Большинство игр сегодня стремятся поразить нас невероятно красивой графикой, обилием экшена, либо нестандартной идеей. С сожалением замечаю, что в большинстве своем из них ушла глубина и продуманность. Тактика, стратегия и вариативность все реже встречаются в новых играх. И люди вроде меня, с удовольствием играющие в цивилизацию, шахматы и тайкун немного скучают по старым временам. Нет, конечно можно ловить модные сейчас ремастер версии, но все это уже было. А хочется чего-то новенького, свежего. И вот, однажды мне на глаза попалась реклама Starborne.Идея показалась мне интересной и я поспешил попробовать сей продукт.
Starbourne – это эксклюзивная для PC MMO космическая стратегия в реальном времени.
Разработана исландской студией Solid Clouds. Все, кто когда-либо играл в EVE online, знают - эти ребята разбираются в играх про космос.
Итак, к самой игре. Если угодно – это цивилизация в космосе,те же гексагональные карты, ресурсы, осколки былых цивилизаций, производство боевых и вспомогательных юнитов, строительство, исследования. Но вот только вместо городов – космические станции а система добычи ресурсов не ограничивается банальными улучшениями. Все действие происходит в режиме реального времени, а вместе с вами на карте не пять-шесть держав, а сотни игроков, объединяющихся в альянсы.
Каждые две недели открывается новый сервер. Цикл жизни каждого сервера определен правилами. Обычно это около восьми недель. То есть одновременно активны около трех серверов. И они постоянно обновляются. Старт сервера обычно приходится на четверг-пятницу в зависимости от вашего часового пояса.
И вот мы скачали клиент, дождались запуска нового сервера, ведьмы не хотим оказаться позади в развитии, и нажимаем кнопку играть…
Нас встречает гексагональная карта разделенная на условные сектора. И хотя это стратегия, космос вокруг необычайно красив, повсюду раскиданы звезды, планеты и их спутники, поля ресурсов, загадочные артефакты и станции НПЦ. Специально для любителей позалипать на космос, есть возможность убрать интерфейс игры и гексагональную сетку.
Мы появляемся в стартовой зоне с сотнями других игроков.Наше присутствие на карте обозначено нашей первой станцией. Нас встречает довольно внятный помощник для новичков. На данный момент, единственный доступный язык интерфейса – английский. Так что, без базовых знаний языка, может быть тяжеловато.Два главных функционала станции, это строительство зданий и верфь. Для всех операций требуется реальное время, ставим в очередь постройку наших первых корветов и открываем интерфейс строительства станции. В начале для постройки доступны только производственные здания и здания специализации первого уровня.Начинаем с производственных зданий, так как строятся они быстро и обеспечивают нас ресурсами, необходимыми для дальнейшего развития.
В игре 4 типа ресурсов: метал, газ, кристаллы и персонал. За каждый из них отвечает профильная постройка, но если газ, метал и кристаллы аккумулируются постоянно, то персонал имеет фиксированное количество и тратится на пилотирование кораблей. В зависимости от размера корабля ему нужно разное количество персонала. Если у станции есть доступ к воде (льду), максимальное возможное количество людей на станции увеличивается. Вода добывается с планет и их спутников (если они пригодны для жизни) и ледяных астероидов, встречающихся в космосе.
Кроме построек на станции, мы добываем ресурсы со многочисленных внешних источников, для этого достаточно чтобы они находились в зоне влияния вашей станции. Начальный радиус влияния 1, но, по мере застройки вашей станции, вы можете увеличивать радиус влияния вашей станции. Каждая постройка генерирует очки строительства. Чем она сложнее, тем больше очков строительства вы за нее получаете. Накопив 20 очков строительства вы можете увеличить уровень станции до второго. Радиус влияния увеличивается и вы получаете доступ ко всем ресурсам в радиусе влияния станции. Повторить этот процесс можно достигнув 50 и 120 очков строительства. То есть 4 это максимальный уровень станции.
Совершенствуя вашу станцию, вы получаете доступ к постройкам специализации нового уровня. Чем выше их уровень, тем больше ресурсов необходимо для их постройки и тем более значимое влияние они оказывают. Так что же такое постройки специализации?
Всего специализаций три: военная, общественная и промышленная. Для удобства, здания промышленной специализации имеют фиолетовый цвет, военной – зеленый и общественной – синий. Интуитивно понятно, что здания промышленной направленности увеличат производство ресурсов, военные здания дают различные преимущества для флота, но вот с общественными все немного сложнее. Тут есть три основных назначения: самый очевидный – увеличение количество персонала на станции, но так же эти строения отвечают за информационную войну(разведка/контрразведка), саботаж, выполнение миссий, а также более эффективную организацию добычи ресурсов.
