#1 Zan 18.10.2024, 13:23
Наш любимый жанр видеоигр, MMO и MMORPG, умирает. Даже поверхностный анализ релизов игр в этом жанре за последние пять-шесть лет дает ясную картину: новинки либо отвратительные, либо ужасны. Они недоделаны, в бесконечном “раннем доступе” и не способны привлечь значимую аудиторию. Плюс свою роль сыграли мобильные платформы, отобрав солидный кусок игроков, особенно молодых. Теперь MMORPG — это либо кросс-платформенная поделка от именитой студии, в которое все без исключения вопросы решаются с помощью доната, либо никому не интересная инди-поделка с громкими заявлениями обо “всем для всех и сразу”.

Когда-то студии стремились создать своего “убийцу World of Warcraft”, который в свою очередь много чего перенял из Everquest I-II. Как раньше отлично получалось у Blizzard, они не придумывали ничего нового, но отполировали до яркого блеска чужие идеи, создав хит для всех.




И если кто-то задумывался создать конкуренцию королю жанра, то можно было как минимум рассчитывать на качественный продукт, так как в противном случае его ждало забвение. Одним из таких примеров “клонов WoW” можно назвать MMORPG The Lord of The Rings Online, великолепная игра, до сих пор непотерявшая популярность.

Автор портала MMORPG.com Митч Гасснер решил поделиться своим мнением о причинах и следствиях гибели целого жанра. Мы перевели этот материал для вас на русский язык.

Почему жанр MMO умирает?

На протяжении многих лет существовало множество теорий о том, почему жанр MMO продолжает приходить в упадок. World of Warcraft находится на вершине многих списков либо потому, что убыточность WoW Killers подтолкнула разработчиков к более зеленым пастбищам, либо потому, что клоны WoW остановили развитие инноваций, наблюдаемых в других жанрах. Также упоминаются более простой контент, игровые магазины и подчинение воле одиночных игроков. Но, если быть честным, есть и более ироничная причина, по которой этот жанр терпит неудачу: интернет убивает MMO.




Как Сеть может быть виновата здесь? В конце концов, интернет — это причина существования MMO. Он разрушил географические барьеры, позволив игрокам со всего мира объединяться и сражаться с общим врагом. У меня появилось несколько друзей только потому, что игрок, находящийся за сотни миль от меня, вошел в систему одновременно со мной. И мы проводили почти столько же времени, просто сидя и болтая, сколько бегали по подземельям и зарабатывали опыт.

Раньше MMO были сложными, поэтому эта дружба по необходимости переросла в гильдии. Игровые знания, такие как тактика подземелий, любимые места для гринда и мощная синергия навыков, держались в секрете и делились ими только с нашими надежными союзниками. У игроков было чувство долга перед своими гильдиями, обязанность развивать общественные знания и, в свою очередь, поддерживать власть гильдии. Таким образом, даже когда игроки переходили к другим играм, к ним присоединялись и согильдийцы, что поддерживало силу сообщества.

Интернет был основой, на которой были построены эти сообщества. Но теперь Интернет служит другой цели — разрушает те узы, которые скрепляли MMO.




Интернет, который когда-то объединял игроков в игре, теперь разделяет их. Сообщества MMO больше не строятся вокруг структуры гильдий. Вместо этого они остаются вне игры. Теперь их можно найти на серверах Discord и каналах Twitch. И вместо одной MMO, выступающей в качестве клея, скрепляющего сообщество, теперь основное внимание уделяется стримеру или YouTube, а зрители следуют за ними, куда бы они ни пошли.

Секреты, которые гильдия жаждала и тщательно хранила, теперь раздаются как конфеты в обмен на подписки и лайки. А без необходимости учиться друг у друга в игре долгосрочная группировка больше не нужна. Напротив, игроки должны знать механику подземелий и рейдов с первого дня, а группы становятся расходными материалами, которые можно заменить так же легко, как и лечебное зелье.

Возврата к славным дням ММО уже не будет. Интернет оставил этот жанр в пыли. Разработчики не делают более сложный контент, потому что Интернет делает знания более доступными. И разработчики не отказываются от этого жанра, потому что создавать MMO “слишком сложно”. Они ориентированы на другие жанры, потому что эти игры созданы для современного Интернета. Другие жанры могут быстро адаптироваться ко вкусу ежемесячных желаний игровых масс. Быстрые матчи и захватывающий сольный контент, который смогут просмотреть миллионы, сейчас являются приоритетом. И если не появится новая MMO, которая сможет воспользоваться преимуществами того, чем стал Интернет, жанр MMO умрет.

Конец мнения автора mmorpg.com.

Только ли в Интернете проблема?

Вот такое вышло мнение у автора. На мой взгляд, он лишь поверхностно затронул проблемы, сведя все к тому, что игрокам больше нет смысла объединяться в группы, что является ключевым аспектом жанра (“многопользовательский”). Да, это имеет место быть, однако проблема далеко не только в этом. Даже те MMO, которые рассчитаны на игру соло или совсем небольшими группами, не живут долго. А ведь по логике автора, такие игры как раз должны привлекать массовую аудиторию “вслед за стримером”.




