#1 Дитрум 27.07.2021, 10:48
Советы от Лофта и Дитрума


Однажды, в Эпоху Легенд и Сказаний в царской семье родился необычный ребенок. Спустившийся с высоких гор отшельник нашел на его теле 32 признака великого человека и сказал, что суждено ему стать либо великим царем, либо великим святым. 29 лет этот ребенок прожил как принц, а затем понял одну простую истину – никакое богатство не сможет избавить человека от страданий, болезней и старости. И
только путь самопознания единственный путь, который поможет в постижении причин страданий человека.

Так бывший принц стал нищим, просящим милостыню на улице, затем учеником многих философов, отшельников и святых. Он жил в юго-восточной индии и шесть лет провел в аскезе, пока не понял, что страдания плоти и отказ от мира не помогут обрести ему знание. И тогда он сел под фикусовым деревом и поклялся, что не встанет, пока, пока не познает Истину. Спустя 49 дней он очнулся, познав природу человеческих страданий, основой которых является невежество, т.е. непонимание себя и окружающего мира. Бывший принц, нищий и просто человек, ищущий истину считал, что люди замкнуты в бесконечном
цикле перерождений внутри Колеса Сансары, и именно это приносит им несчастья и беды, они любят то, что не должны, они страдают от того, что должно приносить им счастье и часто занимаются совсем не тем, чем хотели бы. Но если суметь выйти за пределы этого бесконечного цикла, покинуть Колесо Сансары, тогда можно стать Просветленным, то есть Буддой.

Колесо Сансары сделало несколько оборотов, прошли тысячи лет и вот в одном американском городке родился мальчик, которого назвали Джеймс Оливер Ригни-младший. Самый обычный карапуз, не принц и не святой, жил он вполне обычной жизнью, прошел Вьетнамскую войну, закончил военный колледж, а с 1977 года начал писать рассказы в жанре фэнтези. И вот, в какой-то момент он решил написать роман, в основу которого будет положен принцип Колеса Сансары.
Так в 1990 году, под псевдонимом Роберт Джордан, он издал роман «Око мира», который заложил основу для одной из самых успешных и знаменитых фэнтезийных саг – «Колесо времени».


Добро пожаловать в Бюро Потерянных Книг. Меня зовут Дитрум, и сегодня я хочу поговорить с вами о цикле «Колесо Времени». Мой путь к этим замечательным книгам был долог и тернист, я постоянно откладывал чтение, будучи уверен, что цикл является подобием Властелина Колец, боялся большого объема текста…Но, Колесо плетет, как желает Колесо, поэтому сейчас я здесь, и готов рассказать вам о книге «Око Мира», которая является первой в цикле «Колесо времени». Обзор разделен на две части, первая, которая начнется сейчас – это обзор без спойлеров. Вторая же – это дополнения к обзору, но уже со спойлерами.



ОБЗОР БЕЗ СПОЙЛЕРОВ

Двуречье, затерянный край в королевстве Андор. Самый настоящий медвежий угол, жители которого вряд ли знают о том, что они часть какого-то там королевства. Они живут сами по себе, торгуют овечьей шерстью, табаком и яблочным бренди. Тихий и спокойный край фермеров и пастухов, среди которых, возможно, найдется пара человек, побывавших в ближайшем к Двуречью городе Байлроне, да и то, им там не понравилось, слишком уж скользкие и неприятные люди живут в городах, так и норовят обжулить деревенских простачков. «Никто не уезжает из Двуречья» - так гласит местная поговорка, с которой
совершенно не согласна девятилетняя девочка Эгвейн. Потому что она то как раз мечтает увидеть своими глазами дальние страны. Ну а пока она носит воду для взрослых, собравшихся для стрижки овец. Это одновременно и праздник, и тяжелая работа, поэтому прохлаждаться времени нет. Девочка отчаянно пытается быть взрослой, как и все дети в ее возрасте, поэтому ей есть дело до всего, что происходит вокруг. Так ее глазами мы видим жителей Двуречья, слышим обрывки разговоров, узнаем о традициях и обычаях. Кроме того, именно Эгвейн знакомит нас с центральными героями будущей саги. Мэт – веселый парень, у которого и минуты не проходит, чтобы он не придумал очередное озорство, за которое ему точно надерут уши. Перрин – молчаливый добродушный крепко сбитый паренек, которого скоро возьмут в ученики кузнеца. Ну и конечно Ранд, рассудительный и спокойный мальчик с голубыми глазами, такого цвета глаз нет ни у кого в Двуречье. Подумаешь…и ничего Эгвейн на него и не пялится, и не замирает как
вкопанная, когда видит его, враки это все, больно он ей нужен.

