#1 DrSlon 24.05.2019, 18:01

Как мы все давно заметили, стремительное превращение Китая в сверхдержаву не осталось без большого количества сопутствующего фансервиса в фильмах и играх. Так же, как и без большого количества гуано от недовольных таким положением вещей. Неоднократно проскакивало мнение, что хрртьфу игра про кетайцев да кому они нахрен нужны, в них нет ничего интересного, ребята просто захотели освоить новый жирный рыночек, а на игру им насрать, ну и далее в таком духе. Но я позволю себе не согласиться, ибо исторические тотал вары уже давно заездили несчастную карту Европы и северной Африки во все щели настолько, что сегуны смотрятся как глоток свежего воздуха, при всей скромности их масштабов и однообразии войск (А еще это возможно единственная игра про Японию, где нет ни грамма аниме, так что если тебя от него тошнит так же, как меня, весьма рекомендую), и перенос действа куда то в другое место это в любом случае приветствуется. Во вторых, если нам предлагают в доступной игровой форме узнать что то о неведомой прежде стране, а о китае обыватель вряд ли знает что то сверх того, что там все жрут рис, придумывают мутные философские цитаты и бесконечно надирают друг другу задницы в стиле кунг-фу, это тоже неплохо. Хотя я уверен, что эксперты по азиатской истории и культуре непременно найдут массу несоответствий, и возможно их даже стошнит, но мы с вами не они, и нам должно зайти.

Ну и в третьих, нам обещали свежие, беспрецедентные для тотал вара механики вроде возможности откатать как в историческую стратегию, так и в фентези с героями, магией и ивентами. Я давно такого ждал. Банальный тумблер, позволяющий легким движением включать и отключать определенные вещи, и тем самым дающий возможность людям с разным стилем игры получить именно то, что им бы хотелось, а не жалкие, всесторонне убогие компромиссы, это рарное и элитное геймдизайнерское решение. Я бы хотел, чтобы подобная практика пошла еще дальше, и появились тумблеры для отключения фемок и геев, гриндана и захвата аванпостов, гоночек и рыбалки и прочих неоднозначно воспринимаемых механик. Но увы, фемок мы пока отключить не можем, так далеко наука еще не продвинулась. Ну хотя бы нельзя гей браки заключать, и на том спасибо. Но я забегаю вперед. Еще нам обещали максимально проработанную систему политики и социального взаимодействия персонажей, которую некоторые оценили практически на уровне CKII, но я был бы несколько более сдержан в ожиданиях, ибо CKII велик и непревзойден в этом плане. А удалось ли ребятам хотя бы понюхать потные яйца его величия, let's find out!


Первое, что мы видим, заходя в игру, это графон. Жуткий мультяшный графон, спертый из вахи. Но позвольте, если в вахе мультяшные орки и всякие монстры смотрелись органично, да и как вообще можно нарисовать реалистичного орка я хз, то пластилиновая историческая карта и непропорциональные хуманы на ней это убого. Зачем было вообще переть что то из вахи, если есть же атилла и британия, приспособленные для рисования хуманов здорового человека гораздо лучше, и по графонию ни разу не хуже? Непонятно. Есть предположение, что игра изначально задумывалась как вахоподобное фентези по "Троецарствию", и исторический режим в ней допилили уже потом, дабы исторические фанбои не порвали несчастную контору на британский флаг за забитый болт, длинной во много лет, а чтобы сменить еще и движок одного тумблера маловато, увы. Так что придется понять и простить сей фейл. Уверен, через какое то время появятся моды с нормальными модельками для особо чувствительных. Второй прибывший из вахи фейл визуализации это такое же отсутствие дуэлей между юнитами с красивыми убийствами, и как следствие, убогое добивание убегающих, когда отряд конницы может полчаса плясать вокруг парочки бомжей с вилами, вместо скриптового отрезания голов. И если в вахе это объяснялось большим количеством разноразмерных хитбоксов и скелетов, для каждого сочетания которых требовалось бы пилить отдельный набор анимаций, а это жопа, то здесь, где дерутся одинаковые хуманы, я хз чем они это объясняют. Ну и кровушку уже пора бы начать завозить со старта, какого хрена ее появление постоянно откладывается на пару тройку недель, или даже месяцев, мне тоже непонятно. В толкотню пластмассовых солдатиков играть особого желания нет, так что я пожалуй подожду.


