#1 Skipper Swede 21.11.2021, 10:00



- Дед, смотри, что я нашел среди твоего хлама. Это что?

- Включай комп, мелкий. Я тебе покажу лучшую игру всех времен…

Именно такой диалог может состояться между человеком, который в 2001 году впервые открыл для себя RPG Gothic и его внуком, выросшим на метавселенных, иммерсивных играх-симуляторах и дополненной реальности. На постсоветском пространстве трудно встретить игроков, которые в начале 2000-х не слышали о Готике – как ни странно, именно в странах СНГ игра от студии Piranha Bytes снискала сумасшедшую популярность, в то время как западное сообщество не особо тепло приняло проект немецких разработчиков. На момент релиза Gothic получила в целом благоприятные отзывы как от геймеров, так и от критиков, а портал Eurogamer посоветовал всем разработчикам смотреть на Готику, как на пример того, как должны быть сделаны ролевые приключения. Однако не все геймеры и рецензенты были столь благосклонны к игре, и несмотря на ее достижения в плане продуманного сюжета и интересных диалогов, отметили поверхностное развитие персонажа и слабую боевую механику.




К Готике можно относиться по-разному: кто-то ненавидит игру за чрезмерную сложность и большое количество багов, а кому-то RPG греет душу своей ламповой атмосферой, открытым «живым» миром и разнообразными квестами. А учитывая тот факт, что в этом году игра отметила свое 20-летие, многие современные геймеры пожурят тайтл за старую графику, дерганную анимацию и маленький размер карты. Но даже спустя два десятилетия Готику продолжают вспоминать добрым (или бранным) словом, сравнивая все нынешние ролевые игры с легендарным проектом студии Piranha Bytes.

Сюжет игры разворачивается в вымышленном королевстве Миртана. Две расы – люди и орки – находятся в состоянии перманентной войны. После ряда военных побед королевские войска начали терпеть одно поражение за другим. Единственным средством борьбы стало оружие и доспехи из магической руды, которая добывается в нескольких местах королевства. Одним из таких мест являлся остров Хоринис, в глубине которого находится Долина Рудников. Чтобы увеличить добычу руды в этом месте, король Робар II приказывает ссылать туда всех преступников на каторжный труд в шахтах вне зависимости от тяжести преступления. Дабы исключить возможность побега, монаршая особа приказывает возвести над шахтами магический барьер, пропускающий живых существ только внутрь и убивающий их при попытке выхода обратно.




Однако маги ошибаются в расчетах – Барьер поглощает всю Долину Рудников и ряд форпостов орков, а вместе с ними колдунов и охранников каторги. Заключенные устраивают бунт, захватывают власть и выставляют королю свои требования в обмен на драгоценную руду. Именно в этот момент в игру вступает игрок – осужденный на вечную ссылку за Барьер преступник, который волею случая сыграет значимую роль в разрушении зловещего магического купола. И вот тут вы можете ощутить на себе главную особенность Готики – здесь главный герой не Избранный, не королевский отпрыск и не Драконорожденный, а обычный рядовой житель королевства Миртана, случайно оказавшийся в нужном месте и в нужное время. В начале игры геймеру не дают никаких суперсил, поощрений или намеков на некую особенность и значимость протагониста. Наоборот, вашего многострадального персонажа постоянно будут пытаться обмануть, убить или ограбить. И только в Готике NPC вполне может выписать вам оплеуху за то, что вы не уступили ему дорогу или шумели ночью.




После бунта заключенные разделились на три группы – одни рудокопы соблюдают соглашение с королем, другие работают над планом побега, а третьи курят местную травку и поклоняются таинственному божеству – Спящему. Старый, Новый и Болотные лагеря ощущаются не как взаимозаменяемые точки для получения новых заданий и обмена добычи, а как три совершенно разных сообщества, у которых есть определенная причина существования, средства обеспечения себя, социальный порядок и цель. Новый Лагерь позиционируется как самая неприятная фракция, но на практике эти преступники хотят независимости от короля и его приспешников, поэтому вынуждены строить козни и срывать планы работ в шахте – ведь это необходимо для осуществления их плана побега. Старый лагерь не нуждается в фермерских хозяйствах, но его преступному руководству важны безопасность и порядок, поэтому бандиты-управленцы держат шахтеров в ежовых рукавицах. Однако за безопасность надо платить, поэтому жители этой фракции терпят рэкет и жестко нормированный импорт продуктов. И наконец, Болотный лагерь на первый взгляд кажется приятным местом для жизни. Люди здесь тусуются, курят, слушают проповеди и занимаются алхимией. Высшее руководство «болотников» требует, чтобы все члены секты верили в Спящего и закрывает глаза на небольшие провинности своих подопечных. Возможно, было бы легче изобразить исправительную колонию как адскую дыру, полную кровожадных маньяков, но сценаристы из студии Piranha Bytes решили придать происходящему некую «цифровую» реальность, показав, что все заключенные оказались в одной лодке.




