Для входа на форум нажмите здесь
Новые комментарии
[ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Автор темы: Sirotin
Дата создания: 02.12.2025 14:50
[ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Почему на перегретом рынке геймдева именно технические роли становятся самыми востребованными — и как специалисту войти в индустрию.




Ведущий игровой дизайнер Game Art Pioneers Дмитрий Жуков обозначил одну из самых острых проблем отрасли — серьезный кадровый дисбаланс, при котором рынок перегрет соискателями, но студии испытывают нехватку специалистов с техническими компетенциями. Этими наблюдениями Жуков поделился во время сессии «Профессии геймдева 2025» на первой Московской международной неделе видеоигр.

Жуков отметил, что в индустрию сегодня приходит множество художников, аниматоров и гейм-дизайнеров, однако именно техническая экспертиза становится решающим фактором. «По срезу видно: стилизация, реализм, иллюстрация — специалистов хватает на любой вкус. А вот яркий дефицит начинается там, где требуется связать креатив и программирование», — подчеркнул он.

Одним из наиболее востребованных направлений Жуков назвал технический гейм-дизайн. Эта роль становится ключевой в командах, работающих на связке «гейм-дизайнер — программист». По его словам, коммуникационный разрыв между этими двумя ролями часто тормозит разработку. «Гейм-дизайнер пишет, думает, балансит. Программисты воплощают идеи. А вот маленький промежуток между ними — взаимодействие, язык, взаимопонимание — часто выпадает. И механики буксуют», — объяснил он.




Технический гейм-дизайнер, по мнению спикера, снимает это напряжение: он способен не только сформулировать концепцию, но и самостоятельно создать прототип, поддержать систему и усилить ее дополнительными инструментами. Это делает таких специалистов «золотым мостом» между логикой игры и ее инженерной частью.

Отдельно Жуков остановился на нарративном дизайне — профессии, которая только формируется и вызывает споры даже внутри команд. Кто-то воспринимает ее как часть социальной или сценарной работы, кто-то — как механическое наполнение. Однако, по его словам, суть гораздо шире.

«Нарративный дизайнер должен понимать, как сценарий превращается в игру и через какие механики игрок вступает в диалог с персонажами и сюжетом», — отметил он. При этом сценаристы остаются неотъемлемой частью процесса: они создают драматургию, а нарративный дизайнер обеспечивает органичное взаимодействие игрока со сценарием.

Отвечая на вопрос о том, как специалисту войти в индустрию, Жуков предложил «непопулярное мнение»: ключевым фактором становится не обучение в вузе, а самостоятельное развитие.




«То, насколько вы хороший специалист, зависит от вас. Университеты дают базис, который остается актуальным пять лет, с натяжкой. А движки, анимация, инструменты, нейросети — все развивается стремительно. Нужно идти в ногу со временем», — заявил он. По словам спикера, грамотное самообучение, внимательное следование трендам и готовность быстро адаптироваться сегодня ценятся значительно выше формального стажа.

Первая Московская международная неделя видеоигр проходит с 27 по 30 ноября и объединяет ведущие игровые компании, экспертов и молодых специалистов со всей страны. Деловая программа собрала спикеров из более чем 20 стран, а городская — охватила сотни площадок по всей Москве.

Неделя организована Агентством креативных индустрий Москвы при поддержке Департамента культуры и направлена на развитие отечественного геймдева, укрепление международных связей и закрепление статуса столицы как одного из мировых центров игровой индустрии

Реклама: ООО "СЕЙЗЛ ПОИНТ ГРУПП" ИНН 9704013972 erid: 2VtzqvADFFf



Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Sirotin:
Технический гейм-дизайнер, по мнению спикера, снимает это напряжение: он способен не только сформулировать концепцию, но и самостоятельно создать прототип, поддержать систему и усилить ее дополнительными инструментами. Это делает таких специалистов «золотым мостом» между логикой игры и ее инженерной частью.

Отдельно Жуков остановился на нарративном дизайне — профессии, которая только формируется и вызывает споры даже внутри команд. Кто-то воспринимает ее как часть социальной или сценарной работы, кто-то — как механическое наполнение. Однако, по его словам, суть гораздо шире.

«Нарративный дизайнер должен понимать, как сценарий превращается в игру и через какие механики игрок вступает в диалог с персонажами и сюжетом», — отметил он. При этом сценаристы остаются неотъемлемой частью процесса: они создают драматургию, а нарративный дизайнер обеспечивает органичное взаимодействие игрока со сценарием.

