Параллельно нажимаем на кнопку с самолетом в правом нижнем углу. Это включает авиационный вид. У нас уже есть немного самолетов, и их надо переместить на ближайший аэродром. так же надо создать новые эскадрильи из самолетов на складе. Для этого выбираем аэродром и нажимаем кнопку с самолетом и плюсиком. Ну и там всё понятно. Я предпочитаю делать эскадрильи по 100 самолетов. Во первых так удобнее, во вторых именно на такое количество без штрафа распространяются бонусы летчиков-асов, которые появляются в процессе боевых действий. Впрочем, пока самолетов у нас столько нет, чтобы сильно заморачиваться.

Но всё обошлось. Югославия напряглась и лопнула на 3 части, каждая из которых мой вассал. Ну и ладушки. После этого делаем Контроль Греции, но Греция просто так не сдается, и с ней нужно будет воевать полюбому, так что настало время как следует заняться нашей армией. Также удаляем наш фронт с границ бывшей Югославии и подрисовываем его... ну скажем, к границе Греции с Черногорией. И заодно перекидываем самолеты поближе, союзными аэродромами можно пользоваться, как своими собственными. А справа пущай Болгария занимается делом. Параллельно стоит мониторить, что за фокусы делают Италия и Алоизыч. Если там будет какой то намек на желание захапать Грецию, то стоит опередить их и с ходу кинуть ей вар. Но пока они занимаются всякой фигней и все тихо.
Выбираем фокус
Маневры. Это даст 25 армейского экспириенса. Армейский экспириенс нам скоро пригодиться, когда мы будем реформировать наши дивизии. Его можно также поднять, купив "военного теоретика", но на это может не быть свободных очков. Также можно заставить армию проводить учения крайней левой кнопкой в меню армии, но это расходует матчасть, а с ней у меня и так всё плохо.
После Маневров делаем
Дивизии королевской гвардии, это даст нам халявный шаблон пехотной дивизии, под который мы переделаем те, что есть у нас сейчас. Поскольку я исследовал разведроту, ее тоже добавят на халяву. И мы наконец сможем погрузиться в удивительный мир армейского дизайна.
Нажимаем кнопку "Набор и размещение" и выбираем там "Конструктор дивизий". Немножко охреневаем от количества цифр там, но ничего, скоро всё станет ясно. Основными компонентами дивизии являются ее боевой состав и оснащение. И если со вторым все понятно - оно производится нашими военными заводами, и если его хватает, то все збс, то в первом мы сейчас будем разбираться.
Три основных типа войск это пехота, которая лучше в обороне, чем в нападении, бронетехника, которая лучше в нападении, чем в обороне, и подразделения обеспечения, которые дают бонусы и тем и другим.
Есть также кавалерия, которая ни туда ни сюда и нужна главным образом для разгона демонстраций, и дополнительные подразделения вроде артиллерийских, зенитно-ракетных итп, которые используются ситуативно.
Все это влияет на статы. Статов, как мы видим, много, и наша задача собрать не громоздкого ни на что не годного кадавра, а компактного, но эффективного нагибатора. Потому идем изучать, что они означают.
Большая часть понятна по тултипам, но на нескольких хотелось бы остановиться особенно:
Макс. скорость думаю понятно что такое. Дивизия перемещается со скоростью самого медленного ее компонента, потому не стоит пихать танки и пехоту в один мешок. Для взаимодействия с танками есть мотопехота на грузовиках, или (чуть позже) на БМП. Подразделения поддержки на скорость не влияют, так что если тебе надо добавить к танкам артиллерию или ПВО, то нужно пихнуть их в поддержку, а не в основной состав.
Прочность - "долговременное" хп дивизии.
Организация - "кратковременное" хп. Если в бою дивизия потеряла всю организацию, это не значит, что она умерла, это значит, что она больше не может воевать. Но чтобы полностью слить прочность, понадобится несколько замесов.
Ширина фронта - очень важный параметр, грубо говоря, означающий, сколько "места" занимает дивизия в замесе. Одна провинция имеет ширину фронта 80, что означает, что в ней эффективно помещаются 4 дивизии с шириной 20, или две с шириной 40. А вот две с шириной 41 уже не влезут, получится так, что воевать будет одна, а вторая будет стоять и смотреть. Поэтому нам нужно выдерживать данный лимит. Тем более, что комп тупой и выдерживает его неохотно, а значит мы будем иметь перед ним преимущество. Конечно, полазив по форумам игры, можно найти какие то совершенно дикие сетапы с кучей математических расчетов, но поскольку мы только знакомимся с игрой и не собираемся трайхардить, нам вполне хватит дефолтового варианта с шириной 20. 40 конечно жирнее, но мы пока не можем его себе позволить ни по количеству манповера, ни по производственным мощностям.
Въедливый читатель, думаю, уже заметил, что противопехотная атака нашей дивизии намного меньше, чем защита, а значит две сферические дивизии в вакууме не убьют друг друга никогда. Что ж, это верно. Но прикол в том, что бои у нас проходят не в вакууме, и на них влияет очень много модификаторов и штрафов, начиная от рельефа и погоды, и заканчивая способностью близлежащих аэродромов и портов обеспечивать подвоз снаряжения. Но об этом позже.
Открываем доставшийся нам от фокуса шаблон
Royal Guards Division. Он изначально довольно неплох, имеет ширину 20 и включает в себя помимо пехоты два артиллерийских подразделения, которые увеличивают противопехотную атаку за счет небольшого уменьшения организации, но это мы компенсируем бонусами от военной доктрины. Также имеет два подразделения обеспечения - инженерные войска, которые дают бонусы к перемещению по пересеченной местности и строительству укреплений, и разведчиков, которые дают шанс в бою подобрать контртактику к тактике противника. Это сэкономит нам много армейского экспириенса, который мы бы потратили на добавление этого всего. Сейчас же мы потратим 10 экспириенса на то, чтобы добавить в этот шаблон медпункт, который даст нам восполнение 20% потерь в живой силе, а это важно, поскольку манповера в нашей стране с гулькин хрен, и лучше бы его не сливать в утиль почем зря.

