
Приветствую, господа. Коль скоро ее величество Ваха шумно оправилась в шаровары со своим подходом к русской локализации, а желание подвигать юниты по карте никуда не исчезло, возможно вам, как и мне, захочется обратить внимание на данную игру. Тем более, что серия довольно известная, и даже имеет кое-какую фанбойскую базу. Ну хз, я поиграл в 3ю часть и довольно быстро сгорел от того, что было невозможно рестартануть файт или загрузить из него игру, а каждый раз сливаться до конца и разглядывать унылый экран проигрыша, прежде чем клацнуть лоад гаме, мне было лень. Следующая итерация под названием Planetfall мне понравилась больше, во-первых наличием научно-фантастического флёра, больше приятного моему взору, нежели задолбавшее остроухое фентези, во вторых наличием множества QOL улучшений, вроде возможности переиграть катку руками, если результат автобоя не устроил. В то же время наличествовало множество недостатков геймплейного характера. А каких именно, и как их удалось исправить создателям 4й части, let's find out!
Выходу игры предшествовал довольно длительный период восторженного ожидания и озвучивания фанбоями тезисов типа того, что планетфол говно, вот приедет барин, барин нас рассудит. То бишь 4 часть покажет нам, каким должен быть "тру" эйч оф вондерс. Я не фанбой, потому особо не в теме, как "тру" эйч оф вондерс отличается от "нетру". Ну есть карта, есть фракции, которые мы собираем в редакторе, как конструктор лего из деталек, есть куча прикольных юнитов с прикольными эффектами. Есть исследования, влияющие на стиль игры. Чего из этого им не хватало в планетфоле? И чего такого особенного завезли в этой игре? Хрен его знает. Может вы разберетесь? Я бы даже сказал, что тут все обставлено даже как то проще и дешевле, нежели в планетфоле. Хотя в некоторых аспектах это даже к лучшему.

Вот например сюжет. Ну а кому он нужен в таких играх? Мы пришли карту чистить, а не сказоньки читать. Потому у нас есть просто какой то астральный мир, из которого боги отправляются в другие миры, и завоевывают их. Почему? Потому, что могут. Ну, а чем еще развлечься парням и девчонкам, у которых и так все есть? Только маленькими победоносными войнушками. Миры, они же карты, мы можем выбирать из готовых сценариев или создавать сами. За победу, или за какие-нибудь крупные достижения вроде уничтожения вражеских фракций или достижение хайлевела, мы получаем глобал экспу, на которую можем прокачать нашу базу и получить какие то скилы, внешки, и новые сценарии пожоще обычных. Этакая мотивация подольше задержаться даже в сливных катках, хотя бы заради пары очков. Что ж, неплохо. Раньше до такого никто не додумывался, понял, что тебя е6ут, да и дропнул. Не интересно. Награды, конечно, могли бы быть и посущественнее, типа возможности стартануть с прокачанным героем и отстроенной базой, как в Soulstorm, ну да ладно, на первый раз и то хлебушек.
Есть простенькая кампания про войну добрых богов со злыми, но то такое себе, обычные карты, только с дополнительными условиями и скриптами. Разработчики не стали городить огород из сюжеток и вотэтоповоротов, как в планетфоле, бо быстро поняли, что он нахрен никому не нужен, кроме разве что меня, я честно эту сюжетку прошел, но то такое, я сидел в деревне с говно ноутом и без интернета и мне было нехрен делать. И таких как я набралось ажно 2,5%, судя по ачивке. Ну да, глядя на это, я бы тоже забил делать норм сюжетку. В такой игре охота играться с прикольными фракциями и картами, экспериментировать, а не душиться в коридорах из скриптов много часов, так что простим, пожалуй, разрабам халтуру в этом вопросе, и пойдем играться с фракциями.

