Первый сезон Wargaming.net League 2014 по многопользовательской онлайн-игре World of Tanks в самом разгаре, до LAN финала остаётся чуть больше месяца. Не так давно мы подняли тему о том, могут ли танки называться киберспортивной дисциплиной и, как я и обещал, утверждения "почему танки не киберспорт" были отправлены компании Wargaming. Анализ утверждений провёл Алексей Кузнецов, руководитель киберспортивного направления.
1. Необходимость прокачивать танки и экипаж для игры в турнирах, фармить деньги для расходников.
Первоначально игра не планировалась как киберспортивная дисциплина, а пришла к турнирному формату только благодаря интересу игроков. К счастью, соблюдение оригинальных механик, а именно развитие экипажа и продвижение по дереву нации, органично вписывается в кривую прогресса мастерства танкиста. Т.е. к моменту, когда игрок получает доступ к активно использующейся в турнирах технике, он уже нормально разбирается в боевых машинах, картах, моделях повреждений и т.д. Это позволяет ему быстрее попасть в команду, а также увереннее чувствовать себя в турнирных играх. Ведь успешная игра на чемпионатах предполагает уже не столько навыки эффективной стрельбы, сколько верное тактическое взаимодействие в рамках коллектива из 7 человек. Причем оно обязано быть подкреплено хорошим уровнем мастерства каждого танкиста.
Что касается затрат серебра на «расходники», то они являются механизмом естественного отсева неподготовленных игроков на регулярных турнирах любительского уровня. Смотрите сами: призовые места в турнирах с лихвой компенсируют затраты на обслуживание танка. Если игрок периодически выигрывает турниры, например, Weekly Cups, то он не только остается в плюсе по внутриигровой валюте, но и получает квалификацию в Bronze Series. Если же игрок не может выиграть ни одного турнира, то он быстро «проседает» по серебру и должен вернуться в случайные бои, чтобы подзаработать. Как известно, мастерство приходит с опытом, поэтому такие «набеги» на случайные бои раз за разом повышают мастерство новичка.
На выездных чемпионатах и профессиональных турнирах киберспортсменам выдаются специальные аккаунты с большим запасом золота и всей доступной в игре техникой. Поэтому там такой вопрос даже не поднимается.
Подобная механика обучения уже используется в современных соревновательных играх. Например, одна из самых известных MOBA-игр на рынке не допустит к рейтинговым боям игрока до тех пор, пока он не достигнет определенного уровня в тренировочных поединках.
2. Наличие рикошета, который может перевернуть развитие боя с ног на голову и во многом является случайным явлением.
Рикошет не является полностью случайным явлением, а его вероятность можно довольно точно оценить. Если снаряд попадает в броню танка под углом более 70 градусов, то с вероятностью в 100% произойдет рикошет. Это простое правило дополняется двумя возможными ситуациями: когда калибр снаряда превышает толщину брони в два или в три раза. В первом случае нормализация снаряда увеличивается пропорционально превышению, и вероятность рикошета значительно сокращается. Во втором случае снаряд стопроцентно пробивает броню. Исходя из этих нехитрых правил, опытные игроки сводят вероятность рикошета к нулю. Если вас интересуют подробные цифры и математические выкладки, то у нас есть для вас отличная передача «Занимательная механика. Пробитие».
Наконец, «случайность» рикошета можно сравнить с вероятностью критического удара по герою с очень низким запасом здоровья в современных MMO-играх. Прошел удар – убил, нет – играем дальше.
3. Слишком маленькие карты, которые ведут к отсутствию разнообразия тактик.
Странное заявление. Все карты, на которых сейчас проходят игры, разрабатывались для боев 15 на 15. В нашем случае игроков на карте всего 7, что наоборот увеличивает разнообразие тактик. Меньшей командой невозможно блокировать все возможные направления атаки. Здесь в игру вступают «светляки» (обычно, это танк T1). Команды могут выбрать любое из направлений атаки или изменить его. Основываясь на разведданных, они способны атаковать в лоб либо совершать обходной маневр.
В данный момент мы работает над созданием карт специально для киберспортивного режима. Мы также проводили конкурс среди игроков, где каждый мог предложить свой вариант турнирной карты.
4. Нет в явном виде информации об игровой механике.
Действительно, многие аспекты игровой механики не заметны неподготовленному игроку и не указываются напрямую в игровом клиенте. Как и во многих других играх, тонкости игровой механики познаются игроком с опытом, что позволяет отличить опытного игрока от новичка.