Отвечая на вопрос о том, как специалисту войти в индустрию, Жуков предложил «непопулярное мнение»: ключевым фактором становится не обучение в вузе, а самостоятельное развитие.
забавно, недавно с женой как раз про это говорили
она два года работала дизайнером, делала игру, и довольно дотошно изучала взаимодействие команд и построение арта для работы.

Она даже как-то с книгой по физике ходила или по начерталке, и смотрела как поверхности должны правильно соприкасаться для корректного отрисовывания арта в стиле киберпанк

А все ее "молодые" коллеги более легкомысленные, но они и были в скором времени сокращены =)))

Буран, Веселье, Пупсоскот, Таймобоб
1 пользователь оценил это сообщение: Показать
MasterChief's Avatar
Фанат
Join Date:
27.05.2015
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Sirotin:
Отвечая на вопрос о том, как специалисту войти в индустрию, Жуков предложил «непопулярное мнение»: ключевым фактором становится не обучение в вузе, а самостоятельное развитие.
а как же куча курсов и этих вузов которые заманивают к себе легким входом в игровую индустрию? обучение от гуру и тех кто делает шедевры?
Skuchniy's Avatar
Кусачее привидение
Join Date:
08.08.2008
20 лет вместе!
Issue reason: 20 лет вместе! Медаль "2К лайков" Jack-o'-lantern
Issue reason: Участник хэллоуинского шабаша GoHa.Ru - 10 лет
Hardware эксперт
Issue reason: За регулярною помощь в выборе программ, компьютеров, железа Веселый флудер
Issue reason: И вовсе даже не скучный! Признанный автор
Issue reason: За серию статей "Собери и играй" Эксперт
Issue reason: За помощь форуму и читателям в области компьютерных технологий
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Sirotin:
Почему на перегретом рынке геймдева именно технические роли становятся самыми востребованными — и как специалисту войти в индустрию.

Показатель ниже 5 - дефицит, 5-10 норма, 10-20 очень высокая конкуренция на 1 место. Источник не вызывает большого доверия, но он крупный. Отмечу до кучи что не смотрите на лидера Пиар и тд это всегда такая среда и сравнивать его с техническими специалистами смысла нет. А именно информационные технологие это эпически пробитое дно. что характерно для бесперспективных стран. Трепать языком и тратить налоги не способно дать рабочую среду без выпуска конкурентных продуктов.


ЮMoney 41001308903985 идентифицирован
ссылка-визитка https://yoomoney.ru/to/41001308903985
Dzirti's Avatar
Предводитель
Join Date:
20.11.2014
GoHa.Ru - 10 лет Медаль "2К лайков" Меценат
Issue reason: За пожертвование от 5000 руб. на развитие и поддержку портала GoHa.Ru 20 лет вместе!
Issue reason: 20 лет вместе!
Стрелок
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Sirotin:
забавно, недавно с женой как раз про это говорили
она два года работала дизайнером, делала игру, и довольно дотошно изучала взаимодействие команд и построение арта для работы.

Она даже как-то с книгой по физике ходила или по начерталке, и смотрела как поверхности должны правильно соприкасаться для корректного отрисовывания арта в стиле киберпанк

А все ее "молодые" коллеги более легкомысленные, но они и были в скором времени сокращены =)))
Это называется - Матчасть. И чем она сильнее, тем сильнее игрок, читатель или зритель, погружается в книгу, в фильм, в игру. Иногда в картину. К слову старые реды это прекрасно использовали в Третьем Ведьмаке. К примеру, они серьёзно заморочились с гидрологией, биологией, биоценозом проекта.





А игроки всё никак понять не могут, почему их годами не выпускает из данной игры.

Originally Posted by Sirotin:
Она даже как-то с книгой по физике ходила или по начерталке, и смотрела как поверхности должны правильно соприкасаться для корректного отрисовывания арта в стиле киберпанк
Мало того, докину ещё одну тему - Что у нарративщиков, что у художников и дизайнеров, с кодерами проекта, должны быть на руках, как минимум все артбуки по крупным тайтлам вышедшим за последние двадцать-тридцать лет. Нужно видеть как работала командная или индивидуальная мысль в играх собравших тонны денег и ставшими культовыми. То есть, как художники взаимодействовали с нарративщиками. Как это всё утверждалось. И потом клалось в код.