Найнив, самая молодая ученица Мудрой, врачует рану местному фермеру, который умудрился напиться во время стрижки овец, немудрено что острыми ножницами он поранил и овцу и себя.



Собравшись на короткий отдых, взрослые рассказывают ребятне истории. Об Эпохе Легенд, завершившейся три тысячи лет назад, об удивительных устройствах, которые использовали Единую силу для того чтобы ездить по земле и даже летать. А еще о Темном, от одного имени которого всех вокруг бросает в дрожь, Драконе, который то ли сражался с Темным, то ли принял сторону Тени, но в любом случае именно он расколол мир, и об Отрекшихся Айз Седай, сражавшихся в рядах армии Темного. Никто уже и не помнит толком, что там случилось, но все эти имена по-прежнему пугают и детей, и взрослых. Да, они
стали страшилками, которые рассказывают на ночь, так же, как и троллоки и мурддраалы, но все же, от этого не становится менее страшно. Как хорошо, что Эпоха Легенд давно канула в Лету, и сейчас совсем другие времена. Единственное, что по-настоящему беспокоит Эгвейн, так это странные вороны на деревьях, наблюдающие за ней и другими детьми.


Так начинается «Око Мира», первая книга из цикла «Колесо времени», вернее раньше она начиналась немного по-другому, но в новом издании редакторы добавили ранее не переводившуюся главу, которая является авторским вступлением. Ничего такого она собой не представляет, но с точки зрения понимания главных героев и атмосферы произведения — это очень важная глава, которая показывает в каких условиях росли и воспитывались главные герои. Я не советую ее пропускать и сразу переходить к прологу, с которого и должна была начаться книга.

После короткого пролога, который немного приоткрывает завесу тайны над событиями прошлого, и в котором читателю изначально почти ничего не понятно, но очень интересно, мы переносимся в настоящее время. Найнив уже стала Мудрой, Эгвейн готовится заплетать волосы, Мэт, Перрин и Ранд стали уже взрослыми юношами.

В Эдмондовом Лугу все готовятся к самому большому и важному празднику – Бел Тайн. В этом году праздник обещает быть особенным, ведь в глушь Двуречья приехал самый настоящий менестрель Том Меррилин, и словно этого было мало, вслед за ним приехала настоящая леди Морейн и ее верный телохранитель Лан. А на закуску чуть раньше положенного срока приехал торговец, привезя вместе с товарами новости и слухи из большого мира. И все бы ничего, но ребят беспокоит Черный Всадник, которого иногда видят только они и поэтому все праздничные приготовления чуть-чуть омрачены ощущением неясной, смутной угрозы.


По признанию самого автора, в «Оке мира» он намеренно создавал Толкиеновскую атмосферу из Властелина Колец.

Сообщение от :
В первых главах «Ока Мира» я старался создать толкиеновскую атмосферу, не копируя толкиеновский стиль. Но это было лишь непрямым способом сказать читателю: всё в порядке, все знакомо, ты такое уже читал. Теперь давай перейдем к новому материалу.
И это действительно ощущается, но при этом никакой речи о банальном копировании или вторичности не идет. Здесь действительно общая атмосфера первой половины книги напоминает атмосферу, царящую во Властелине Колец, но чем дальше я читал, тем сильнее становились различия, пока не исчезли все параллели с произведением Толкина. Кроме того, Роберт Джордан рассказал, что огромное влияние на его творчество оказали такие авторы как Джейн Остин, Чарльз Диккенс, и Марк Твен. Так же на творчество Джордана сильно повлиял другой известный художественный цикл - «Дюна» Фрэнка Херберта. И это
действительно так, еще ничего не зная о цикле и писателе, я уже на второй книге начал замечать влияние Дюны на произведение. Айил, пустынный народ, по образу жизни и традициям напоминающий фрименов, а женский магический орден Айз Седай играет в книге ту же роль, что и Бене Гессерит в Дюне. Кроме того, в цикле много отсылок к различным скандинавским мифам и легендам, вплоть до
заимствований некоторых слов.

