Re: Учимся экономике на гохару
Что касается американских «пужалок» о санкциях. На сегодняшний день русским от американской экономики не нужно ничего. Всё, чего нет у России, производит Китай и немного Германия. Причём, Германия настолько зависит от российского рынка, что вводить санкции против России для неё себе дороже. А что может США сделать русским в экономике? Лишить российских чиновников доступа в Диснейленд? Ну всё, пора сдаваться.
Теперь о более глобальных моментах. Чтобы лучше понимать происходящее, я набросал упрощённую модель американской экономики. Последние пару лет происходит накачка американской экономики долларовой массой, получившая шифрованное название «количественное смягчение». Сейчас подходит к концу третий период этой накачки, обозначаемый как QE3. Это сопровождается несколькими вторичными процессами. Во-первых, резкое увеличение денежной массы неизбежно приводит к инфляции. Во-вторых, внешний долг США накапливается быстрее, чем планировалось, что приводит к быстрому достижению законодательно установленного порога госдолга (debt threshold). Долг растёт, потому что долларовая масса по монетаристской финансовой системе привязана к объёму Treasuries («обеспечена» ими). Инфляция приводит к тому, что привлекательность покупки Treasuries (долговых обязательств США) падает – поскольку процент инфляции больше, чем проценты по «трэжерис». Вследствие этого Федеральная резервная система (ФРС или FED) вынуждена совместно с Казначейством повышать проценты (interest rate) по «трэжерис».
Это приводит к нескольким другим последствиям.
А. Вследствие роста прибыльности «трэжерис» растут проценты по кредитам (поскольку кредитование считается более рисковой операцией, чем покупка государственных долговых обязательств). И, поскольку американская экономика построена на кредитовании и уже предельно закредитована, это, в свою очередь, приводит к сокращению потребления. Это происходит, поскольку брать кредиты становится ещё более невыгодно, а обслуживание уже взятых кредитов обходится всё дороже.
Б. Сокращение потребления приводит к сокращению производства. Сокращение производства приводит к росту безработицы. Дальше стагнационная петля зацикливается.
В. Рост доходности «трэжерис» приводит к удорожанию обслуживания госдолга. Рост объёмов госдолга накладывается на удорожание его обслуживания, порождая геометрическую прогрессию.
Единственный условно позитивный момент во всём этом – это что инфляция частично обесценивает уже взятые населением США кредиты. Но, учитывая масштабы и пропорции этого «блага» – это весьма слабое утешение.
По многим показателям нынешний кризис уже превзошёл Великую Депрессию. США находятся на грани дефолта и гиперинфляции одновременно. И как долго они смогут оттягивать оба эти события – не знает никто.
Более того, многие аналитики в последние три года отмечают отток капиталов из стран БРИКС и их приток в США. Но большинство из них не анализируют качественную составляющую этого явления, ограничиваясь количественной. А качественный аспект показывает, что из стран БРИКС происходит отток только спекулятивного капитала, а капитальные инвестиции остаются на месте.
И наоборот, в США притекает преимущественно спекулятивный капитал (привлечённый растущими процентами по «трэжерис» и вливаниями денег по программам QE2 и QE3), но это не вызывает развития производства и создания новых рабочих мест (job creation). С моей точки зрения, для БРИКС это позитивная тенденция, а для США – негативная (ибо спекулятивный капитал нафиг никому не нужен, это паразит).
В свете этого нужно рассматривать и последние события на российских рынках. Несколько дней наблюдалось снижение курса рубля и стоимости многих российских активов, например, акций «Газпрома» и «Сбербанка России». Либеральные комментаторы поспешили заявить, что это последствия «вторжения» России на Украину, предвестник скорого падения Путина лично и Российской Федерации в целом, а также прочие стандартные либеральные «мы все умрём». Остальные же констатировали ровно противоположную картину. Да, было снижение курса акций ряда стратегических предприятий на 10-15%, сопровождавшееся определённым ослаблением рубля. Но, во-первых, многие страны сейчас намеренно слегка ослабляют свои валюты, чтобы повысить рентабельность своего экспорта (это азы внешнеэкономических войн). Во-вторых, российское государство сполна реализовало базовую тактику всех биржевых трейдеров «покупай, когда низко» (buy low), и скупило значительную часть стратегических активов у других участников рынка, в том числе, у нерезидентов, на нижнем пике. При этом сэкономив на покупке порядка 20 миллиардов долларов (по сравнению со средней ценой). Фактически в России произошла частичная национализация стратегических отраслей — в самый выгодный для этого момент. Параллельно была выкуплена часть рублёвой массы, находившейся в обороте, тоже по сниженному курсу. Причём, судя по тому, что перед этим два месяца копилась валютная выручка, сделано это было намеренно и спланированно. Если проводить аналогии с военными действиями, то произошедшее можно сравнить с окружением армии фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. Заманили, окружили и уничтожили. Вызвали панику, а затем воспользовались ею для вящей пользы.
То же можно сказать и про взаимодействие Путина с «временным правительством» Украины. Он сказал «Бу!», и оно в полном составе с визгом и соплями побежало менять памперсы. В результате новое украинское недоруководство (не народ, а именно «временные» и их немногочисленные сторонники!) на всю планету выставило себя истеричными идиотами, дрожащими от одного лишь упоминания о русском медведе.
Впрочем, хватит о политике, вернёмся к экономике.
Фактически, можно утверждать, что Россия сделала ещё один большой шаг к установлению автаркии (самодостаточной, независимой экономики) и отказу от использования долларов. И это естественно и разумно.
Экономика США нежизнеспособна и держится только на статусе доллара, как международной расчётной единицы. Если, скажем, Россия, Китай и Иран одновременно откажутся от доллара, введя другую единицу (например, энергорубль, о котором столько говорили), то американской экономике в кратчайшие сроки наступит… не знаю, какой термин более научный – «кирдык» или «трындец»?
Если же эти страны вдобавок одновременно сделают что-то типа «маржин колл» по всем имеющимся у них «трэжерис» – глубина трындеца будет многократно усилена.
Как известно, американские солдаты воюют хорошо только когда у них есть «биг-мак», биотуалет и регулярная выплата зарплаты. А после обрушения внутренней экономики США им будет уже не до внешней агрессии, поскольку внутри страны толпы недовольных потребителей, лишённых дозы шопинга, устроят им локальный зомби-апокалипсис. Ведь, как справедливо заметил сначала Иммануил Валлерстайн, а затем и Фёдоров, население имперской метрополии подкупается за счёт ограбления колоний. А когда ограбление прекращается, оно сильно возмущается резким ухудшением качества жизни. Но перед отказом от долларов и возвращением «взад» трэжерис нужно сбросить как можно больше бумаги, чтобы минимизировать потери. Очередной этап этого плана российское руководство выполнило наилучшим возможным способом – ещё и получив на этом прибыль.
Конечно, если обрушится доллар, то обрушится и современная модель глобальной экономики. Это будет больно практически для всех. И меньше всего пострадают те, кто будет обладать именно автаркией – Иран, Россия, Китай. А если они ещё и сформируют общий экономический кластер (и Германия, если не дура, к ним присоединится), то «пускай весь мир подождёт».
США пытается реализовать аналогичный план по опусканию всего мира, но пока у них не очень получается. Российско-китайские перспективы гораздо внушительнее. И если этот план будет реализован, то все, кто играл на стороне глобального запада, будут в таком проигрыше, что им будет не отыграться ещё лет пятьдесят.