В нашем игропроме зомби сеттинг традиционно является составляющей либо мусорных выживастиков из говна и палок, а то и вовсе в виде модов, либо сессионных шутанчиков, которые хоть и не все мусорные, по крайней мере в L4D я в свое время катал немало, но вот такого, чтобы с сюжетом, эксплорингом, фармом и каким никаким рпг элементом, то как раз и не особо имеется. Когда то давно существовал Dead Island, но приказал долго жить. Однако, концепция продолжила свое существование в виде Dying Light. Я уж было подумал, что он отправится вслед за прародителем, однако ж нет, по какому то странному стечению обстоятельств пациент выжил и даже сумел произвести на свет потомство. Чудеса, да и только. А вот что из этого получилось - полноценный член общества или разлагающийся зомби, let's find out!
Конечно, есть еще Last of Us, который вроде как и про зомби и с сюжетом, но он всего лишь коридорное кинцо, плюс во второй части скатившееся в чудовищный сжв мусор. Есть еще Days Gone, который в принципе неплох, но почему то ажиотажа не вызвал, и даже как то остался на задворках истории. В принципе понятно, почему - очередная дрoчильня про гринд и фарм точек интереса мало кому нужна, на фоне таких заслуженных монстров, как Far Cry и Otsosin's Creed так особенно. Но у концепции дед айсленда и даинг лайта есть один могучий козырь, которого по какой то нелепой причины лишены его собратья - могучий коопчик, с возможностью заниматься этим дрoчиловом не только лишь в соло, от чего оно радостно играет новыми красками.
Я вот, например, его и ждал только заради совместного времяпрепровождения с любимой женушкой, каковое в предыдущих играх мне сильно понравилось, вне этого, наверное, и внимания бы не обратил, и полагаю, так же подумали и остальные овер300к онлайна на стиме. Ну что ж, остается только порадоваться за господ разработчиков, которые придумали клевый способ развлечь скучающую аудиторию этих ваших фаркраев, и стоически его поддерживают, вместо того, чтобы тупо скатиться в анальный донат и клоунаду с говнокостюмами единорога. Сей факт, как по мне, достоин заноса бабла одним только своим существованием.
А самый прикол в том, что авторы даже и париться не стали над тем, как бы обосновать этот самый коопчик с точки зрения сюжета. Он просто есть. Кому то это может и не понравится, по сюжету мы вроде как личность уникальная - пилигрим утробы, обладающий большим опытом по взаимодеиствию с опасностями зомби-апокалипсиса, и потому посылаемый на самые опасные задания, в то время, как мирное население из укрепрайонов носу не кажет, но вот одинаковые персонажи без какого либо особенного влияния на историю и друг на друга режут глаз. Даже в древнем дед айсленде было как бы несколько выживших с разной специализацией и разными диалогами. Тут ребята, бесспорно, схалтурили еще в первой части, и продолжают халтурить во второй, бат фак ит. Лучше уж схалтурить в ньюансах, нежели от лени и желания сэкономить выпилить главную фишку игры вообще, и превратить ее в очередной ноунейм клон фаркрая.
Любители же просто пофармить под пивко с друзьями, скипая диаложеки и катсценки, вообще не испытают никаких неудобств. Кроме разве что излишне затянутого на пару часов соло пролога. Довольно уныло, когда тебя учат банально карабкаться по стенам и шариться по шкафам в течение кучи квестов и катсцен. Мне бы вполне хватило банального текстового сообщения. Но то я. А серой массе наверное действительно необходимо вбивать в голову азы долго и упорно, как цирковой обезъяне.
Тем более, что по сравнению с первой частью игра стала существенно проще. Особенно в плане ночных похождений. Помню времена, когда ночь была темна и полна ужасов, и как я в первый раз вылез из нычки в неположенное время, и был крайне быстро попущен лютыми ночными тварями, которые гоняли меня по всей карте, как обосpавшегося оленя, не давая ничего сделать, кроме как (при невероятной удаче) добежать до безопасной зоны и лечь спать, чтобы с утреца с облегчением отправиться собирать мусор по помойкам и хоть кого то убивать. Только после серьезной прокачки появлялась возможность соревноваться с разрывателями задниц в выживании и успешно держать оборону, а потом и специально отправляться к ним в пасть заради бонусов к экспе и луту.
Здесь же ночь просто ночь. Враги, конечно, немного злее, но и только. При некоторой сноровке отбиться от них не составляет труда. А если не особо выпендриваться и передвигаться по верхам, то можно вообще никого не сагрить. А если и сагрил, то сейфзоны раскиданы довольно плотно и свалить туда легко. Полагаю, нубы вайнили на то, что слишком сложна, и их решили пощадить. Окей, фак ит, но для того, чтобы хоть как то усложнить действо, ребята напряглись и придумали пару свежих и модных фишек.