Богатство возможностей конструктора, на первый взгляд, радует, но только на первый. В игре куча рас, некоторые довольно забавны, вроде скавенов или прямоходящих лягух, но проблема в том, что они не значат ни хрена. Какая то добрая толерастическая душа явно решила научить нас тому, что расовый вопрос не важен, и выдала всем минимальные отличия друг от друга. Которые при этом можно свободно менять. Захреначить оркам эльфийский бонус к стрельбе? А почему бы и нет? Они что, кривые и косые? Ты что, расист проклятый? Твитора на тебя нет. Хрртьфу. Отрицательных свойств ни у кого нет. А ты що думал, бывают ущербы по расовому признаку? Дабл хрртьфу. Какой то доктор Геббельс наоборот делал этот редактор. Да пошел он.
Помимо расы есть еще "культура", и вот тут уже начинаются хоть какие то отличия. Проявляются они во внешнем виде юнитов, в их стартовом наборе, и бонусе к определенной склонности. Стоит ли упоминать, что на любую расу можно натянуть любую культуру? Орки-маги? Эльфы-варвары? Крысы-паладины? Почему бы и нет? Еще больше крутых отличий нам дают "социальные особенности". Тут встречаются действительно полезные плюшки типа -30% к апкипу глобальных бафов, но достаточно очевидно, что это ненужная прослойка, и эти свойства как раз должны быть в расах, а данный костыль служит только для того, чтобы не обидеть крыс и эльфов в реале. Хрртьфу на них. Стопе, а почему я не могу быть служителем добра и зла одновременно? А может, у меня биполярочка. Вы что, не уважаете людей с биполярочкой? Ну все, жопа вам в твиторке, мерзкие угнетатели.

Ну и как вишенка на тортике, правитель у нас может быть какой угодно расы. Всегда мечтали поставить гоблина править эльфами? Легко. Дедушка Ленин, у которого кухарка могла управлять государством, одобряет. Про такие мелочи, как возможность выбрать "тип телосложения" и обращение к бабе в мужском роде, и говорить не хочется, и так монитор от блевоты неделю отмывать, пощадите меня. В планетфоле такого говна не было, так що тут он получает от нас больше очков к карме. Если этот рыготный редактор является обязательным атрибутом "тру" эйч оф вондерса, то это то, чем я бы пожертвовал с огромным удовольствием. Единственный не рыготный его атрибут это, пожалуй, "магические книги", которые дают бонус к склонности и направление развития технологий.
На этом месте мы, наверное, радостно предвкушаем уникальные цепочки исследований, ведущие к непохожим друг на друга билдам и стилям игры? Хрен тебе. В этой игре все могут изучать всё. Тщательно выбирал склонности на старте? Да подотрись ими. В любой момент можно переключиться в книгу любой склонности любого левела. Нет ни ограничений по уровню этой самой склонности, ни штрафов, ни несовместимостей. Что это вообще за книги такие? Как они относятся к миру игры? Да никак. Они просто у нас есть. Вот бы их надо было находить в нычках или отнимать у врагов, чтобы получить доступ к неположенным нам по статусу технологиям. Но нет. Нахрен не нужный костыль, вместо которого можно было просто вывесить большой список всех имеющихся техов, выбирай что хочешь, без всякого геморроя и лишних плохо анимированных кликов.

Отвратительно. Я люблю играть узкими специалистами с набором своих достоинств и недостатков, которые где то тащат, а где то превозмогают. Ну там, например, если ты некромант, то ты будешь играть с тучей дешевых легко восполнимых бойцов, но без святого лечения и бронелобых паладинов. И ненавижу играть мастером нихрена, который нахватал отовсюду самых имбовых скиллов и сидит довольный, е6ет всех. А эта игра самым наглым образом подталкивает нас ко второму варианту гей(м)плея. Наиболее очевидной гига скилловой стратегией является обмазаться как можно большим количеством бафов на дамаг и толщину из всех школ магии, и идти ломать стаки врага лицом. Бафы все стакаются, и не дают никаких штрафов, так что ты ограничен лишь своей фантазией и мана пулом. Интересно. Оригинально. Непредсказуемо. Да пошли вы. Хотя вот, например, такие приколы, как превратить всю свою расу в андедов или ангелов, мне понравились. Но это единичный случай какого то взаимоисключающего выбора.
Алсо, тут расовый вопрос наоборот начинает работать, как завещал доктор Геббельс, бо трансформации касаются только нашей богоизбранной расы, остальные набранные по объявлению бойцы из нейтралов и захваченных городов врага сосут бибу. Так что имеет смысл при захвате города устраивать геноцид и заселять его своими истинными арийцами, дабы клепать там кого надо, а не каких то нелепых унтерменшей. Есть еще вассалы, но какой от них толк, я хз. Они просто стоят у себя в городе и изи огребают от компа, который любит блобы из нескольких стаков не хуже, чем в планетфоле. Заставить его ходить с собой я возможности не нашел, а если файт проходит рядом с его стаком, он то вступает в бой, то не вступает, я хрен понял, от чего это зависит. Явно не от того, что написано в обучении по данному поводу.