Думаю ты уже заметил, что основную массу в дивизии должна составлять пехота, поскольку именно она дает организацию. Из одной артиллерии дивизию склепать нельзя, воевать она не сможет. Энивей, сохраняем наше художество, и теперь нам нужно переделать те дивизии, что у нас уже есть, в новые. Выбираем армию, и два раза клацаем на любую пехотную дивизию, чтобы выбрать их все. Далее нажимаем на две стрелочки и выбираем новый шаблон. Нам покажут, сколько еще шмота надо скрафтить, чтобы полностью укомплектовать войско, ну щито же, деваться некуда, будем потеть у станков. Дивизии горного спецназа пока не трогай,
их доведем до ума позднее, когда сделаем фокус
Ванатори де мунте и получим для них годный шаблон. По обычным дивизиям подразделения спецназа раскидать не получится, ибо на них есть лимиты, увы.
Также нужно выбрать военную доктрину. Их всего 4, и выбрать одновременно все нельзя, только одну. Поскольку мое войско состоит в основном из пехоты и артиллерии, логично будет выбрать ту, что с бонусами к пехоте и артиллерии, то бишь вторую. Первая это про кучу танков, а у меня мало танков. Четвертая про закидывание мясом, а у меня мало мяса. Ну а третья дефолтный вариант всего понемногу, а мне охота выпендриться. Воздушную доктрину выбираем по тому же принципу, если у нас максимум истребителей и штурмовиков, то есть смысл выбрать среднюю.
Закончив со строительством заводов, начинаем строить аэродромы, радары, пвошки и прочую подобную фигню.Лучше на тех направлениях, где мы будем воевать. Например после Греции придет очередь Турции. Потому есть смысл построить что нибудь полезное с той стороны. Ты так же можешь помогать своим вассалам построив заводы на их территории, они же в свою очередь дают попользоваться свободными заводами тебе, а то и маленько армий подкинут. Полезные пацаны в общем.