Еще одно несомненное достоинство Готики – это квесты. Много квестов. Да, несмотря на то что в игре присутствует открытый мир, карта местности невероятно мала по сравнению с картами нынешних RPG, но это ни коим образом не сказывается на большом разнообразии заданий, которые может выполнить ваш персонаж. Помимо различных квестов по бартеру, поиску чего-либо или вступлению в различные фракции здесь вы столкнетесь и с весьма специфическими миссиями: например, побыть водоносом на ферме, выгнать из дома наглеца, посмевшего занять законные владения другого NPC или заставить работать послушника.

Конечно, при всех несомненных плюсах и достоинствах Готики стоит упомянуть явные проблемы игры – это достаточно своеобразное и проблемное управление, множество багов, долгие, невразумительные путешествия по карте и смазанная концовка, которая, к сожалению, не самым лучшим образом повлияла на продолжение серии. Однако при всех своих недостатках проект Piranha Bytes обрел культовый статус благодаря своей неповторимой атмосфере, качественно сделанным квестам и незамысловатому, но интересному сюжету.

А какие особенности игры для вас делают Готику уникальной RPG? Делитесь своим мнением в комментариях.






#2 Everett 21.11.2021, 10:07
Originally Posted by Skipper Swede:
В чем уникальность культовой RPG Gothic?
других 3д рпг небыло
#3 Ctr 21.11.2021, 10:45
Ни в чём. Ужасная по механикам и примитивная по всему остальному, но играли все, так как играть больше было не во что буквально, а не как сейчас - бескрайние кучи говна, в которые играть не хочется, а тогда тупо ничего не было, и подобное было за счастье.
#4 Shamahanets 21.11.2021, 11:16
Вообще-то культовый статус имеет вторая часть. А еще точнее считается Готика 2 Ночь Ворона. Т.к. доведенная до нормального состояния графика, управление, механики боя и прочие мелочи.
#5 Nexrom 21.11.2021, 11:41
Недавно перепрошел первую готику. Игра маленькая, по сути насыщенный только первый акт, а потом квесты кончаются и ведут за ручку по сюжету, местная фауна кончается быстро. Устраивать резню в лагерях уже не так весело как это было 20 лет назад. Надеюсь ремейк готики расширят, иначе будет скучно играть.
#6 Myxir 21.11.2021, 11:45
Originally Posted by Shamahanets:
Вообще-то культовый статус имеет вторая часть. А еще точнее считается Готика 2 Ночь Ворона. Т.к. доведенная до нормального состояния графика, управление, механики боя и прочие мелочи.
Первая часть выигрывает у второй и ночи ворона почти по всем статьям т.к. во второй части началась банальщина.
#7 gOnAgO 21.11.2021, 12:11
Originally Posted by Ctr:
Ни в чём. Ужасная по механикам и примитивная по всему остальному, но играли все, так как играть больше было не во что буквально, а не как сейчас - бескрайние кучи говна, в которые играть не хочется, а тогда тупо ничего не было, и подобное было за счастье.
Так и есть, точнее было
#8 Lexxx20 21.11.2021, 12:17
Давай про Морр, Арканум и Плейнскейп теперь :)
#9 _Freak 21.11.2021, 12:21
Originally Posted by Skipper Swede:
В чем уникальность культовой RPG Gothic?
Уникальность я хз.

А популярность готики как и других известных рпг игор в проработанности мира.
#10 BillShiffer 21.11.2021, 12:24
старым играм место на чердаке
#11 ksof 21.11.2021, 13:02
Originally Posted by Skipper Swede:
А какие особенности игры для вас делают Готику уникальной RPG? Делитесь своим мнением в комментариях.
Свобода. У готики 1 и 2 такая структура, что ты как игрок сам решаешь, когда и куда идти. Нет тупого разделения "эта зона для таких уровней, эта для этих уровней, здесь квесты на такой уровень, здесь квесты на другой уровень". Было много эксплойтов, много секретов, тренеры были разбросаны по всей карте, возможности срубить экспы и денег были разбросаны по всей карте, фракции были разбросаны по всей карте.


Буквально с первых минут игры ты получаешь абсолютную свободу выбора пути, и эта свобода не нарушала структуру повествования, не превращала тебя в ОП на какой-то стадии (кроме огненного дождя офк), никак не ломала геймплей.
#12 Nalivai 21.11.2021, 14:21
Я пришел в старый лагерь, меня там избили, пошел в новый лагерь, меня там ещё больше били. Пришел в болотный лагерь, там меня ни кто кроме мух не бил, пришлось первое прохождение делать за болотника. А потом я узнал что первые 85 очков надо вкладывать в силу(что бы сила с диалогов давалась ещё) и больше меня ни кто не бил в следующих прохождениях.
#13 McRat 21.11.2021, 14:32
великая игра, которую было не скучно проходить несколько раз и каждый раз находить что-то новое. что удивительно, но продолжение в виде Готики 2 и Ночи Ворона были не хуже и даже третья Готика получше многих современных рпг
#14 Dzirti 21.11.2021, 14:50
Революционная даже по современным меркам иммерсивновть - вот что такое Готика1-2.
#15 Dartreiven 21.11.2021, 15:02
Спасибо разрабам за шикарное детство!
Благодаря Готике я усвоил главное правило:

Tags