Раз уж мы плавно перешли к тактике и стратегии, то продолжим. Настоящим бичом планетфола были блобы из 5-6 стаков, перманентно торчащие в городах компа. Хотя воевать из них могли единовременно только три. Но прикол в том, что в городе был еще гарнизон, так что при атаке на него твои 3 стака дрались с 3 стаками компа + гарнизон. Задалбывало. Приходилось люто изъе6ываться, чтобы вытащить из города хотя бы часть врагов, или хоть как то снизить их боеспособность магией, дабы автобой не сосал. А уж разгребать руками файт с участием ~40 юнитов, каждый из которых что-то кастует и накладывает, я вообще манал, чудовищно душный геморрой, непонятно кому интересный. Стало ли в этой игре веселее и приятнее? И да и нет.
Комп по прежнему любитель ходить исключительно блобом из 3 и более стаков, но по крайней мере, он вылез из города, бо разрабы выкинули гарнизон на помойку, а без этого стоять в городе ему смысла нет, толщины это не прибавляет, можно пойти пофармить. Ну уж фармит он, как боженька, увидев на горизонте твой стак, радостно выпрыгивает из тумана войны всей оравой, не оставляя никаких шансов. Потому, чтобы шансы были, тебе тоже совершенно необходимо ходить в 3 стака. А лучше больше. Войны здесь ведутся в строгом соответствии с боевым уставом ВС РФ, по которому преимущество в наступлении должно составлять 3 к 1. Так что тебе желательно идти в атаку минимум в 9 стаков. 3, чтобы снести самых жирных врагов, 3, чтобы подчистить остатки, и еще 3, чтобы пойти дальше в наступление, не дав компу отстроиться заново, бо если дать, то вся эта унылая е6ля начнется с начала.

Из этого само собой следует то, что пока комп не наберет себе мощный блоб, он и носа не кажет на твоей территории. Зато когда наберет, пощады не жди, припрется огромной толпой и затопчет. Тебе, соответственно, тоже нет смысла особо на него рыпаться, кроме как толпой. Это напрочь лишает игру такого явления, как мидгейм, то есть разборок средней интенсивности со стаками средней толщины. Компа либо вообще нет, и ты уныло катаешь в одну калитку нейтральных болванчиков, и чистишь логова, либо ты потно отмахиваешься всем, что есть, от мощного блоба на пол-экрана, а там по результатам либо ты отправляешься вон из катки, либо комп. Тут нам открывается еще одна супер скилловая выигрышная страта, помимо обмазывания бафами - ставка на юниты, которые нужно не клепать в городе, а спавнить магией. Бо до города еще бежать надо, а магией можно клепать челиков не отходя от кассы, прямо во время марш-броска между врагами. Очень экономит время и не дает врагу очухаться.
Добавляют геморроя только осады, во время которых приходится уныло стоять и втыкать во вражеский город несколько ходов, покуда комп неистово регенит хп и подтягивает подкрепления. Осада здесь сделана через жопу, то бишь комп спокойно клепает войска в осажденном городе и заводит в него новые стаки. Пришел побыстрому хлопнуть пустой город, а пока стоял, туда набилось штук 6 жирных чертуханов, которых никак не вынуть, кроме как доведя осаду до конца. Каеф. Если у тебя случайно не завалялось в кармане сопоставимого количества, ты соснул, иди домой. Ну ты понял да, штамповочный конвеер не должен останавливаться ни на минуту. Свежие стаки нужно клепать и подтягивать постоянно, покуда лимитов хватает. Чуть зазеваешься, где то не додавишь, комп перехватит инициативу и затопчет тебя мутной волной. Будет обидно. Начинать заново разбор жирного хорошо отстроенного компа удовольствие не для слабонервных. А ведь их таких может быть и несколько.