Также теперь настало время немного улучшить ситуацию с самолетами. Как я уже говорил, их нам нужно много и быстро. Берем фокус Расширение ВВС и проделываем цепочку до IAR80 и штурмовая авиация включительно, это даст нам возможность исследовать истребитель и штурмовик 3го поколения без штрафа за опережение времени, и поставить их в производство. Таким образом к началу войны ты будешь просто боженькой воздушного боя. Обрати внимание, что нове барахло не заменяет собой старое сразу после исследования, его еще надо произвести и доставить в войска, а смена производства приводит к падению эффективности, потому посреди войны, если случился острый дефицит матчасти, делать этого не рекомендуется, лучше уж довоевать тем, что есть. Если ты конечно не превратился в промышленного тетана к тому времени.
Но всё это можно делать, не отвлекаясь от того, зачем мы собственно тут собрались - войны.
Тянуть с захватом Греции не стоит. Каждый день промедления повышает вероятность того, что она засосется с кем нибудь вроде демократов, или Италия с Германией захотят ее сожрать, и тогда у тебя будут проблемы. Поэтому, улучшив нашу армию до боеспособного состояния, кидаем ей вар.
Поскольку воевать можно только на территориях участников, чтобы напасть со стороны Черногории, нам нужно призвать в войну и ее. Также не помешает Болгария, которая подопрет ребят справа. Остальных лучше не призывать, ибо они образуют естественную защиту от заезда в тебя кого нибудь слева и сверху.
Тут уже хорошо бы снизить скорость игры хотя бы до 2-3, чтобы успевать реагировать на происходящее. В отличие от европы универсалис, тут нет понятия осады. Территория становится захваченной, как только враг в нее заходит, так что оставлять дыры во фронте абсолютно недопустимо.
Перед тем, как снять с паузы и начать боевые действия, нужно приготовиться. Во первых, задать основное направление для атаки. Выбираем армию, нажимаем "Линия наступления" и рисуем полосу где то в районе Афин. Получается какая то корявая хрень, но такая уж Греция. Наведя мышь на стрелку, мы увидим, какие провинции и в каком порядке будут захвачены автоматически. Справа пусто. Но там Болгария разберется. На крайняк я могу подкорректировать происходящее руками.
Также нужно поставить задачу авиации. Переходим в авиарежим, выбираем самолеты и правой кнопкой назначаем их на Грецию. Слева вверху выбираем задачи - бомбать корабли, перехватывать вражеские самолеты итп. Все это будет происходить автоматически, пока наземные войска занимаются своим делом.
Зеленая полоса под рожей нашего генерала показывает, что враги на участке слабее нас, потому можем особо не париться и запустить наступление зеленой стрелкой над рожей.
Яркие стрелочки означают, что начался бой. Зеленый цвет означает, что все складывается в нашу пользу. нажав на нее, можно посмотреть детализацию. Как мы видим, у нас хорошее численное превосходство, плюс атака с нескольких направлений, плюс поддержка с воздуха, плюс их командир дно, так что у них нет шансов. Наведя на индикаторы дамага и защиты, можно увидеть, какие именно бонусы мы получаем и от чего. Обрати внимание на индикатор
Базовое значение. Если он больше твоего, значит враг банально превосходит тебя технически, и без закидывания мясом тут точно не обойтись. А лучше уйти в глухую оборону и исследовать что нибудь, поднимающее твои статы с колен.
Поскольку Греция в невыгодном положении, плюс сильно уступает нам технически, это будет легкий таргет, и мне даже не обязательно будет помогать своим пацанчикам вручную. Но если мы хотим разобраться в механике боя, то лучше делать это в таких вот ситуациях, когда ничего не угрожает. Для этого читаем тултипы и вникаем.
Тут мы видим эффективность поддержки с воздуха. Дамаг наземным войскам наносят штурмовики, а истребители нужны для прикрытия их от вражеских истребителей. Как мы видим, авиация врага либо отъехала, либо не существовала изначально, и потому моя невозбранно занимается своим делом. Если же ты видишь, что твои самолеты наносят ноль дамага, видимо враг захватил превосходство в воздухе. Проверить это можно, клацнув на регион в авиационном режиме.
В бою каждая сторона выбирает тактику. Некоторые тактики нейтрализуют вражеские. Способность выбрать правильную зависит от разведки, которую дает разведрота, а инициатива дает возможность выбрать тактику повторно, если лоханулся, и зависит от роты связи. У меня то и другое есть, а у врага нет, так что он в заднице.
Поскольку мы прорвали оборону противника, и у нас все еще много организации (зеленая полоса), и боеспособности (желтая полоса), нужно продолжать давить, не давая врагу восстановиться и укрепить оборону. В городе дела пошли не очень удачно, а комп не всегда соображает, что надо усилить атаку, или окружить противника, надо ему помочь. Потому руками выбираем свободные дивизии рядом, и отправляем в атаку.