Ветераны жанра, вроде WoW, FFXIV или той же BDO (хотя этой игре всего 10 лет), кое-как еще удерживают аудиторию, но уже почти не в состоянии привлечь молодых игроков.

Недавний релиз глобальной версии MMORPG Throne and Liberty великолепно продемонстрировал печальный факт: даже если вы сделаете игру, “верную канонам жанра”, то сейчас это мало кому нужно. Громкий RP-анонс о “трех миллионах игроков на всех платформах” — не более чем рекламный пшик. Динамика снижения онлайна говорит сама за себя: в “Стиме” эта игра всего за три неделю со дня релиза потеряла уже более 30% аудитории.

А что остается? Уже много лет разрабатываемая Ashes of Creation? Не смешно: к моменту ее выхода даже ждунам она будет не нужна, уж очень долго ее создают. Непозволительно долго!

Вот вам другой пример: турецкая The Quinfall. Разработчики на этапе анонса наобещали столько, что сразу стало понятно: это чушь. Подобного реализовать будет просто невозможно скромными силами студии, у которой за плечами одна игра, да и та — провал. И недавние бета-тесты показали, что массовая аудитория практически не заинтересована этим продуктом. В то время, когда люди платили реальные деньги ради того, чтобы попасть на ЗБТ ArcheAge десять лет назад, сегодня разработчики Quinfall сами чуть ли не умоляли зайти на тест игры хоть кого-то!

К слову, про ArcheAge. Автор игры, Джейк Сонг — умный человек, и он понимает, куда дует ветер. Не просто так его ArcheAge 2 вдруг стала экшеном с некоторыми онлайн-элементами, превратившись в ArcheAge Chronicles.




Точно так же поступили и разработчики Black Desert со своей Crimson Desert. То, что изначально заявлялось как спин-офф MMORPG, позже стало сперва ARPG с кооперативом (на фоне релиза Genshin Impact), а теперь это просто экшен с некоторыми ролевыми элементами. И ни слова про “онлайн”.

Создатели MMORPG, развивающие этот жанр в прошлом, давно поняли бесперспективность дальнейших вложений в него и создании новых полноценных игр. Куда проще склепать очередную мобилку с гачей и донатом, и запихнуть в нее многопользовательскую часть ради привлечения масс. Пипл схавает. Пусть такая игра проживет от силы год, за это время она успеет принести огромный доход.

А делать “классические” MMORPG сегодня — да кому это надо? Вам? Сомневаюсь. Молодежи? Не смешите, молодое поколение думать без подсказки из Интернета не умеет, а вы говорите о таком “усидчивом” жанре, который требует концентрации на общей задаче?




Жанр MMORPG доживает последние годы. Да, какая-то инерция у жанровых столпов еще сохранится лет на пять, но дальше что?




#2 Sirotin 18.10.2024, 13:39
херня все
жанр эволюционируем а не умирает
автор на мморпгком нытик
#3 Sirotin 18.10.2024, 13:40
картинки не хватает вот такой

#4 Zan 18.10.2024, 13:40
Сообщение от Sirotin:
жанр эволюционируем
во что жанр "эволюционирует"?
#5 KiplazaR 18.10.2024, 13:59
тл...по канонам жанра....вы там совсем обкурились? игра с контентом на 2 часа в день....канон жанра хД
Главная проблема ммо жанра что разработчики не могут сделать игру даже уровня вов и впускают крайне плохие продукты.
#6 ZloiMent 18.10.2024, 14:13
Сообщение от Zan:
во что жанр "эволюционирует"?
В парк развлечений, пришел и регаешь то арену, то битву за замки, то рейды и тд, все это типа соло и пачки формируются сами.
Отпадает необходимость 24/7 фармить, либо автобой либо упрощение данного момента, окузуаливание механик в целом, чтобы каждый мог пробовать и тд.

Добавлено через 42 секунды

Сообщение от KiplazaR:
могут сделать игру даже уровня вов
Разработчики не могут вернуть 2006 и быть первопроходцем? Согласен

Добавлено через 11 минут
#7 coticus 18.10.2024, 14:14
Потому что все делают ММОРПГ по одним и тем же шаблонам, вместо того чтобы делать настоящий виртуальный мир, как та же Еве.
Сделайте мир, где бы было минимум ограничений для игрока, но при этом максимум возможностей, чтобы каждый мог найти себе занятие.
Но раз за разом разрабы делают убей моба - выполни квест - сделай дейлик - данж и так по кругу, самый примитивный шаблон.
#8 ZloiMent 18.10.2024, 14:16
Да и в целом жанр очень требовательный по времени, крутой да, кучу эмоций приносил и тд, но я иногда подумываю пойти по орать во что то, а потом прикину, прокачка до хай Энда, потом набор эквипа, терпеть в пивипи, набор пивипи, научиться жать кнопки для пивипи, всякие заточки, руны, атрибуты, зачарования, сбор амулетов и тд, десятки и сотни механик, чтобы затянуть процесс для играющих и так же отделяющие новичков от уже былых ребят.
Опять при текущей скорости жизни пару часов вечером после работы и дел по дому уже успех, а ты заходишь и тратишь их на рутину в игре, закрывая дейлики или батлпасс. Все это приводит к ощущению не закончинности процесса, вроде что то делал, чем то занимался, но удовольствия мог не получить, но можешь получить в будущем через 100-200 часов, но не факт))
В общем, оно понятно, почему данный жанр такой не стабильный, проще прийти за рубиться в сесионке, где у тебя есть начало, развитие и окончание игрового процесса, ну и эмоции.
Стоимость разработки ммо запредельные, а угодить и развлекать людей очень сложно, нужно и наполнение сделать и прогрессию, угодить разным категориям игорьков, все это ещё приправить сюжеткой, миром и соревновательным процессом, который способ будет удерживать людей, будь пве или пвп.