Вся информация об игровой механике есть во всевозможных танковых вики, а мы даже снимаем видеогайды на наиболее «злободневные» темы.
5. Расходные материалы за голду.
С 18 апреля 2013 года недоступных за серебро опций в игре нет. Такова концепция модели Free to Win, которую мы практикуем.
6. Динамическая система пробития и рикошета (т.е. пробитие в рамках 160-200 итд), система сведения.
Разброс в повреждениях при пробитии – дань реализму в World of Tanks, когда, например, на двух одинаковых моделях танков могла использоваться сталь разного качества.
Это, в свою очередь, отражалось на прочности брони. В любом случае, опытный игрок может минимизировать разброс точным прицеливанием и знанием уязвимых точек у разных танков.
Этот навык является одним из факторов, который отделяет хорошего танкиста от отличного.
Система сведения также реалистична: в жизни при выстреле снаряды не летят по идеальной прямой. Даже у современного оружия существует такая характеристика, как разброс выстрелов на определенной дистанции. В популярном сетевом шутере Counter Strike у всего огнестрельного оружия есть разброс, приближенный к реальному. И тем не менее эта игра считается одним из лучших примеров сбалансированного киберспорта.
7. Перки экипажа и модули для танков.
Вопрос повторяет первый. Прокачка помогает игроку получить необходимые игровые навыки перед тем, как попасть в турнирный формат.
8. Малое разнообразие танков в "киберспортивных командах", максимальный уровень 8 - отсутствие баланса.
Во-первых, в игре на данный момент именно танки 8-го уровня являются наиболее сбалансированными по нациям. К тому же ограниченный набор танков, которые используют киберспортсмены, отражает их стремления выбрать максимально эффективные танки для определенной роли или карты. При этом компоновка команды техникой варьируется в зависимости от карты и тактики, которую собираются разыграть танкисты.
Аналогичная ситуация наблюдается в LoL и DoTA где для определенных ролей используются одни и те же герои от матча к матчу, а набор действительно эффективных персонажей ограничен 20 из более чем сотни доступных. Сюда же относится и популярная RTS Star Craft 1\2, где большинство юнитов не используются в чемпионатах, поскольку они не задействованы в эффективных тактиках.
9. Сбивание гусеницы, уничтожение модулей вместо нанесения урона - во многом тоже рандом.
Действительно, большинство модулей имеет определенный шанс получить повреждение, однако такое ограничение заложено в игру с целью разнообразить игровой процесс. К слову, гусеницы не имеют такого шанса и в любом случае получают урон в рамках своей прочности.
Честно говоря, проблема выглядит надуманной. Обратимся к другим киберспортивным дисциплинам. Например, около 14 предметов в DoTA 2 имеют случайный шанс срабатывания, который варьируется от 10 до 80%. В ней также есть 10 умений героев аналогичного характера с шансом от 10 до 40%. Даже с учетом алгоритма ПГС, который нормализует «прохождение» случайных умений, учитывайте, что в DoTA 2 герой десятки раз использует свою способность, тогда как в WoT количество выстрелов за бой существенно меньше. Поэтому ВБР в WoT такой же легитимный элемент игрового процесса как «псевдослучайность» в DoTA.
10. Подозрения о том, что для турнирных игр подкручивают игровую механику, снижая кол-во взрывов БК, возгораний итд.
Теория мирового заговора, честное слово. Чтобы изменить что-то в механике игры, нужно выпустить обновление и установить его на игровые серверы, поскольку все бои проходят на общих кластерах. Получается, что перед каждым турниром, а также после него должны выпускаться микробновления, чего, как все знают, не происходит.
К тому же игровая механика едина для всех типов боев: как турнирных, так и стандартных.
Вероятность взрывов и возгораний минимизируется самими игроками, например, за счет использования огнетушителя, пассивно снижающего шанс возгорания двигателя. Возможно, для неподготовленного танкиста это и выглядит как фантастика, но профи действительно умеют «гореть» и взрываться реже. В своих многочисленных руководствах и блогах, которые можно найти в интернете, они с радостью делятся опытом, как это сделать.
Many that live deserve death. And some that die deserve life. Can you give it to them? Then do not be too eager to deal out death in judgement. For even the very wise cannot see all ends.