Читая первую книгу цикла, я почему-то подсознательно ожидал, что основная часть событий будет происходить в Двуречье. Но, не тут-то было, автор рассказывает о Двуречье и его жителях ровно столько, сколько нужно для того, чтобы читатель лучше понял характеры главных героев и при этом не заскучал. С какого-то момента события ринулись с места в карьер. Мэту, Перрину и Ранду вместе с леди Морейн, ее телохранителем и менестрелем приходится срочно покинуть родной дом. И вот тут я впервые понял, почему так важна не публиковавшаяся ранее первая глава – к ним присоединяется Эгвейн, и не просто
так, не потому что «я так хочу и все», а потом что еще в детстве она мечтала своими глазами увидеть дальние страны и попытаться изменить свою жизнь. Ну и конечно Ранд…не то, чтобы он ей больно нужен был, но кто-то же должен за ним приглядывать, да и за Мэтом и Перрином нужен глаз да глаз. Пропадут ведь шалопаи без нее.

Характеры главных героев проработаны автором до мелочей. Это хорошие добрые и наивные ребята, выросшие вдали от большого мира и никогда не бывавшие за пределами Двуречья. Именно поэтому я очень переживал за них, когда они покинули родные края. Они похожи на неоперившихся цыплят, которые внезапно оказались посреди большого мира, о котором знают лишь по рассказам. И если бы не леди Морейн, Лан и менестрель – книга могла бы закончиться так и не начавшись. Больше всего я переживал за ребят, когда они впервые остались одни в большом городе. Пусть и ненадолго, но все же. Они не привыкли к такой жизни, не знают кому верить, кому нет, никогда не видели таких высоких домов и такого количества людей. Были моменты, когда я чувствовал себя ребенком, который на особо драматичных местах книги просит маму прочитать и потом сказать, все ли хорошо закончилось.


Тем нее менее этих сельских ребят нельзя назвать неженками и тугодумами. Попав в сложные обстоятельства, они вынуждены адаптироваться и учиться чему-то новому. Да, это очень медленный и болезненный процесс, но все же путем проб и ошибок они учатся и словно губка впитывают в себя новую информацию. У них крепкое здоровье и хорошая закалка, полученная во время работы дома, они умеют охотится и бесшумно ходить по лесу, привычны к большим физическим нагрузкам. Все это помогает им выжить, как в пути, где за ними охотятся троллоки, мурдраалы и слуги Темного, так и в городах, где порой обычный человек опаснее самого Темного. Забегая вперед скажу, что и в первом и втором томе цикла главные герои продолжают развиваться, характеры усложняются, цели, мотивы и поступки становятся не такими очевидными. Они уже не боятся всех подряд, но и не доверяют каждому, у них появляются свои мысли в отношении происходящего, и они строят свои планы. Но при этом они все еще слишком наивны и доверчивы.
Вот вы, будучи достаточно взрослым человеком, доверились бы незнакомцу, который внезапно появился посреди разрушенного древнего города и попросил помочь вынести сокровища? Скорее всего нет. А ребята поверили, ведь они выросли на таких сказках.

Вначале я был уверен, что главный герой книги – Ранд.Но затем Роберт Джордан использовал сюжетный поворот и стало понятно, что все персонажи являются главными героями книги. Словно опытный режиссер и кинооператор Джордан взмахом руки переводит камеру с одного персонажа на другого, фокусируя внимание читателя на самом важном и глубже раскрывая личность и мотивы каждого героя. В книге нет ни одного лишнего персонажа, абсолютно у каждого есть своя история, мотивы и желания. Я был очень удивлен, когда сиюминутные персонажи, которые, казалось бы, введены исключительно для того, чтобы двигать сюжет, затем появлялись во второй книге, играя при этом важную роль, или вообще добавляя новую сюжетную линию.

Изначально сюжет в книге довольно линейный, но после того, как главные герои покинули Двуречье, все резко меняется. Появляются дополнительные сюжетные линии, яркие и местами даже более интересные, чем основной сюжет. Опять же я был поражен тем, что, к примеру, одна сюжетная линия, связанная с Мэтом, казалось бы, закончилась, затем внезапно получила продолжение и в дальнейшем долгое время играет роль чуть ли не основного сюжета. И такое часто встречается в книге. Некоторые приключения главных героев глубже раскрывают историю мира, другие помогают им чему-то научиться и лучше понять себя самих, третьи же напрямую влияют на их поступки и решения. Как и положено в хорошем классическом фэнтези – так или иначе все сюжетные арки перекликаются и влияют на основной сюжет.

