Российский геймдев созрел для большого скачка: командам уже мало просто писать код, поэтому им нужна своя крепость с современными цехами, арсеналом поддержки и прямыми воротами на мировой рынок. С учетом запросов отрасли в Москве открыли первый в стране кластер видеоигр и анимации.
Официальное открытие проекта состоялось в рамках главного ивента года —
Московской международной недели видеоигр, прошедшей с 27 по 30 ноября и собравшей представителей индустрии из более чем 20 стран. Презентация кластера, которую проводило
Агентство креативных индустрий Москвы, сразу стала центральным событием Недели видеоигр. Кластер видеоигр стал первой очередью нового Креативного кластера в «Сколкове». Первыми резидентами стала 41 студия — 33 игровые и 8 анимационных команд, которые присоединились к специально созданной экосистеме для разработчиков.

Для игровой индустрии кластер — это долгожданный ответ на самые главные «босс-файты» разработки. Его фишка не только в том, чтобы не только собрать студии в одном лобби, но и решить проблему с доступом к необходимому для создания мировых хитов хайтек-оборудованию и экспертизе. По сути, это как общий гильдейский банк с легендарным лутом: теперь даже небольшие инди-команды могут использовать мощнейшие инструменты вроде профессиональной motion capture студии для оживления персонажей, профессиональной звукозаписывающей студии и кинозала для тестовых показов и многого другого, что раньше было тяжело найти небольшой команде разработчиков.

«Пространство получилось технологичным и масштабным, — говорит Матвей Ткачев, руководитель студии Herbarium Games. — Это действительно важное событие для всего российского геймдева — по сути, признание нашей индустрии. Ещё недавно о видеоиграх говорили редко и не всегда положительно, а сегодня наша ниша становится на одном уровне с кино».
На практике это уже дает ощутимые результаты, позволяя командам достигать нового уровня эффективности. Директор по развитию Game Art Pioneers Глеб Кадомцев объясняет, как общая инфраструктура влияет на ключевые показатели разработки: «Технологическая инфраструктура кластера позволяет существенно сократить сроки на разработку, повысить качество финального продукта и сократить расходы на производство, поскольку дорогостоящее оборудование и обслуживающие его специалисты работают сразу со многими резидентами, тем самым оптимизируя нагрузку и расходы на содержание инфраструктуры».

Более того, подобный технологический фундамент напрямую трансформируется в реальные бизнес-возможности и рост для студий. Так, например, когда команды избавляются от технологических барьеров, они могут перенаправить силы на творчество и реализацию проектов компании. Виктор Звягинский, генеральный директор Terrabyte Games, отмечает, что доступ к комплексной инфраструктуре и льготным условиям позволяет не только оптимизировать текущие процессы, но и уверенно заглядывать в будущее, планируя расширение: «Кластер дает нам возможность расширять бизнес за счет льготных помещений и привлекать больше специалистов, чтобы выпускать больше качественных игр. Мы рассчитываем уже через год показать здесь несколько новых проектов. Сильная сторона кластера — плотное общение разработчиков и возможность запускать совместные инициативы».

Также еще одно преимущество кластера для резидентов — это комплексная система поддержки, которая выходит далеко за рамки просто инфраструктурной поддержки. Фактически, в кластере для резидентов действует мощный пакет «прокачки» бизнеса, который включает налоговые льготы «Сколково» с нулевой ставкой на прибыль, НДС и имущество, льготную аренду, образовательные программы и системную помощь в продвижении проектов на зарубежных рынках. Последнее, кстати, уже работает: ярким примером стал недавний показ 12 российских игр на выставке Tokyo Game Show 2025 в сентября этого года в Японии. На стенде Агентства креативных индустрий собрались очереди из иностранных геймеров желающих опробовать игры из России. А на выставке G-Star в Корее участник команды Kinotrope Gaming по PUBG Mobile Лим "FINALE" Чэ Сон после посещения стенда Московского кластера видеоигр заявил, что пора делать кибертурниры по российским проектам.

Как подчеркивает руководитель Агентства креативных индустрий Москвы Гюльнара Агамова, за такими точечными победами стоит цельная стратегия: «Развитие видеоигровой индустрии – важная задача Агентства креативных индустрий Москвы, и здесь мы действуем системно. Сначала мы создали акселератор «Фабрики видеоигр», который поддерживает разработчиков на старте, а теперь запускаем работу Московского кластера видеоигр и анимации. Теперь весь цикл создания видеоигр от идеи до реализации и выхода на международные рынки сконцентрирован здесь, в Москве».
Таким образом, кластер становится полноценной экосистемой, где технологическая база, финансовая поддержка и экспортные возможности создают уникальную среду для развития проектов любого масштаба — от инди-студий до крупных компаний.
Реклама: ООО "СЕЙЗЛ ПОИНТ ГРУПП" ИНН 9704013972 erid: 2VtzqwXq4Uq