Зато, в отличие от вахи, надеваемый на персонажа шмот отображается и на модельке в бою, а построенные здания появляются на местности при осаде, что выдает некоторое внимание к деталям. Да, вы не ослышались, вахоподобные осады с убогим заборчиком на фоне монументальных декораций отправились в утиль, и теперь у нас снова городишко аля Атилла, в узких подворотнях которого и тебе и врагам придется попотеть, прорубаясь сквозь вышки, баррикады и мостики. ИИ конечно подтупливает в этом процессе, но не то, чтобы очень сильно. Во всяком случае переработать на фарш огромную толпу, забайтив ее на отряд копейщиков и подперев сзади другим отрядом копейщиков, как я делал в Атилле, у меня не получилось. Возможно я просто нуб и давно не катал в тоталвар, но для таких есть автобой, который традиционно на осадах читерит и выигрывает с минимальными потерями там, где я руками сто пудов просрал бы две трети стака.
Раз уж мы заговорили о тактике, следует сказать о таком нововведении, как система генералов. Теперь один мужик не управляет огромным войском, в фулл стаке их должно быть трое. Пихать в армию нескольких полководцев можно было еще во второй меди, но если там бонусы давал только основной, то здесь каждый приходит со своим мини-стаком, которому и дает бонусы. Сделать генерала можно из любого совершеннолетнего придворного, хоть из своей жены (привет, фемки), и как по мне это такой способ куда то деть тонны ненужных персонажей, которые плодились в предыдущих играх, и только протирали штаны и прожирали государственное бабло. Тут же можно будет всех пристроить к делу.


Генералы являются специалистами в отдельных родах войск. Обычных лучников может набирать кто угодно, но если тебе нужны бронебойные арбалетчики, или катапульты, то понадобится специалист по стрельбе. (Не знаю, насколько соответствует исторической правде то, что даже в средневековье арбалет был роскошным и тонким инструментом для тру пацанов, а в Китае на заре нашей эры их выдавали толпе крестьян вместе с саперными лопатками, ну да ладно). То же касается специалистов по пехоте, копейщикам, кавалерии, если тебе нужны специализированные войска высокого уровня, придется покупать и прокачивать соответствующих генералов. Также придется их комбинировать, как мы знаем, в армии их всего три, и надо решить, где нужно больше катапульт, а где больше коней. Это в целом логично, и не лишено интереса, но я не могу избавиться от мерзких ассоциаций с какой то карточной игрой, а ты? Юниты стандартны для тоталвара, опытный глаз сразу определит, что те, которые со щитами, защищены от стрелков, а те, которые с копьями, нагибают коней. А для неопытных есть статы в двух интерпретациях - тупо “хорош против пехоты но сосет у стрелков” и умно в виде кучи циферок. Ох любит эта игра тумблеры, и это прекрасно.
Сами генералы тоже различаются. Один хорошо нагибает вражеских генералов, другой перерабатывает обычную пехоту как комбайнер, третий ни то ни се, зато дает полезные свойства юнитам. Да, теперь такие вещи, как передовое развертывание, огненные стрелы и построения существуют не просто так, а являются результатом прокачки генералов и выбора нужных скиллов. Теперь нельзя просто так взять и выдать любому бомжу стак топовых юнитов, чтобы он нагибал, кривому бомжу будут доступны только кривые же бомжи, покуда он не наберется ума разума. Соответственно, топовые ребята товар штучный, и слив их это серьезный удар по яйцам твоего боевого потенциала. Конечно, можно купить и не полного бомжа, с норм скиллами и юнитами в комплекте, но это дорого, и не всегда на рынке есть те, кто тебе нужен.