Единая Сила – это особый вид магии, существующей в мире «Колеса времени». Но, по признанию самого автора, Единая Сила — это скорее разновидность науки и техники, которая подчиняется особым законам
термодинамики. Когда я встречал в книге эпизоды, в которых тот или иной персонаж использовал Единую Силу, то временами это действительно походило на магию, а временами на использование энергии, которое подчиняется слегка измененным автором законам физики. Очень необычная реализации магии в фэнтези цикле, но, на этом автор не остановился, и способы использования, так же, как и
возможности Единой Силы тоже сильно отличаются от того, к чему привыкли поклонники жанра. Впрочем, канонов фэнтези это не нарушает, наоборот, Джордан создал собственный канон.

Я планировал прочитать «Око мира», затем сделать перерыв, написать обзор и тогда уже переходить к второй книге цикла «Великая охота», но финал первой книги оказался настолько интригующим и неожиданным, что я не удержался и тут же начал читать вторую книгу. Это тот самый момент, когда отчаянно хочется узнать, что там было дальше, и ради этого можно пожертвовать сном и даже какими-то важными делами.

В целом, это все, что я могу рассказать о первой книге без спойлеров.

ВНИМАНИЕ! ВОТ С ЭТОГО МОМЕНТА НАЧИНАЮТСЯ СПОЙЛЕРЫ

Роберта Джордана часто обвиняли в том, что в его книгах довольно много феминизма и много доминирующих женских персонажей, с другой стороны его же обвиняли в том, что он недостаточно внимания уделил феминисткам. Вот, что он сам говорил по этому поводу:

Сообщение от :
Просто, я решил сделать мир, в котором феминизм победил настолько давно, что о сама проблема уже забыта. Обитатели этого мира могут удивиться, увидевженщину-охранника торгового каравана, но только из-за малого количества таких женщин (поскольку оружие охранника — меч, копье, алебарда — требует большой силы мыщц плечевого пояса, то и пользоваться им чаще берутся люди с более развитым плечевым поясом). Но если торговец, или судья, или грузчик оказывается женщиной, в описании этому не уделяется дополнительного внимания. Подумайте сами, в течение трех тысяч лет самая могущественная группа людей в этом мире состоит исключительно из женщин. На самом деле, Айс Седай во многих отношениях больше других заражены сексизмом. Для большинства из них, Страж — по определению мужчина. Мысль о Страже-женщине кажется им дикой и даже пугающей
От себя хочу сказать, что «Око Мира» и в целом цикл «Колесо времени» одна из немногих книг, где феминизм полностью оправдан и логически подкреплен. Дело в том, что Источник Единой силы разделен на две части, женскую – саидар, и мужскую – саидин. Темный отравил мужскую часть Источника и многие тысячи лет каждый мужчина, который использовал Силу, сходил с ума. Даже просто упоминание мужчины, использующего силу, вызывает у людей ужас. Кроме того, мужчина, пользующийся Единой Силой очень силен, настолько, что тут же объявляет себя Драконом, хотя на самом деле он Лжедракон. Путь
Лжедракона – это войны, смерти и разрушения. Тем более можно понять радикальных феминисток Красных Айя, из Айз Седдай, который как раз-таки и занимаются поиском мужчин, владеющих силой, а также усмирением Лжедраконов. Они видят столько крови, страданий и насилия, что волей-неволей начинают ненавидеть всех мужчин. Ну и если обратиться к прошлому, то Дракон, какой бы он там ни был,
хороший или плохой, привел мир к Разлому. Темный тоже, вроде бы как мужчина, и их бесконечная война с Драконом обрушивает беды на весь мир.