Добавлено через 2 минуты

Сообщение от Kitezh:
Потому что все делают ММОРПГ по одним и тем же шаблонам, вместо того чтобы делать настоящий виртуальный мир, как та же Еве.
Сделайте мир, где бы было минимум ограничений для игрока, но при этом максимум возможностей, чтобы каждый мог найти себе занятие.
Но раз за разом разрабы делают убей моба - выполни квест - сделай дейлик - данж и так по кругу, самый примитивный шаблон.
Че там как твой мир без ограничений портал поживает, ломится от онлайна и адекватных личностей небось?
Не надоело такие глупости предлагать, разрабы уже пробовали это, это не работает, приходят зерги/ньюбкиллеры и все, "настоящий" виртуальный мир пустеет и вырезается, китайцы врываются и в ноль вырезают
#9 Zan 18.10.2024, 14:18
Сообщение от ZloiMent:
Отпадает необходимость 24/7 фармить
но она не отпадает. во всяком случае, в ТЛ
#10 Aptemis 18.10.2024, 14:22
Игры просто не делают, вот и все.
Хрень с бюджетом в мешок картошки и бесплатными ассетами юнити или анреала - это не игры.
Последней игрой была плюс-минус вайлдстар.
#11 ZloiMent 18.10.2024, 14:24
Сообщение от Zan:
но она не отпадает. во всяком случае, в ТЛ
Да тл это хрен пойми что, они сами не определились с концепцией и ее переделывали три раза
#12 Gorn 18.10.2024, 14:26
@KiplazaR, это следствие. А главная причина - капитализм. И он убивает не только ММО, но игровую индустрию в целом. Просто на заре игростроения игры делали гики. И они делали игры, в которые было бы интересно играть лично им. Некоторые из этих игр "выстрелили" и стали популярны. Оказалось, на играх можно зарабатывать деньги. В индустрию пришли "эффективные менеджеры", которым пофиг на игры, им нужна прибыль, и постепенно выдавили или "перевоспитали" гиков.

Теперь конвейер клепает глубоко вторичные игры, в которых нет ни одной новой идеи, а только бесконечное пережевывание старых - "эффективным" кажется, что так безопаснее. Само собой, такие игры нафиг никому не нужны, но других-то нет, и пипл уныло хавает, что дают, "эффективные" получают какую-никакую прибыль и начинают "оптимизировать" затраты, то есть еще больше увеличивают концентрацию говна в конечном продукте, и этот цикл повторяется снова и снова...
#13 coticus 18.10.2024, 14:27
Сообщение от ZloiMent:
Че там как твой мир без ограничений портал поживает, ломится от онлайна и адекватных личностей небось?
Не надоело такие глупости предлагать, разрабы уже пробовали это, это не работает, приходят зерги/ньюбкиллеры и все, "настоящий" виртуальный мир пустеет и вырезается, китайцы врываются и в ноль вырезают
При чём тут МО?
#14 KiplazaR 18.10.2024, 14:34
@Aptemis, гв2 и тесо + лост арк это последние нормальные ммо которые вышли( дальше всякий треш
#15 _RubinStein_ 18.10.2024, 14:38
Сообщение от Zan:
У меня появилось несколько друзей только потому, что игрок, находящийся за сотни миль от меня, вошел в систему одновременно со мной. И мы проводили почти столько же времени, просто сидя и болтая, сколько бегали по подземельям и зарабатывали опыт.
как же всрато это в переводе звучит, в гугл переводчик закидывал чтоль?
Сообщение от Zan:
Только ли в Интернете проблема?
уже писалось экспертное мнение на этот счёт от представителя элиты гохару, снова из пустого в порожнее перекатываете? автор мморпг.сом мягко говоря идиот а его статья бред, да виноват инет, ибо в нём выходит куча контента, на одном ютубчике у меня более 100 подписок, про аниме с сериальчиками вообще молчу.



Сообщение от KiplazaR:
@Aptemis, гв2 и тесо + лост арк это последние нормальные ммо которые вышли( дальше всякий треш
@KiplazaR, Global Agenda, Skyforge, New World это последние нормальные мморпг которые вышли (дальше всякий треш)

и да вследующий раз пиши не ммо а ммоРПГ, иначе по ммо части все твои перечисленные проекты Destiny 2 c дивижном 2 обнулит в нулину
Метки