Можно держа сtrl клацнуть правой кнопкой на врага, чтобы приказать поддержать атаку, но в область не заходить. танки в городе чувствуют себя не хорошо, потому участие пехоты в штурме совершенно необходимо. При атаке с разных сторон используемая ширина фронта увеличивается на 40 за сторону, так что с трех сторон ты можешь натравить на врага 8 дивизий шириной 20, против его 4, плюс с большой шириной фронта в атаке участвует больше самолетов. Так что окружать противника нужно при каждом удобном случае, особенно при вышибании его из труднодоступных мест. После того, как город будет взят, дивизии автоматически вернутся к тому, чем занимались до этого.
Захватывая вражеские территории, мы захватываем и его заводы, которые тут же можно заставить работать на себя. Захватив вражеский аэродром, можно переместить свои самолеты поближе к месту событий, и заодно снизить его авиационную прыть. Также, отрезая врага от городов, портов и аэродромов, мы можем оставить его без пополнений и припасов, от чего он станет легкой добычей. Наступление через реку или в горах дается сильно сложнее, возможно тут потребуется серьезное численное превосходство, атака с нескольких направлений или даже несколько атакующих волн. Ну и самолеты, конечно же.

Не забываем отслеживать бои. Если видим, что атака не удалась, и стрелка стала красной, нужно притормозить и посмотреть, в чем причина. Если враг слишком толст, лучше подвести подкрепления. Если погода сильно препятствует боевым действиям, какой нибудь дождь или метель сильно мешает как войскам так и авиации, луше стопнуть и подождать. Комп не умеет вовремя стопать, и частенько стачивает свои дивизии в ноль, на чем и горит. Если он неудачно сходил в атаку и просохатил всю организацию, самое время его контратаковать и выкинуть его с выгодной позиции. Танками, пока их мало, лучше так же управлять вручную. Если видишь, что твои пацанчики не могут пробить лбом какое то место, подгони туда танк и помоги им. У него большой дамаг в атаке, но маленький в защите, а у пехоты наоборот. Потому неплохим рабочим вариантом будет устроить танковый прорыв, а потом подогнать пехоту и закрепиться.

И вот, Греция убита в нулевой хлам и просит прощения. Начинаются мирные переговоры, в которых все участники могут потребовать себе какой то профит, в зависимости от варскора. Поскольку тут все мои вассалы, то и весь варскор мой, но я могу им поделиться. Если захочу. Но я не хочу. Хе хе. Грецию можно завассалить, а можно забрать себе все ее территории. При этом я заберу себе и всю ее технику, а техника мне нужна, потому выбираю захватить все регионы и завершить ход. После этого при желании можно ее освободить в качестве вассала. А можно и не освобождать.


После этого нам остается только выполнить фокус "Контроль Босфора" и захватить Турцию, чтобы превратиться в практически сверхдержаву и сможешь навалять кому нибудь пожирнее. Помочь Гитлеру вынести Сталина, ну или наоборот, а то и вынести их обоих и стать черным властелином. Ну это уже ты сам разберешься. Основы я рассказал, а ньюансов в этой игре слишком много, чтобы упихать их все в одну удобочитаемую статью. Ну и конечно выбирай разные страны, экспериментируй, принимай разные идеологии, присоединяйся к разным альянсам, делай интересные фокусы, и тогда увидишь все, на что способен этот невменяемый симулятор второй мировой войны для извращенцев. Хе хе.