Одним из поворотных моментов для меня стало приключение главных героев в руинах древнего города Шадар Логот. Как известно из канонов фэнтези, в каждой книге этого жанра обязательно найдется Темный Лес, Проклятое Болото или Страшная Гора, и как бы герой не петлял по миру, судьба обязательно его туда занесет. Но если многие авторы ограничиваются поверхностным описанием таких мест, то Роберт Джордан уделил много внимания истории этого города и его проклятия. Постепенно, на протяжении книги он добавлял и добавлял деталей из истории этого города, пока наконец-то не сложилась ясная картинка происходящего, которая глубже погружает читателя в историю мира. Сам город и некое абсолютное, почти непознаваемое Зло, проникшее в него, мне напомнили произведения Лавкрафта. Временами атмосфера и даже подход к описанию очень похожи. Кроме того, Мэтт все-таки не удержался и взял оттуда кинжал и вот с этого момента начинается еще одна очень серьезная сюжетная арка, влияющая на основной сюжет и в целом на все события книги. Мало того, автор смог привязать сюда и торговца Фейна, который был слугой Темного и в целом производил впечатление незначительного персонажа, до поры до времени конечно.


Сам город Шадар Логот стал отправной точкой, поле которой главные герои вынуждены были разделиться. Именно с этого момента автор начал тщательно прописывать каждого героя по отдельности. Перрин обнаруживает способности говорить с волками, Мэтт несет проклятый кинжал, который меняет его, Ранд неосознанно вынужден использовать Единую Силу, о чем сам еще даже не подозревает. Найнив и Эгвейн получают дополнительные цели и мотивацию, кроме того автор постепенно выводит их на первый план, глубже раскрывая характеры. Поэтому если вначале мне был более всего интересен Ранд и именно его я считал главным героем книги, то постепенно мне стали интересны абсолютно все персонажи, включая менестреля, который еще сыграет свою роль.


Ну и конечно же я не могу не упомянуть Колесо Времени, вокруг концепции которого фактически выстроен весь мир цикла. В первой книге оно описывается довольно поверхностно, но, если провести аналогии с Колесом Сансары, то можно представить себе что-то вроде огромной прялки, которая ткет саму ткань Вселенной. Спицы в прялке отражают Эпохи, которые уходят и возвращаются вновь с новым поворотом Колеса. Отчасти Колесо является воплощением самого Времени, в котором собраны воедино добро и зло, все события и жизни каждого живого существа. И все это вместе сплетается в Великий Узор.
Кроме того, для каждой эпохи существует собственный Узор, называемый Узором Эпохи. Жизнь человека – это всего лишь одна из мириадов нитей в узоре. И в Каждой Эпохе рождаются особые люди, которых называют та`верен, их жизнь отражают особые нити, и сила их заключается в том, что они могут притягивать к себе других людей, создавая Узор вокруг себя. Колесо Времени использует их как
основу для Та'марал'айлен, Паутины Судьбы - особого плетения в Узоре, и та'верен - центр Паутины. Та'верен обладают особой удачей - Узор частично оберегает их, чтобы сохранить плетение.

И вот, фактически, такими Та'верен являются главные герои книги, и все остальные, кто помогает им, становятся частью Узора.

Нити, Узор, Великий Узор и Паутина Судьбы фактически являются отражением одного и того же – извечного вопроса человека о его судьбе, только в разных масштабах. От судьбы одного конкретного человека, до судьбы целого мира, а то и Вселенной. И конечно же все герои книги, особенно та`верен, задаются самым главным вопросом – это я хозяин своей судьбы, или судьба ведет меня туда, где я должен быть? Могу ли я что-то изменить или я лишь инструмент в руках того, кто создал Колесо? Этим же вопросом, но немного с другим философским подтекстом, задавался Будда Шакьямуни и тысячи философов, мыслителей и писателей, живших после него. Я уверен, что каждый, кто читает этот обзор, тоже хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос.

Я рассказал о книге все, что хотел рассказать и, пожалуй, нам уже пора прощаться. Сейчас я пишу обзоры по второй и третьей книгам цикла, а в целом планирую сделать обзоры всех книг цикла. Кто знает, Колесо плетет как желает Колесо.
#2 Хермеус Мора 27.07.2021, 12:32
Как-то очень позитивно описано, либо первая книга действительно хороша, либо не упомянуто очень растянутое повествование и скукота посреди книг. Уже не вспомню, читал где-то в начале 2000-х
#3 Sulde 27.07.2021, 12:39
вполне годная киженция для скучающих людей 15-20 лет , а так то средней руки графоманстово низкого жанра для каблуков
#4 Dzirti 27.07.2021, 15:26
Сообщение от Хермеус Мора:
Как-то очень позитивно описано, либо первая книга действительно хороша, либо не упомянуто очень растянутое повествование и скукота посреди книг. Уже не вспомню, читал где-то в начале 2000-х
Она просто офигительная!.. Во-первых за счёт того, что Джордан был несколько адептом Толкина, а Говарда. И это прекрасно видно в данной книге. Одна только история с крысами дорогого стоит. Не говоря уже про Шадар Логот, и Мордета. Это немного другое фэнтези, не высокое, а более приземлённое, состоящее из личных историй тех или иных персонажей так или иначе вплетаемых в судьбу главных героев саги.