Построить все нельзя, на первом уровне вы можете выбрать 4 из 9 возможных построек, на втором, третьем и четвертом уровнях доступны уже только 3 из 9 возможных. Так что придется хорошенько поразмыслить над тем, как будет работать ваша станция, очень часто это обусловлено окружением. Есть много ресурсов и планет в зоне влияния, троим здания улучшающие добычу с них, есть много звезд в непосредственной близости к вашей станции, строим центр по переработке плазмы, который позволит вашим промышленным флотам перерабатывать выбросы плазмы звезд в полезные ресурсы. Есть много недоброжелательных соседей,укрепляем флот и строим строения позволяющие эффективно их грабить. И да, тут можно ничего не производить, а брать где плохо лежит, однако за них придется драться и есть способы максимально затруднить грабеж постройкой контейнерных терминалов. На мой взгляд это вообще самая полезная постройка первого уровня специализации.
В нижней части интерфейса станции есть слоты для строительства организаций. Они делятся на те же 3 специализации и дают самые ощутимые преимущества. При планировке станции, вам необходимо решить, какие организации вы будете строить. Привлечь организацию можно построив определенное количество зданий их специализации. Например, мы хотим открыть офис военной организации у улучшить скорость постройки военного флота, будьте добры, имейте не менее двух построек военного назначения. Захотим открыть офис 4 уровня и строить эксклюзивные корабли - не менее шести строений данной специализации. Открыть офис дело дорогостоящее: военные запрашивают много метала, промышленники требуют кристаллы, общественники – газ. По началу их стоимость кажется астрономической, но это лишь первое впечатление.
Как только вы достигните 10 уровня. Ваше обучение будет закончено, а в качестве финальной награды вы получите карту персонажа «Директора по Колонизации». Вот тут то и начинается самое интересное.
Каждые десять уровней вы можете построить очередную станцию,но на этот раз вы сами будете выбирать для нее место. Для постройки станции требуется промышленный флот и определенное количество ресурсов каждого вида. Вы начинаете крутить карту и искать место где появится ваша следующая станция и начнется ваша история восхождения. Помним, что флоту требуется время для того чтобы добраться в нужную точку, так что не выбираем точку в противоположном конце карты, ну разве что, если вы точно знаете, что делаете.
Если вы играете на победу, то вам совершенно необходимо присоединиться к альянсу. Довольно часто встречаются и русскоязычные альянсы или отдельные игроки, некоторые из них уже успели стать легендами. Например,довольно много шума наделал альянс Zorka (Зорька), одержав тяжелую, но безоговорочную победу на одном из самых активных серверов. Я не был очевидцем событий, но это название обычно произносят с уважением и опаской. Обычно в альянсе есть несколько опытных игроков, которые готовы помочь советом и определяют общий план игры.Они выбирают стратегически важные объекты на карте и указывают желательные области для заселения членами альянса. Обычно это либо области вокруг станций,которые необходимо захватывать для получения очков победы, либо области особенно богатые промышленными ресурсами или льдом, а также точки концентрации лун.
Луны одна из важнейших составляющих для игроков, планирующих постройку крупного военного флота в кратчайшие сроки. Когда в космосе строится верфь для производства тяжелых военных кораблей или крупных боевых кораблей,наличие луны в непосредственной близости ускоряет постройку кораблей. Причем размер луны тоже имеет значение, чем крупнее спутник, тем сильнее ускоряющий эффект. Периодически находятся гексы по соседству с двумя, а то и тремя лунами.Что невероятно ускоряет производство ваших кораблей. Карты просторны, но весьма часто возникают ранние территориальные конфликты между игроками и альянсами за владение определёнными стратегическим точками.
Корабли в игре также имеют специализацию. Существуют 4 основных типа:
Военный флот, понятное дело, имеет самые высокие показатели атаки и защиты, но медлителен и с крайне низкой грузоподъёмностью.
Рейдерские корабли: высокая скорость, вместительный трюм для награбленных ресурсов, средние показатели атаки и защиты.
Исследовательские корабли / радиоэлектронной борьбы.Специализируются на сканировании космоса для поиска скрытых объектов,саботировании станций и аванпостов противника.
Промышленный флот добывает ресурсы из плазмы звезд, строит новые станции и аванпосты.