Во первых, анальный таймер, который не дает находиться в темноте дольше нескольких минут. То есть, даже если тебя никто не пытается нагнуть, ты все равно не можешь обойтись без позорного съе6а в сейфзону посреди фарма. Сюжетно это, конечно, обосновано, но какого хрена? Я вот например ненавижу анальные таймеры любого рода. Я должен иметь возможность играть в удобном для себя темпе, ограниченном только скиллом. Вывозишь замесы - крабишь что хочешь. Не вывозишь - идешь качаться и тренироваться. Все честно. А тут чувствуется невидимая рука разработчика, оттаскивающая тебя за шиворот от ништяков, и это омерзительно. Конечно, я довольно быстро обзавелся вагоном расходки на все случаи жизни, но впечатление было подпорчено.
Второй дерьмовый момент это анальная стамина. Я в принципе ненавижу стамину как концепт, нет ничего хуже, чем когда посреди красивого раскидывания врагов твой перс встает колом и смиренно ждет, когда ему напихают. Кому это может быть по кайфу хз. Тут пошли еще дальше, и прикутили стамину не только к бою, но и к бегу с препятствиями. То бишь нарвавшись на превосходящего противника, проблемой становится не только убить, но и убежать, побырому запрыгнув в труднодоступное место. Плюс некоторые точки интереса банально скрыты за стамина-воллом, и ты туда тупо не залезешь, не имея определенного ее количества. Со временем проблема, конечно, нивелируется скиллами и прокачкой, но впечатление портит о5 же, когда залог успеха не скилл, а какая то абстрактная полоса.
Но после превозмогания грустного, начинаешь замечать приятное. Например, меня сильно порадовало отсутствие образцово-показательной толерастии в этой игре. Начиная с бандитов, которые в замесах не стесняясь кроют тебя трехэтажным матом, поминая через слово пuдарасов. Стримеры данной игры зае6утся осуждать, я гарантирую это. Полно белых мужиков, которые внезапно не стесняются занимать руководящие должности. Негры и фемки, конечно, присутствуют, но в логичных пропорциях. Сам ГГ тоже белый мужик, и изменить это невозможно, что несколько огорчает мою дражайшую супругу, которая не любит играть мужиками. Это тот редкий случай, когда я был бы за введение альтернативного бабского ГГ. В виде исключения, конечно же. Хе хе. Любителей долбиться в жопу и непременно поведать об этом мне, и всяких альтернативно небинарных я тоже не встретил. Прямо бальзам на душу после всяких багфайндеров и киберпуканов.
Алсо, хоть я и сравнил игру с фаркраем и лососином в плане геймплея, это все же не совсем так. Тут нет гринда точек ради точек. По факту, точки вообще не обязательны для посещения и "закрытия" в привычном понимании, это просто места, где есть то, что нужно для выживания и продвижения по сюжету. Есть магазин инструментов, где спавнится металлолом и прочее барахло для крафта. Если тебе нужен крафт пушек, ты идешь туда. Если нужны бабки, идешь в магазин бухла, курева, лекарств и прочего треша, столь ценного в постапокалипсисе. Если ничего не нужно, проходишь мимо. Конечно странно, что это самое барахло постоянно респавнится на тех же местах, но будем считать это игровой условностью, не дающей тебе бездарно слить все ресурсы и остаться без возможности продолжать игру.
А сливать есть куда. Даже самые крутые пушки со временем ломаются, и нужно своевременно заботиться о замене. Расходка опять же расходуется. Потому посещать все эти магазины и ивенты типа спасти бомжа от бандитов периодически придется, но они не самоцель и носят вспомогательный характер. Самоцель все же прохождение квестов и сюжета, и количество гринда напрямую зависит от твоего умения распоряжаться ресурсами в сюжетных активностях. Это хорошо, это правильно. Хотя конечно, я бы не отказался от каких нибудь уникальных локаций и минибоссов с крутым лутом, но у нас же тут суровый постапокалипс, а не фентези рпг, ты должен заботиться о себе сам и производить средства своего выживания с помощью стамески, мата и поллитра, а не надеяться на чудо дропчик. Не могу поспорить с логикой этого.
Сам городишко прикольный. Очень много всяких приблуд, по которым можно бегать и прыгать, и тем самым красиво преодолевать большие расстояния за короткое время. Ну или немного не рассчитав прыжок некрасиво плюхаться мордой в асфальт, на радость ближайшим зомбакам. Отсутствие фаст тревела даже почти не раздражает. А вот возможность играющих в коопе суммониться друг к другу радует, не надо ждать затупившего или заблудившегося напарника, если надо сдать квест. В качестве бонуса таким способом можно спасти несчастного от верной смерти в толпе мобов, что несколько абузно, но приятно. Хе хе. Вот квесты, включающие в себя гонки на время, вымораживают. Я ведь уже говорил, что ненавижу анальные таймеры любого рода? Ну как бы зачем?