Сталь подчиняется покорно, её расплющивает молот. Её из пламенного горна бросают в леденящий холод. И в этой пытке многократной, рождается клинок булатный. (с) Д.М.А.
Last edited by Dzirti; Yesterday at 15:29. Reason: Добавлено сообщение
1 пользователь оценил это сообщение: Показать
Клубничный Жук's Avatar
Гигант мысли
Join Date:
15.09.2024
GoHa.Ru III Степени
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Я как-то с постановкой задачи сам намаялся в своё время. Начинал свою трудовую деятельность на режимном заводе, там руководство спустило во все подразделения задачу родить новэллы. В моей группе это сбросили на меня - дескать, ты тут самый 3,14здюк, ты и занимайся. Предстояло объяснить штатным программистам как зашить в программу расчёты, выполняемые в Экселе. Вроде просто, но нет. Начинаю им объяснять, что откуда нужно брать и как группировать, девочки-программистки на меня глазами хлоп-хлоп. Пауза, осмысление, начинают мне перессказывать задачу на своём айтишном языке - теперь уже я на них глазами хлоп-хлоп_) Чем кончилось - хз, я там скоро уволился)
Originally Posted by Skuchniy:

Показатель ниже 5 - дефицит, 5-10 норма, 10-20 очень высокая конкуренция на 1 место.
Ого, продаванов дефицит. Хотя на бытовом уровне складывается впечатление, что вокруг одни продаваны. По активным, по пассивным продажам, по активно-пассивным) Правда, меняются часто, постоянно новые лица. Видимо, текучка, надолго большинства из них не хватает.
Dzirti's Avatar
Предводитель
Join Date:
20.11.2014
GoHa.Ru - 10 лет Медаль "2К лайков" Меценат
Issue reason: За пожертвование от 5000 руб. на развитие и поддержку портала GoHa.Ru 20 лет вместе!
Issue reason: 20 лет вместе!
Стрелок
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Клубничный Жук:
Я как-то с постановкой задачи сам намаялся в своё время. Начинал свою трудовую деятельность на режимном заводе, там руководство спустило во все подразделения задачу родить новэллы. В моей группе это сбросили на меня - дескать, ты тут самый 3,14здюк, ты и занимайся. Предстояло объяснить штатным программистам как зашить в программу расчёты, выполняемые в Экселе. Вроде просто, но нет. Начинаю им объяснять, что откуда нужно брать и как группировать, девочки-программистки на меня глазами хлоп-хлоп. Пауза, осмысление, начинают мне перессказывать задачу на своём айтишном языке - теперь уже я на них глазами хлоп-хлоп_) Чем кончилось - хз, я там скоро уволился)
Для этого должен быть, скажем так - Переводчик - В крупных студиях, за это дело как правило отвечает креативный директор. Таким в своё время был Кейси Хадсон. Переводчиком с одного языка, на другой. Плюс, утверждение некоторых моментов. То есть, такой человек должен понимать как тот или иной арт положить в код. Как повествовательную часть тоже как бы положить в код. Постановка сцен, диалогов. Фон позиций. И как это всё будет вообще выглядеть. Ну и т.д. и т.п.

Сталь подчиняется покорно, её расплющивает молот. Её из пламенного горна бросают в леденящий холод. И в этой пытке многократной, рождается клинок булатный. (с) Д.М.А.
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Dzirti:
Мало того, докину ещё одну тему - Что у нарративщиков, что у художников и дизайнеров, с кодерами проекта, должны быть на руках, как минимум все артбуки по крупным тайтлам вышедшим за последние двадцать-тридцать лет. Нужно видеть как работала командная или индивидуальная мысль в играх собравших тонны денег и ставшими культовыми. То есть, как художники взаимодействовали с нарративщиками. Как это всё утверждалось. И потом клалось в код.
все так