Сообщение от Sulde:
вполне годная киженция для скучающих людей 15-20 лет , а так то средней руки графоманстово низкого жанра для каблуков
Я бы сказал, что в большинстве своём это книга не для данных возрастов. Скорее для лиц от 25 и старше. За редким исключением.
#5 Loft 27.07.2021, 16:38
А у меня так и не дошли пока руки :)
#6 Dox 27.07.2021, 17:24
Очень зашла сага.
Читал пару лет назад в оригинале. Досталась по наследству.
Особенно Мэт понравился как перс.

#7 Dzirti 27.07.2021, 17:38
Сообщение от Loft:
А у меня так и не дошли пока руки :)
Крайне рекомендую. Особенно до выхода сериала. Думаю, первые три тома у вас пролетят так быстро, что вы даже и не заметите.

Кстати, я долго прикидывал, кого же мне так напоминал стиль Джордана в первой книге. А потом мне в руки попал томик Марка Твена. И-и-и, это... прекрасно. По-сути стиль Джордана, это старая добрая, классическая американская литература времён становления их культуры.

Два парня пешком по пыльным дорогам. Фургоны, лютня, концерты, выступления за еду. И друзья тёмного на каждом углу. Что из этого останется в сериале, и как оно будет подано, большой вопрос...

А уж как Ранд с огиром прорывался сквозь карнавал во втором томе, вообще песня. За последние лет так десять, я не у одного автора ничего подобного не встречал. Это до безобразия просто, вот как дважды два. Но, есть только у него. Вот как так?..

Добавлено через 5 минут

Сообщение от Dox:
Очень зашла сага.
Читал пару лет назад в оригинале. Досталась по наследству.
Особенно Мэт понравился как перс.
Годная коллекция. У нас в РФ, и в СНГ в целом, сейчас Азбука в твёрдой облажке выпускает.




Короче - Дорого, богато.


P.S. При этом, они выпускают Найслунда, тоже в шикарном издании, но с такой аннотацией, что хоть стой, хоть падай - Вы заказывали аннотацию?.. Фиг вам! Получайте синопсис!..
#8 Дитрум 27.07.2021, 17:56
Сообщение от Dzirti:
А уж как Ранд с огиром прорывался сквозь карнавал во втором томе, вообще песня.
О да, шикарнейшая сцена, одна из самых ярких.
#9 Libris 27.07.2021, 18:07
Сообщение от Loft:
А у меня так и не дошли пока руки :)
Недавно добил пятый том. В целом недурно, первая книга особенно хороша, но дальше слишком уж много ТП.
#10 Dzirti 27.07.2021, 18:12
Сообщение от Дитрум:
О да, шикарнейшая сцена, одна из самых ярких.
Вот и мне откровенно говоря странно, почему из авторов никто больше не взял и не развил данную тему дальше. То есть, как бы напрашивается два варианта - либо не читали, либо тупо бояться, что обвинят в плагиаете.
#11 Sargonder 27.07.2021, 18:13
Надо таки осилить данный цикл, а то на первом томе и застопорился.
#12 Кейн 27.07.2021, 23:11
Мощный цикл, но затянутый. Главный герой ведомый и пассивный
#13 Дитрум 27.07.2021, 23:50
Сообщение от Кейн:
Главный герой ведомый и пассивный
Там разные главные герои, до 4й книги - Ранд, потом Мэт
#14 Alex9000 28.07.2021, 07:49
Цикл хорош, но с оговорками.
Во-первых он дико затянут...
Во-вторых то, что он дописан другим человеком чувствуется.
И вот не знаю является ли это следствием п.2 но концовка оставляет ощущение скомканной и слитой. Особенно на фоне бесконечной тягомотины в начале и середине.
#15 try2fly 28.07.2021, 10:41
Спасибо за обзор) Перечитывал всю серию раз 10 и, на мой взгляд, это лучший фэнтези эпик.
Метки