Стоит отдельно упомянуть аванпосты. Они могут быть построены в зоне влияния станции и каждый из них имеет специализацию и уровень. По умолчанию, станция может иметь по одному аванпосту каждого уровня, мы снова сталкиваемся с необходимостью выбора начиная со второго уровня аванпостов.Например, на втором уровне станции мы можем построить боевую платформу,торговый порт или сканер. Каждый из них полезен и нужен. Ракетная платформа отобьет желание нападать на вас на первых неделях игры, бьет она больно и может самостоятельно отбиться от небольших рейдерских флотов, торговый порт значительно повышает производство ресурсов и астероидных поясов и дает возможность переносить их производство на другие станции без необходимости перевозки грузовым флотом. Сканер отрывает скрытые космические объекты в зоне сканирования станции, в основном это миссии и вражеские аванпосты, а также защищает ваши станции от скрытых атак. Без сканера вы можете запросто не заметить вражеский флот подлетающий к вашей станции.
Дальше больше. На третьем уровне приходится выбирать между звездными вратами сильно увеличивающими скорость флотов, крепостью, имеющей собственный радиус и силу влияния (полезно если не дотягиваетесь до ресурса или сражаетесь за него с другим игроком) и логистическим центром, который защищает все ваши станции в радиусе своего влияния. Используя общий флот.
Аванпосты четвертого уровня позволяют возводить настоящие города в космосе и строить гигантские сборочные комплексы для кораблей большого тоннажа, а также планетарные шахтерские колонии.
Если тщательно продумывать архитектуру своей империи, вы сможете пользоваться общими звездными вратами для нескольких станций, иметь лишь один сканер или логистический центр. Но каждое ваше решение всегда будет судьбоносным. Выберете ли вы удачное место для ресурсной базы, сможете ли захватить достаточно льда, чтобы иметь команду для крупного флота, выберете ли правильную фракцию для вашего стиля игры.
Что касается фракций, всего в игре их шесть. Три их них можно выбрать бесплатно, три покупаются в игровом магазине. Причем покупные фракции не дают какого-то явного преимущества, они лишь глубже специализированы в промышленности, военном деле или разведке. Каждая фракция имеет доступ к пяти приказам, которые делятся на те же три специализации: военные общественные и промышленные и являются бонусами, которые вы выбираете для себя самостоятельно.Фракция определяет сколько приказов каждого вида вам доступны. Вояка может активировать до трех военных приказов, но при этом имеет очень ограниченный доступ к промышленным, и наоборот.
С определенного уровня (40-50 в зависимости от правил карты)игрокам открывается возможность постройки специального уникального аванпоста,который позволяет строить самые крупные и опасные корабли в игре: дредноуты и корабли носители. Безумно дорогие, но крайне эффективные.
Политика занимает центральное место в игре. Конфликты возникают постоянно тут и там. Некоторые удается решить договорами, некоторые приходится решать силой. Любая станция игрока может быть уничтожена, но для этого требуется специализированный на бомбардировке флот, который, на ранней стадии игры, получить очень сложно. Если все ваши станции уничтожены, вас выкидывает с сервера. Да жестко, но именно это и делает игру столь увлекательной,вам всегда есть что терять. Некоторые потери возместимы, некоторые поставят крест на вашей дальнейшей игре. Но не забываем, что будет новый сервер, где мы учтем наши ошибки и будем иметь шанс наказать наших обидчиков, если ваши пути снова пересекутся.
Я понимаю, что текста уже слишком много, а механик в игре, о которых я не упомянул, еще масса. Для того чтобы объяснить систему карт используемых на станциях и флотах потребуется отдельная объёмная статья. Разбираться во всем этом и кастомизировать под себя сущее удовольствие, если вы умеете и любите думать. Умные игры все еще появляются, и если вы любитель таких - не пропустите Starborne!
В данный момент игра находится на стадии open beta, распространяется по системе Free-To-Play, с наличием премиума, который, хоть и упрощает развитие и увеличивает ежедневную награду за вход, но, при этом,никак не ограничивает игроков и комфортно играть можно и без него. Есть внутриигровой магазин, в котором можно приобрести всевозможные косметические персонализации, игровую валюту и привычные паки. Да, это дает определенное преимущество игрокам вкладывающим деньги в игру, но баланс довольно продуманный и тонкий, pay-to-win тут и не пахнет, так как строительство флота нельзя ускорить за деньги. Разрыв в развитии игроков определяется лишь микро и макро менеджментом, знанием механик игры и стратегическим планированием.