Изменилась и зона контроля. Если раньше участие стаков в бою зависело от их взаимного расположения, и, грамотно встав, можно было первой затянуть в бой ту часть блоба, которая послабее, и это было рабочей стратой по разбору блобов, то тут это понерфили, теперь в бой затягиваются стаки в приличном радиусе от инициатора, причем приоритет отдается самым жирным. Ну спасибо. Еще один аргумент в пользу тупорылого накручивания цифири на юнитах перед чем либо еще. Зато, в некоторых случаях, если тебе посчастливилось отловить один стак отдельно от блоба, но ты не добежал до него пару клеток, можно заспавнить рядом какого-нибудь магического бомжа, который суммонится с фул запасом ходов, и им напасть, твои ребята подтянутся. Ну хоть что то. На кой хрен вообще это перемещение нескольких стаков гуськом? Сделали бы уже один мегастак на 18 рыл и не мучались. Или возможность объединить их в "армию", как в какой то из цивилизаций. Клики ради кликов. Странно выглядит выход в море. Слезть в воду стоит целого хода, а вылезти обратно всего 1 клетку. Что тоже дает некоторый простор для байтов и разводов. Но в целом все выглядит так, будто все это счастье будет еще много раз нерфиться и ребаланситься. А может и не будет. А может пошел ты.
Большая часть боевочки у нас, ессно, проходит в виде автобоя. Потому как переезжать катком изи нейтральных болванчиков не интересно, а разгребать унылую свалку из 36 юнитов в файтах с компами слишком зае6исто, а других видов тактики игра не предлагает. Разве что файты в логовах, где надо драться по честному стак на стак, вот там можно фор фан подвигать фигурки и поюзать скильчики. В остальных случаях это вызывает ощущение какой то унылой работы, которую охота скипнуть побыстрее и перейти сразу к подсчету прибыли от убитых врагов и захваченного имущества. Но автобой довольно туп, и любитель просто сделать алга толпой пехтуры, не заботясь об артподготовке лучниками и магией, и байте самого компа на алга куда нибудь в узкий проход. По этой причине милишники зачастую получают излишне большой дамаг и часто сливаются. Так что если ты адепт автобоя, на стрелков в принципе можно забить и упороться в самую бронелобую пехоту и монстру при поддержке хилов. Так же неплохо выдать и герою какие нибудть хилки с бафами при прокачке, ветка саппорта видится мне единственно полезным выбором. Ну какой импакт внесет еще один раздаватель тычек в свалку из 36 юнитов? А никакой. А вот если он будет бафать свои 18 юнитов на хп и резисты и кидать аое захил, это уже совсем другой коленкор.

Остальные аспекты стандартны для жанра. Дипломатия дефолтная. Морские бои такие же как наземные, только морские. Юниты просто меняются на корабли, а корабли просто стреляются или бодаются, в зависимости от того, милишные они или ренжовые. Выглядит потешно. Хоть бы внешний вид им разный сделали. Что за халтура? Отлично, что выкинули унылые минорные фракции из планетфола с их унылыми говноквестами поди убей жирный стак в другом конце карты за 10 ходов, иначе мы кинем тебе вар. Теперь вместо них ивенты поди убей жирный стак в другом конце карты за 10 ходов, иначе мы кинем тебе дебаф. Ну спасибо. Впрочем я придираюсь, большинство ивентов все же более безобидны и изи решаются за скромную сумму в ресурсах. Алсо, тут можно быть добрым или злым, но какой смысл быть злым, кроме как из желания сагрить на себя пол-карты раньше времени, я так и не понял, в мире, где даже святые ангелы могут быть некромантами, это весьма бесполезная условность. Баги... ну сложно судить, игры парадокса в течение пары лет после релиза можно считать одним сплошным багом, бо механики и баланс могут меняться кардинально. Пока что режет глаз дерьмовый русский перевод в части окончаний, впрочем, я в курсе, что окончания это лютая анальная боль для любого иностранца, изучающего русский. Скажи спосибо, что тебе вообще что то перевели, мерзкий кровавый оккупант миролюбивых европейских стран.
В общем, я хз, на что так люто надрaчивали фанаты этой игры, и чем тут так сильно лучше, нежели в планетфоле. Отвратный повесточный редактор фракции без всякой логики и расово-классового вопроса. Отвратная система прогрессии без всякой логики и выборов. Отвратная боевка без всякого фана. Пошаговая боевка хороша в смолл скейл замесах, в героях или Disciples было интересно возиться индивидуально с каждым юнитом и его особенностями, учитывая, что их было в среднем штук 6, но когда их 18, это уже дрoч. Строиться и исследовать карту прикольно, я вообще люблю строиться и исследовать, но логова и нейтралы заканчиваются довольно быстро, и начинается гонка с компом, кто кого перебафает и переклепает и задавит лицом. Не то, чтобы это было совсем лишено интереса, но учитывая отсутствие простора для экспериментов с билдами и стилями игры, быстро приедается. Я сыграл пару каток, и уже чувствую необходимость сделать перерывчик и подождать патчиков. Впрочем, это не то чтобы редкость в играх парадокса, и опытному клиенту данной конторы не пристало бояться чего то подобного. Подождем, посмотрим. А пока моим абсолютным фаворитом в номинации фентези 4Х остается Endless Legend. Был бы он поновее и без анального таймера в виде зимы, цены б ему не было.
