Ответ: barrens chat
заставил-таки меня полезть в большую книжку по индии))
что касается будды как Бога:
"Действительно, морально-этические проблемы в раннем буддизме занимали центральное место, но он уже тогда являлся религией, ибо все его этические установки основывались на религиозных идеях о сансаре, карме, учении о рае и аде, признании ведийского пантеона богов и т.д. <...> Существует также мнение, что ранний буддизм был религией без бога. Но это верно лишь в том смысле, что в этом учении не было бога-творца и, более того, его существование решительно отвергалось. Вместе с тем в ранних буддийских источниках часто говорится о богах. В палийском каноне содержатся длинные перечни их имен. <...> По буддийской доктрине, божества могущественны только в мирских делах, в достижении же главной религиозной цели-нирваны-они не способны оказать помощь, ибо стоят ниже архатов (людей, достигших полного освобождения от аффектов и вышедших из «колеса перерождений», но не обладающий всеведением Будды). Они-такие же существа, как и люди, хотя и наделены могуществом, помнят о прежних воплощениях, не подвержены болезням и т.п."
Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин "Индия в древности"
"Сам себя побуждай, сам себя проверяй... Ты сам себе владыка, ибо ты сам себе путь"(Дхаммапада 379-380)
|