Меня всегда радовало =) Как можно устраивать *Киберспорт* в игре где 50% рандом? Кто кого перерандомит чтоль?
рандом это первая половина беды.
Меня, напротив, всегда больше интересовал вопрос, как можно устраивать киберспорт в игре без динамики, в игре, где 10 из 15 минут все сидят по кустам у себя на базах
Сразу видно тех, кто новость не читал, а в комменты отписался только чтобы нагадить
ВГ наконец решили отказаться от этой глупой затеи КС в танках?
GAME NET = ИГОР НЕТ Устал от корейщины и казуала? Затекли пальцы от бессмысленного гринда? Очередной локализатор облажался? Альбион ждет!:D
------------------------------------------------------ Фанбои.Фанбои никогда не меняются....
Т.е. к моменту, когда игрок получает доступ к активно использующейся в турнирах технике, он уже нормально разбирается в боевых машинах, картах, моделях повреждений и т.д.
Дааааа?
ИС-3 активно используется на турнирах\в кб. И чето я бы не сказал, что игроки на них нормально разбираются в боевых машинах, картах, моделях повреждений и тд.
Сообщение от Mifun:
С 18 апреля 2013 года недоступных за серебро опций в игре нет.
Кто составлял предложение?
Я как-то не вижу перевод свободки за серебро или покупку прем танков за него же.
А перевод свободки и покупка прем танка - это опции игры.
Сообщение от Mifun:
Разброс в повреждениях при пробитии – дань реализму в World of Tanks
Вот реально с этого лицемерия про РЕАЛИЗЪМ у меня горит.
То "балансные правки", то "реализм"...
Сообщение от Mifun:
И тем не менее эта игра считается одним из лучших примеров сбалансированного киберспорта.
У НАС РАЗБРОС КАК В КЭЭС МЫ КИБЕРСПОРТ КАРОЧ (НЕНУАЧО, КЭЭС МОЖНО А НАМ НИТ ЧТОЛИ????)
Сообщение от Mifun:
Во-первых, в игре на данный момент именно танки 8-го уровня являются наиболее сбалансированными по нациям.
Ок, сами признались, что 9-10 (да и 1-7) - неиграбельное говнецо.
Плюс 9-10 лишь в том, что к ним закидывывает этих самых "сбалансированных 8рок", где они обычно делают шустрый сосай.
Сообщение от Mifun:
К тому же ограниченный набор танков, которые используют киберспортсмены, отражает их стремления выбрать максимально эффективные танки для определенной роли или карты.
Ограниченный набор танков, которые используют киберспортсмены, отражает лишь унылую соснулость и соснулую унылость всей остальной техники.
Сообщение от Mifun:
Аналогичная ситуация наблюдается в LoL и DoTA где для определенных ролей используются одни и те же герои от матча к матчу, а набор действительно эффективных персонажей ограничен 20 из более чем сотни доступных.
Нифига не аналогичная.
Забавная тенденция, про "У НАС %что-то% КАК В %одной из киберспортивных игор% МЫ КИБЕРСПОРТ КАРОЧ (НЕНУАЧО, %одной из киберспортивных игор% МОЖНО А НАМ НИТ ЧТОЛИ????"
Картошки, хватит равнять себя и киберспортивные игры.
В доте всё происходит на одной карте в формате 5x5, что "рандом", что финал интернешнла.
Картошки всё никак не поймут одной важной вещи.
Именно из-за ненужности прокачки дота так популярна в киберспортивном плане.
Чтобы покиберспортить, мне не нужно искать людей с нужными персонажами. В доте нет "Васян, у тебя пудж открыт?". В доте я могу сесть за нулёвый аккаунт, и взять этого ссаного пуджа, а четыре Васяна возьмут себе по инвокеру и мы пойдём нагибать весь комп клуб.
А что в танках? "Васян, у тебя ис-3 есть?" "Нет " "А 50 100?" "Есть, но статку не хочу сливать в КБ"
Да и про "эффективных персонажей" тоже чепуха. Я согласен с тем, что огромное количество персонажей в доте - унылые и неочень, да и откровенные имбы имеются. Но в доте решают не столько отдельные персонажи, сколько их комбинации.
В турнирах по доте (а там обычно cm) можно тупо забанить этих самых имбоватых персонажей, поэтому встречаются очень даже интересные пики (а вот в турнирах по WoT я чето не видел команды по типу "пять исов, федя и холодос").
