Не жутко страшно, а дико толерантно
Тихим субботним вечерком, я решила поддаться искушению и глянуть новый
фильм от одного всем известного стримингового сервиса. То бишь «Fear Street,
part 1: 1994» от Netflix. Создатели обещали хоррор в духе классических фильмов
ужасов, да к тому же основанный на бестселлерах Роберта Стайна. Небольшая
ремарка: романы вышеупомянутого автора были довольны популярны в конце 90х -
начале 00х. Я сама, будучи подростком зачитывалась будоражащими воображение
книгами Стайна, в которых часто все потустороннее и хтоническое объяснилось
очень легко и просто - люди в своей жестокости страшнее выдуманных монстров.
Серия «Fear Street» позиционируется как young adult - подростковые ужастики
нельзя назвать серьезным чтивом, скорее это трамплин к основательным
произведениям мастеров ужасов, таких как Стивен Кинг, Клайв Баркер, Дин Кунц и
Говард Лавкрафт. Но все же некая изюминка в произведениях Стайна присутствует,
иначе его бы не прозвали «Стивеном Кингом детской литературы». Итак, включая
первую часть трилогии «Улицы Страха» я ожидала вновь окунуться в ту атмосферу
беззаботного школьного времени и таинственных событий, происходящих в городке
Шейдисайд. Но все пошло не по плану.
Что-то смутно знакомое
Начало картины было бодрое и навеяно неким ностильгическим шлейфом
классического хоррора 90-х «Крик». Девушка-продавец в книжном магазине (где
полно книг-пасхалок, отсылающих нас к оригинальной книжной обложке «Улицы
страха» Р.Стайна), старается убежать от маньяка с ножом, прячась по закоулкам
торгового центра. Псих в маске черепа закалывает свою жертву, но убийцу на
месте преступления успевает застрелить шериф города. Во вступительных титрах
нам показывают, что в Шейдисайде всегда творилось что-то странное - за многочисленные
случаи серийных убийств городок даже получил название «столица убийц».
В центре сюжета «Fear Street, part 1: 1994» - группа подростков, на которых
охотится восставший из мертвых маньяк. Следуя канону успешных «Очень странных
дел», тут у нас в ролях есть конфликтующие брат и сестра, стервозная выскочка-отличница,
парень-фрик и тихоня-скромница, готовая пожертвовать собой. И есть история
самого Шейдисайда - городка, в котором раз за разом происходят убийства,
немотивированное насилие и другие прелести тихих американских пригородов.
Да, есть какие-то отсылки на книги Стайна, знакомые названия и имена, но к
сожалению, нет той магии, которая была в книжных триллерах. Да, можно подумать «я
перерос такое, уже не цепляет как в детстве», но черт возьми - первый сезон вышеупомянутых
«Очень странных дел» более страшный, непонятный и олдовый, чем почти 2 часа
новоиспеченного фильма по мотивам уже готовых хорроров (даже не надо
заморачиваться с написанием сценария с нуля).
Это Netflix, детка!
А вот теперь уже к конкретным жирным минусам фильма. Это же Netflix, канал,
где все терпимо-толерантные, и что я хотела от сериала, который снимают те же
люди, что утвердили на роль Альберта Вескера в
грядущем сериале «Обитель Зла: Бесконечная тьма»
чернокожего актера (это конечно немного утрированно, но все же мысль понятна).
И конечно же, авторы фильма не забыли приплести главным героиням нетрадиционные
отношения - куда ж без них в современном мире. Я не против различных гендерных идентичностей,
каждый волен жить по своим правилам и выбирать с кем он хочет встретить
старость, но те бесконечные порции гомосексуализма, льющиеся из
сериалов/фильмов Netflix затмевают и сюжет, и маньяков.
Да, я сочувствую
героиням - в 90-х все еще существовало общественное порицание гомосексуальных
отношений, и родители не одобряли такого поведения. Но у меня сложилось впечатление,
что фильм был снят только для того, чтобы продемонстрировать зрителям как
жилось во времена «сексуальной революции» нетрадиционным парочкам. Серьезно,
картина маслом - темная пустая школа, по коридорам бродят вооруженные холодным оружием маньяки, а девушки, недавно пережившие нападение одного из восставших демонов-убийц, уединяются
в подсобке, чтобы изобразить пресловутую сценку из Last of Us 2.
Я понимаю, что
создатели фильма взяли за основу триллеры Стайна без привязки к каким-либо
персонажам, стремясь скорее к аллюзии, а не дословному цитированию автора «Улицы
страха». Но в книгах не было ни одного персонажа би- или гомоориентрации. И
если постельная сцена с конюхом и пареньком из преступной группировки,
показанная в сериале «Тень и кость» оправдана (по сюжету книги герой тоже имеет
нетрадиционную ориентацию), то здесь - очередная торжественная демонстрация
радужного флага. Так и хочется спросить - зачем, а главное почему...
А что по сюжету слышно?
Скажем так – книги, рассчитанные на подростковую аудиторию более выдержаны
и логичны, чем сюжет фильма. Не знаю, то ли все деньги ушли на создание
аутентичного фона и неоновых вывесок, то ли на гонорар актерам, но сценаристам
явно не заплатили. Сюжет пляшущий по кочкам, заставляет зрителя в недоумении
следить за развивающимися событиями - начало фильма, можно охарактеризовать как
«с места в карьер», основную часть - «побегушки по городу с небольшим вливанием
информации» и концовку - «все плохо, но вот вам затравка для второй части трилогии».
Конечно, ни один хоррор не может похвастаться высокоинтеллектуальным сюжетом,
но если сравнить историю, показанную в «Fear Street» и сюжет неоднозначного
ремейка «Кошмар на улице Вязов», то последний явно будет в выигрыше (хотя бы за
парочку напряженных моментов и скримеров). Наблюдая за главными героями фильма
ужасов, обычно зритель проникается к ним сочувствием, хочется, чтобы протагонисты
обязательно выжили, ну или хотя бы вышли из истории с наименьшими потерями - но
просматривая «Улицу страха» я не чувствовала ровным счетом ничего. Красивая
картинка, выдержанная в заявленной стилистике, музыка 90-х и какие-то случайные
прохожие, пытающиеся изобразить эмоции (то страх, то любовь, то напускную
пафосность).
Итог
Пытаясь словить прилив ностальгии, я словила скорее уныние и порыв
пересмотреть классические «Полтергейст» или «Кэндимена». Смотреть-то сие произведение можно, но
через 10 минут вам станет невыносимо скучно, и вы выключите фильм, а до
концовки дойдет или очень толерантный человек или фанат серии ужасов «Fear
Street» (и то из чувства уважения к автору хорроров). Для настоящего погружения
в ужасы лучше посмотреть нашумевший фильм «Оно» от Андреса Мускьетти, а не неоновый мрак с толерантной тематикой, вместо заявленного хоррора.