Буран, Веселье, Пупсоскот, Таймобоб
1 пользователь оценил это сообщение: Показать
Elrender's Avatar
Join Date:
17.10.2015
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Sirotin:
Отвечая на вопрос о том, как специалисту войти в индустрию, Жуков предложил «непопулярное мнение»: ключевым фактором становится не обучение в вузе, а самостоятельное развитие.
В этом и проблема. Еще когда сам в вузе учился хотел работать в гейм индустрии. И нормальных вузов не было. Типа сиди сам учись хз как и хз где. Удачи им с таким подходом.
elDen's Avatar
Мастер клинка
Join Date:
19.07.2006
Медаль "2К лайков" GoHa.Ru - 10 лет Разбойник
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
как обычно нехватка высококвалифицированных низкооплачиваемых кадров
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Elrender:
В этом и проблема. Еще когда сам в вузе учился хотел работать в гейм индустрии. И нормальных вузов не было. Типа сиди сам учись хз как и хз где. Удачи им с таким подходом.
а сейчас есть кучу вузов, но про экспертизу преподов в них мы должны верить на слово

Буран, Веселье, Пупсоскот, Таймобоб
Elrender's Avatar
Join Date:
17.10.2015
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Ну то сейчас. И то непонятно качество таких вузов. И самое главное куда потом трудоустраиваться, делать очередную смуту? Когда мне было это интересно рф не была в изоляции и игры выпускала типа Героев 5 например.
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Elrender:
Ну то сейчас. И то непонятно качество таких вузов. И самое главное куда потом трудоустраиваться, делать очередную смуту? Когда мне было это интересно рф не была в изоляции и игры выпускала типа Героев 5 например.
это было 20 лет назад =)))

Буран, Веселье, Пупсоскот, Таймобоб
Red Hunter's Avatar
Писaтель
Join Date:
19.07.2024
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
еще бы на работу брали
Elrender's Avatar
Join Date:
17.10.2015
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Sirotin:
это было 20 лет назад =)))
ну как раз в эти годы я пошел в вуз, все логично. Потом уже поздно как то переучиваться
Skuchniy's Avatar
Кусачее привидение
Join Date:
08.08.2008
20 лет вместе!
Issue reason: 20 лет вместе! Медаль "2К лайков" Jack-o'-lantern
Issue reason: Участник хэллоуинского шабаша GoHa.Ru - 10 лет
Hardware эксперт
Issue reason: За регулярною помощь в выборе программ, компьютеров, железа Веселый флудер
Issue reason: И вовсе даже не скучный! Признанный автор
Issue reason: За серию статей "Собери и играй" Эксперт
Issue reason: За помощь форуму и читателям в области компьютерных технологий
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Клубничный Жук:
Ого, продаванов дефицит
А ты думал много желающих за 40 тысяч рублей работать... Речь идет если не понятно о кассирах и прочих работниках за копейки, а в условиях вымирания - желающих нет за столько работать. Ты видишь там всяких продаванов типа китайской косметики или шмоток по четверным от Китая ценам, это высокоприбыльные вещи которые со всеми перемогами приносят хорошие деньги, а есть же просто кассир в супермаркете которому надо пробить буханку хлеба и 425 граммовую банку пива. Это путь вникуда. Африканца или индуса ты не посадишь за кассу там деньги и это лицо магазина наряду с продавцами отделов, а вот эти тетеньки которые там досиживывают ввиду своего возраста, они досидят а дальше что - ничего, что дальше в подобных странах никого не интересует. Молодые девушки естественно не пойдут на эту кассу, они пойдут куда ты подумал, там денег больше и атмосфера попроще.
Originally Posted by Elrender:
Когда мне было это интересно рф не была в изоляции и игры выпускала типа Героев 5 например.
Так многие кто их делал не учились на игровых направлениях, тогда таких было меньшинство, потому что образование подобное было в основном забугром. А теперь то каждый может выучиться на разработчика смут...


ЮMoney 41001308903985 идентифицирован
ссылка-визитка https://yoomoney.ru/to/41001308903985
Elrender's Avatar
Join Date:
17.10.2015
Re: [ММНВ (Московская международная неделя видеоигр)] Разработчик игр рассказал о дефиците технических компетенций у соискателей
Originally Posted by Skuchniy:
Так многие кто их делал не учились на игровых направлениях, тогда таких было меньшинство, потому что образование подобное было в основном забугром. А теперь то каждый может выучиться на разработчика смут...
Ну я о стимуле. Типа стать как они и тд. Но что тогда что сейчас не было нормального официального образования по геймдеву. Даже по игровому программированию. Все советы были "нуу учи там программирование, выбери какой то там язык и учи". Че, куда учить - ничего не понятно. А про какой нибудь геймдизайн или 3д моделирование и речи не шло

Posting Rules