Offtopic: А представьте себе дотообразный WoT?
В начале КБ все пикают себе по танку, причем если Васян выбрал ИС-3 - то ты уже его взять не сможешь.
Было бы забавно и это бы реально показывало твой скилл игры в танки, а не скилл игры на определённом танке
Сообщение от Mifun:
Чтобы изменить что-то в механике игры, нужно выпустить обновление и установить его на игровые серверы, поскольку все бои проходят на общих кластерах. Получается, что перед каждым турниром, а также после него должны выпускаться микробновления, чего, как все знают, не происходит.
Во картошки говна то навернули!
А как они тогда собираются вводить "докрученные статы до исторических" в ИБ? Что, перед каждым боем качать обнову?
Ответ реально рассчитан на ламеров. Очевидно, что статы и коэффициенты у них хранятся в каких нибудь XMLках\JSONках\етц.
Что мешает сделать одну конфигурацию танка для рандома, одну для КБ?
В общем, опять заврались, как по мне.
Сообщение от Mifun:
К тому же игровая механика едина для всех типов боев: как турнирных, так и стандартных.
Свежо придание
В любом случае, поглядим за развитием WoT в "киберспортивном" направлении. Пока работы особо не видно, кроме попытки загнать стадо в КБ всякими акциями.
Сообщение от CrazyImba:
ВГ наконец решили отказаться от этой глупой затеи КС в танках?
Ау, танкист, ты там совсем с дуба рухнул или частично?
"КС на танках" это не "глупая затея", это вообще концепт игры, по словам Серба.
Ау, танкист, ты там совсем с дуба рухнул или частично?
"КС на танках" это не "глупая затея", это вообще концепт игры, по словам Серба.
Сорри! Раз сам Серб такое сказал,то так и есть! Он то точно врать и ошибаться не может
Добавлено через 3 минуты
Сообщение от Disconnected:
Дааааа?
ИС-3 активно используется на турнирах\в кб. И чето я бы не сказал, что игроки на них нормально разбираются в боевых машинах, картах, моделях повреждений и тд.
Кто составлял предложение?
Я как-то не вижу перевод свободки за серебро или покупку прем танков за него же.
А перевод свободки и покупка прем танка - это опции игры.
Это еще что...В Тундре вообще элит экипаж можно только за реал сделать.За что ВоТ уважаю, так это за систему доната.Хотя конечно голду яб вообще из игры убрал в любом виде.
GAME NET = ИГОР НЕТ Устал от корейщины и казуала? Затекли пальцы от бессмысленного гринда? Очередной локализатор облажался? Альбион ждет!:D
------------------------------------------------------ Фанбои.Фанбои никогда не меняются....
Последний раз редактировалось CrazyImba_renamed_599946_09082022; 18.06.2014 в 17:55.
Причина: Добавлено сообщение
Я за любое продвижение киберспорта в стране. пусть это танки, марио, или игра в "волк ловит яйца" на скорость. Когда есть деньги, зрители и игры - это уже киберспорт. Важно не во что играют, а общая атмосфера, массовость, подача материала зрителям.
(Как пример, трансляции с LOL eSports. Если бы так же транслировали EVE online или Mario - я был бы только за, это как футбол смотреть после работы, кайф невероятный)
23/7 стрим того, как человек облетает 100500 систем на автопилоте. Круто.
Ты забыл про охоту на Гарро Хотя есть предположения что людям нравится смотреть как "скучная" туповатая личность стримает игрушки.Я не могу смотреть на такое, если с регулярностью в 1 минуту не проскочить какой нибуть отжиг.Но таких стремиров можна перещитать на пальцах одной ноги у инвалида.
та пздц реалистична. сказал - как в лужу пёрднул. на ютубе полно роликов с танковых полигонов, где танк на полном ходу по "перекопанному" полю делает точный выстрел.
Добавлено через 7 минут
Интересно, у варгеев в команде минетджеров есть кто-то, кто не принимает наркотики и не бухендёрит (привет, серб)? Такой бред несут, капец.
Людей арестовывают, бешеных собак убивают. "Хранители"
Последний раз редактировалось Doctor_G; 19.06.2014 в 10:54.
Причина: Добавлено сообщение
Наконец, «случайность» рикошета можно сравнить с вероятностью критического удара по герою с очень низким запасом здоровья в современных MMO-играх. Прошел удар – убил, нет – играем дальше.