Поскольку вышеописанная система слишком проста, разработчики решили усложнить задачу и натянули на нее социалочку персонажей. Ее зачатки мы видели еще в Атилле, где можно было женить-разводить персонажей и заставлять их делать разные трюки, но там на это можно было в принципе наплевать. Здесь это дело слегка эволюционировало, и просто так наплевать на него не выйдет. Во первых, у персонажей появились характеры, которые определяют их совместимость, когда они находятся в одной армии или в одном совете директоров. Выбор между добрым бомжарой и злым скилловичком - обычное дело. Жена моего правителя почему то оказалась его идеологическим противником. Лол кек. Значитца, как детей делать, так это пожалуйста, а как вместе пойти проломить пару черепов, так без срача не обойтись. Ну, такое. Надо ли говорить, что друзья в одной армии дают друг другу бафы, а враги дебафы? Старая добрая верность тоже присутствует. И по мере роста своей крутости, твой генерал может возжелать государственных должностей и денег, и не получив их, сильно расстроиться и свалить к противнику. Если ты когда нибудь считал, что твой начальник мyдак, потому что не повышает тебе зарплату, то здесь у тебя есть возможность побыть в его шкуре, и потратить бережно откладываемые на строительство новой конюшни баблосики на подгон обиженному васе про нагибатору. Само собой это означает, что обмазываться со старта толпой мощных пацанов не стоит, иначе они сточат весь твой скромный профит. А особо зажравшихся возможно даже придется кикнуть с сервера. Вот только помни, что уходят они не в никуда, а в услужение к вероятному противнику, и в перспективе может возжелать надрать твою задницу. А это означает, что на тебя может обидеться и другой твой полководец за то, что ты в замесе случайно порешил его троюродного дядюшку. А там и его друзья подтянутся. И ну в общем ты понял.


Это конечно не CK2, но уже и не безмолвные болванчики из классических тотал варов. Единственное, чего я опасаюсь, что к лейтгейму у тебя будет несколько десятков активных персонажей, которые много раз пересрутся и перетрахаются как между собой, так и с врагами, и понять в этом социальном аду кто есть кто и кто кого будет совершенно невозможно. В CK2 для менеджмента этого есть удобный инструментарий, а тут... Отчасти помогает совет директоров, в который можно сажать особо ценных членов экипажа, дабы внушить им патриотизм и поумерить финансовые аппетиты хотя бы на время, но разрастается этот совет постепенно, по мере превращения тебя из одноклеточного бомжа в сверхдержаву, что является еще одним аргументом в пользу строгой селекции на раннем этапе. Помимо совета директоров можно просто принять персонажа в правящую семью, путем женитьбы или усыновления, но слишком большое количество претендентов на трон тоже не способствует уютной и дружеской атмосфере в коллективе. Так же как и в армии, в правительстве ребята тоже могут сойтись или не сойтись характерами, и в зависимости от этого тоже обвешивать друг друга, а заодно и всю страну, бафами или дебафами. Как тебе чувак, дающий пассивный бонус на -10 общественного порядка глобально? Мне как то не очень. Пожалуй, надо бы его отправить усмирять лесных разбойников во главе войска из трех калек. Ну ты понял да.