Сюжет, как по мне, странноват. Вот мы приходим в незнакомый город черти откуда, нас все хотят убить как непонятного додика с непонятными намерениями, в постапоке обычное дело. Но проходит пара диалогов и катсцен, и вот с нами все мечтают познакомиться и доверить свои переживания. Хотя я еще ну совсем никак себя не зарекомендовал. Удивительно. ГГ, правда, в долгу не остается, и вопрошает, а что же это вы, голубчик, отправляете на столь ответственное задание столь невзрачного бомжа? Как неписи изворачиваются в попытках объяснить это любо дорого почитать. Ну а так квесты как квесты, ничего особенного. Убей принеси, что как правило подразумевает залезание в труднодоступное место и убийство трудноубиваемых чертей. Но для коопчика опять же самое то, ибо неохота сидеть втыкать в хитровые6анные вотэтоповороты, когда нетерпеливые напарники бьют копытом в стремлении немедленно пойти кого нибудь завалить. Токий баланс пuздежа и дела, тончайший.
Как и в оригинале, экспа у нас двух видов - боевая и паркурная. Первая дается за килл мобов, вторая за успешные прыжки и переползания. Так же за рандомные ивенты отсыпают порядочно и той и другой. За первую качаются боевые скиллы, за вторую, соответственно, паркурные. В принципе, то, что необходимо для выживания, вкачивается довольно быстро, типа снижения дамага от падений и добивания лежачего, остальное скорее флекс, чем необходимость. Так что и экспу целенаправленно гриндить смысла особого нет, все само придет в разумные сроки. Но и скипать любые активности, файты и возможности набрать лута по дороге тоже не стоит, мало ли когда понадобится лишняя кучка металлолома и лишнее ухо зомбака на крафт и апгрейд. В этом плане баланс мне нравится, можно умеренно покрабить по дороге к квесту и обратно, но необязательно стопать прогресс заради пары часов лютого гриндана. Тем более, что убер крутых палок нагибалок заиметь все равно не дадут, шмот ограничен сугубо левелом перса, и нужен лишь для выживания здесь и сейчас, а не на вырост. Я бы вообще назвал левелы перса и врагов ненужным рудиментом, как в ведьмаке и отсосине, костылем для того, чтобы не пущать игрока в определенные места раньше времени, но зачем это надо хз. Разве что для любителей фапать на абстрактные цифры. Ну да бог с ними, пусть фапают.
Вобщем, для того, чтобы покрабить в приятной компании, игра более чем ок. Факапят данный экспириенс разве что лютые баги. Тысячи их. Как в киберпуке. Про графические глитчи типа стоящих в друг друге и в стенах неписей и монстров и говорить не стоит. Но вот поведение их порой раздражает. Сидит значит зомбак, жрет труп, рядом стоит чувак и смотрит на это действо. Идиллическая картина. Зомби и бандиты при появлении игрока радостно забывают друг о друге и бегут месить его, как будто он тут самый опасный. Оно, конечно, так и есть, но им то откуда об этом знать, а? Сответственно, тактика спулить пак бандитов и натравить на пак зомбей, практически нежизнеспособна. А жаль. Кстати, у некоторых бандитов рожа подозрительно напоминает старину Вааса. Совпадение? Не думаю.
Враги также имеют обыкновение телепортироваться, появляться и исчезать случайным образом прямо в замесе. Огляделся такой на 360 градусов, никого нет, сел вскрывать замок, сзади залетает тычка. Оборачиваешься, опа а там зомбак. И возможно даже не один. Убиваешь их заново, тут откуда ни возьмись прибегает клоун нпц, кидает гранату, на взрыв бегут еще зомбаки, и наша сказка начинается с начала. Этот же клоун лезет к тебе под дубину, и потом начинает пинать тебя, громко вопя, какой ты дол6ое6 напал на бедного несчастного мирного жителя. Иногда неписи случайно сливают ивентового моба, экспа за которого падает случайно пробегавшему мимо тебе. А иногда этот самый ивентовый моб просто куда то пропадает без объяснения причин. Может это конечно глюки синхронизации и в сингле их нет, но я не чекал. Зато оптимизация на высоте, у меня на стриме с говно видюхой 5летней давности ну совсем никаких тормозов. Каеф.

Впрочем, ребята стараются. За пару дней релиза игры уже выкатили пару патчей, и останавливаться вроде не планируют. И не выдают никакого нытья про невыносимые условия работы, невыносимую е6лю шлюх корпоративными боссами на рабочем месте, и прочий мусор. Это вам не кибер пуканинг и не близы, где на словах все львы толстые, а на деле сами знаете кто. Да и рекламы мега шедевра из каждого утюга от них не поступало, чтобы что то предъявлять за разводилово. На шидевр, конечно, не тянет, но со своей задачей справляется более чем. Так что вангую, что игра будет вылизана до блеска и обвешана кучей длц уже в этом году, и я все их куплю, чисто из уважения, даже если переигрывать не буду, ибо збс. А уж всем скучающим по зомби апокалипсису здорового человека, и по коопчику, который был бы не сессионкой и не помойным недоммо типа ню ворлда тем более нет смысла скипать сие поделие. А у кого тупо нет денег, тем хорошего настроения и здоровья.