После этого читать было затруднительно из-за небольшого возгорания, но дочитал. Пусть пилят, посмотреть со скуки может чего будет, желательно с забавными комментариями.
"КС на танках" это не "глупая затея", это вообще концепт игры, по словам Серба.
Серб высказывался в духе что мол мы хотим из нашей игры сделать кс на танках. Тут есть небольшой нюанс. На тот момент игра уже существовала и тысячи людей играли.
Когда все же сделали "кс на танках" - то результат не заставил себя ждать)
Сообщение от Mifun:
"почему танки не киберспорт"
Понятие "спорт" предполагает равные стартовые условия для всех участников или стремление добиться максимального равенства этих условий.
Сообщение от Mifun:
Первоначально игра не планировалась как киберспортивная дисциплина
А потом обуяла жадность)
Сообщение от Mifun:
пришла к турнирному формату только благодаря интересу игроков.
Или враньё или глупость. Лучше если враньё. Тогда можно думать что это обычная жадность. А если глупость, к чему я склоняюсь, то это их курица, пусть сами дорезают)
По существу. Для данной игры командный режим (взвода, роты) боя вреден. Сравним хотя бы с футболом.
И для "любителей" и для "профи" футбол как игра по своей сути не меняется. И там и там есть игровая площадка, мячик и главное, команды. Что происходит когда "любитель" приходит "поболеть"? В целом у него есть понимание что происходит на поле, он может это оценить (условно, в разной степени, но может).
Что происходит в "танках"?
Есть площадка для "любителей" - "рандом". Есть для "профи" - "рота". И есть принципиальная разница в "командном взаимодействии". То есть в "рандоме" игрок борется с недостатком информации как о противнике так и о действиях союзников.
ВГ не стал противиться желанию игроков получить игровое преимущество в виде "командного взаимодействия".
В итоге имеем "два мира" не связанных между собой. "Рандомному" игроку ротные покатушки непонятны, а значит и неинтересны. И сейчас чтобы исправить это ВГ пытается привить "командность" в умы игроков. Забавные потуги.
Вместо того чтобы предложить людям то что они хотят (а те кто хотел "команду" - давно уже в "команде") этих людей пытаются заставить делать то что им не нравится.
Если уж большинству игроков предложили "рандом" и этот режим понравился, то и "спорт" должен основываться на этом. А именно соревнование "одиночек" в формате 15х15
Сообщение от Mifun:
4. Нет в явном виде информации об игровой механике.
Действительно, многие аспекты игровой механики не заметны неподготовленному игроку и не указываются напрямую в игровом клиенте. Как и во многих других играх, тонкости игровой механики познаются игроком с опытом, что позволяет отличить опытного игрока от новичка.
Вся информация об игровой механике есть во всевозможных танковых вики, а мы даже снимаем видеогайды на наиболее «злободневные» темы.
Но что-то мешает просто включить это в игровой клиент)
Опять враньё. Показ бронирования танка или расположения модулей в ангаре отнимает игровой опыт у новичка? Точное, с указанием цифр описание работы перков и маскировки тоже мешает?
Сообщение от Mifun:
С 18 апреля 2013 года недоступных за серебро опций в игре нет. Такова концепция модели Free to Win, которую мы практикуем.
И стыдливо умалчиваем, что при такой схеме донатер получает игровое преимущество. Так как нет танков на которых можно постоянно и беспроблемно играть используя "голду" "золотые" расходники и надо покупать премаккаунт.
Или игрок фармит без премаккаунта, а значит вынужден не использовать "голду" и расходники, что ставит его в менее выгодное положение в бою в сравнении с донатером. Или он покупает премаккаунт)
Последний раз редактировалось Nutlet_renamed_1139157_02012022; 21.06.2014 в 17:52.
Причина: Добавлено сообщение
А с каких пор без премиум аккаунта нельзя покупать голду, например? Или расходники?
Many that live deserve death. And some that die deserve life. Can you give it to them? Then do not be too eager to deal out death in judgement. For even the very wise cannot see all ends.
мы даже снимаем видеогайды на наиболее «злободневные» темы
есть гайд на тему "попал без урона по ватному танку"? хочу посмотреть особо интересует Т30, 704, квис и прочие танки с большой альфой для своего уровня.
Людей арестовывают, бешеных собак убивают. "Хранители"