Войско, кстати, тут собирается свежим и модным способом, представленным в Британии - отряды появляются в виде огрызков, и постепенно вырастают до фулла. Так что побыстрому накидать стак, пока комп бежит до места вероятного замеса, не получится, придется стратегически планировать, а это сложнааа. Ввели механику припасов из ХОИ4, теперь твой стак, оказавшись в опасных условиях, не начинает сыпаться сразу, а сперва прожирает полоску припасов, а восстанавливается она на своей территории, либо в режиме лагеря. Это означает, что нельзя просто так взять и отправиться в путешествие на другой конец карты. Также это означает, что не всегда есть смысл держать город в осаде, у твоих ребят жратва может закончиться раньше, чем у врагов, и выйдет конфуз. Но соответствующие скиллы у твоего прапорщика помогут тебе бороться с этой напастью. Подкрепления теперь появляются не сразу, а спустя некоторое время, и немаленькое. Зато если махач происходит вблизи твоего города, к тебе может прийти его гарнизон, который хоть и из бомжей, но все же. Строительство содрали из Британии, где здания есть только в основном городе, а в остальных колхозы, которым не положено даже стен. Ну такое. В вахе я любил застроить стенами все города, чтобы не отвлекаться на их защиту от мимокрокодилов, а тут придется. Грусть печаль. Лучше бы из британии содрали графоний, а строительство из вахи. Дерево технологий в виде, хм, дерева, ничего нового нам не предлагает, все эти ускорения роста населения и увеличения профита от торговли мы уже видели тыщу раз. Инвентарь и артефакты устроены как в вахе, тут тоже особо ничего нового, кроме того, что шмот и оружие на персонаже видны, о чем я уже говорил.


Дипломатия несколько эволюционировала, а по сравнению с вахой так она вообще ослепительно взлетела в коцмас. В кои то веки мы можем покупать и продавать провинции, что решает проблему, когда союзник оттяпал одну клетку от твоего региона, а сраться с ним желания нет. Дружеские и родственные связи с контрагентом позволят тебе впарить ему менее выгодное предложение, или зазвать на войну, на которую он в обычных условиях бы не пошел. Можно покупать и продавать артефакты, и тут наличествует некоторый дизбаланс, как по мне, ибо артефакты в боях дропаются часто, а ценность в договорах имеют довольно большую, когда можно выменять провинцию на пару-тройку резиновых уточек талисманов это выглядит несколько странно, не так ли? Несколько фейлят сие действо китайские имена и названия, все эти сунь хунь чань вынь сань пень сливаются в невразумительную кашу в русском мозгу. Когда к тебе долбится какой то Сунь Хунь с предложением заключить пакт о ненападении, требуется некоторое время, чтобы выяснить, кто это такой и почему с ним надо что то заключать. Фракции называются по имени своих предводителей, что не облегчает задачу. Хорощо хоть своих генералов ты можешь запомнить по шмоту и левелу. А с квестами и ивентами что делать? "Сань Пень хочет захватить провинцию Чань Хань и убить Хунь Выня. Спасти его? Да/нет". Кто это нахрен такие и где эта провинция? Ну ладно, да. "Вы собираетесь испортить отношения с Гунь Дунем. Продолжить? Да/нет". Пес с ним, да. Опа, и у тебя война с половиной карты. Лоад гаме. Но полагаю, поиграв какое то время все это устаканится, и я превращусь почти в китайца, но пока нет.


В целом я считаю, что игра норм. По крайней мере она не оказуалилась, а местами даже стала более задротской со всеми этими специализациями и бонусами от них, сбор стаков не такое нобрейн занятие, как обычно, а бездумно сливать их в утиль стоит далеко не во всех случаях, а дипломатия даже позволяет местами отвлечься от проезда катком по всем окружающим и побыть хорошим парнем. Туториал хоть и весьма громоздкий, но терпеливый игрок сможет из него понять, что есть что, а нетерпеливый я хз зачем пришел играть в это, пущай вон в фортик катает, галенкину на эксклюзивы копит. Если бы не всратый мультяшный графоуни и не дурная привычка разрабов задерживать выход крови, я бы пожалуй даже сказал, что она прекрасна. Но по крайней мере, видно, что ребята старались поработать над атмосферой, в игре много подсказонек и описаний, которые можно почитать, персонажи много болтают, особо упоротые могут даже включить китайскую озвучку, чтобы с глазами вытекли и уши. Хе хе. Возиться с генералами интересно, и позволяет разнообразить непривычную после вахи одинаковость болванчиков. А отсутствие негров и геев придает ей особый шарм, недоступный многим в наше время. Еще бы фемок выпнуть под зад коленом, и вообще красота. Хотя тут непонятно, на стиме одни жалуются, что им прокают сплошные бабы-полководцы, другие жалуются, что не могут найти баб даже чтобы женить царя батюшку. Хрен их пойми, этих фемок. В общем те, кто хотел истории и политики, и был разочарован слишком простенькой британией, здесь найдут много хорошего, а вахабои смогут маленько скрасить ожидание третьей части замесами элитных китайских супер кунфуистов. Все довольны, всем угодили, а уж китаезам, которые способны сделать кассу даже без участия всего остального населения этой жалкой планетки, и подавно. И я тоже буду доволен, осталось дождаться кровищи и закупиться визином.

