, практически единственное ее отличие - это менее локальный масштаб действия.
Плюсы
- Интересный сеттинг - на данный момент существует очень мало игр, посвященных эпохе бронзового века;
- Приятная графика - более яркая и насыщенная в сравнении с другими частями серии, местами даже, как мне показалось, немного мультяшная;
- Хорошая оптимизация;
- Глубокая проработка карты;
- Особенности при игре за разных героев.
Минусы
- По-прежнему слабый ИИ;
- Небольшое разнообразие культур среди фракций;
- Довольно однообразные осады.
В целом, по моему мнению игра заслуживает твердой семерки. Определенно советую ее всем любителям исторических игр серии Total War, фанатам древнегреческого эпоса и мифов, тем более что в первые сутки игру можно приобрести совершенно бесплатно.