ЗЫ: Да да, скрины из гугла.
#2 Yapomogu 24.05.2019, 23:25
Про бои лодок не увидел, ну я-то знаю, что их нет, тем не менее
#3 DrSlon 25.05.2019, 00:02
Я катал за парней в самой глубине материка. Ненавижу бои лодок в тотал варах.
#4 Sapphire 25.05.2019, 11:42
Сообщение от DrSlon:
Жена моего правителя почему то оказалась его идеологическим противником. Лол кек. Значитца, как детей делать, так это пожалуйста, а как вместе пойти проломить пару черепов, так без срача не обойтись.
Если учесть, что там 95% браков по расчету, то это вовсе и не удивительно, сидит в городе и делает тебе детей, пока ты несколько лет не появлялся на родине Дипломатия радует, инновационная передача провинций без войны это то прям ноухау,Отсутствие сей функции меня дико бесило все эти годы игры в тоталвары.
#5 Feid 25.05.2019, 12:30
Сообщение от DrSlon:
Подкрепления теперь появляются не сразу,
У меня сразу, хз от чего это зависит.



Сообщение от Sapph1re:
сидит в городе и делает тебе детей, пока ты несколько лет не появлялся на родине
Женил любея на дальной родственнице из соседней провинции и в итоге детей нет, жона хочет высокий пост(жена правителя, алло) а ее сраный батя всю игру сидящий с полустаком кретьян на засраной ферме влез в коалицию с топ 1 силой мира и натравил ее на меня Жоны это зло.
#6 Sapphire 26.05.2019, 00:53
Сообщение от Feid:
Жоны это зло.
Меня моя тоже не любит, пришлось для нее отдельную армию сделать, набрал для нее генералов, которые испытывали к ней симпатию, а сам пустился на завоевания. Что ты думаешь, пока я воевал вдали от дома, она мне 3 года подряд рожала детей, пришлось отобрать всю армию и отправить жену и 2х ее е6арей героически захватывать самую большую крепость
#7 Feid 26.05.2019, 12:47
Сообщение от Sapph1re:
Меня моя тоже не любит, пришлось для нее отдельную армию сделать, набрал для нее генералов, которые испытывали к ней симпатию, а сам пустился на завоевания. Что ты думаешь, пока я воевал вдали от дома, она мне 3 года подряд рожала детей, пришлось отобрать всю армию и отправить жену и 2х ее е6арей героически захватывать самую большую крепость
Блят. Походу у любея таки брацкая любов сильнее тяги к жене. Я свою уже и от работы освободил м любу в городе оставлял и нихрена.
#8 DrSlon 27.05.2019, 11:54
Сообщение от Sapph1re:
Меня моя тоже не любит, пришлось для нее отдельную армию сделать, набрал для нее генералов, которые испытывали к ней симпатию, а сам пустился на завоевания. Что ты думаешь, пока я воевал вдали от дома, она мне 3 года подряд рожала детей, пришлось отобрать всю армию и отправить жену и 2х ее е6арей героически захватывать самую большую крепость
Я запихнул жену в свою армию, бегаю с ней уже полсотни ходов и хоть бы хны, не рожает и все тут. Уж скоро детородный возраст пройдет, придется убить ее об стену какой нибудь крепости и найти новую молоденькую шлюшку.
Метки