Обзор The Elder Scrolls Online
"Тодд Говард был прав"
В прошлый раз, осенью 2013 года, TESO оставила ужасные впечатления. Скучно, плохо, уныло, не атмосферно и т.д. Шло время и наступил февраль 2014. Я подумал - почему бы не дать последний шанс этой игре, ожидаемой многими фанатами серии TES и просто любителями MMO. Заодно нужно было решить, стоит ли делать предзаказ.
Чего такой грустный? В TES Online играл невкусный?
Ясно дело, идеальных игр нет, а тем более нет идеальных MMORPG. Но всё же, что не так в TES Online?
1. Бой. Не конкретно "боевая система", а те ощущения, что возникают при сражении с врагами. Дело в том, что удары, вонзающиеся во врага стрелы и полёт заклинаний - всё это не чувствуется, как в некоторых других популярных и известных играх (например, Guild Wars 2, World of Warcraft, Skyrim). Постоянно преследует ощущение, что бьёшь то ли воздух, то ли мешок с сеном. Это ничуть не изменилось за полгода - разработчиков всё устраивает, видимо. Бой - наиболее заметная и серьёзная проблема TESO.
2. Добыча. Тут дело определённо в балансе и жанре MMO. Мы привыкли, что в серии TES с поверженных врагов можно снять всё, кроме набедренной повязки. В TES Online с поверженных тел снять ничего нельзя. У вас просто есть шанс получить немного больше, чем пара золотых с разбойника (сапоги или ножик какой). Также стоит сказать о добыче из контейнеров. Запертый сундук - это очень хорошо. Нет ничего щедрее, чем запертый сундук. В простых ящиках, бочках и шкафчиках лежит по 1 вещи, обычно для крафта (бутылки с водой, мясо, отмычки и прочее). Ну и наконец, есть ресурсы - трава, руда, рунные камни и прочее. В большинстве источников ресурсов содержится такое же количество предметов - 1. В любой другой MMO это было бы нормой, но для MMO с гордым названием THE ELDER SCROLLS скудная добыча - это преступление против игроков. Можно было бы сделать б/у доспехи с трупов малоценными, добавить в контейнеры больше всяких "кронциркулей" (помните?), а для растений сделать рандомное число собранных цветочков, к примеру от 2 до 4. В любом случае, система добычи совсем далека от серии TES.
3. Атмосфера. Она умирает на глазах от толп прыгающих по локации игроков. От скоплений игроков у логова "страшного монстра", ждущих его появления, чтобы сделать квест. А спустившись в какую-нибудь гробницу вы увидите спешащих по своим делам людей, как будто гробница - коридор офиса или станция метро. Но стоит признать - атмосфера есть, хоть и ослаблена MMO особенностями.
4. Квесты. Это как и минус, так и плюс. Они не очень интересные: поговори с этим мужичком, убей монстра, нажми на рычаг, положи руну на камень, зажги сигнальный огонь. Всё это усугубляется тем, что те же самые квесты делают и другие игроки. Может дело в моём плохом английском? Ну тогда вам нужно будет знать английский, чтобы квесты стали интересными. Иначе никак. Хорошая сторона квестов в TESO - пока никто не видел квестов "убей 10 волков" или "собери 20 нефритовых стержней".
5. Отсутствие локализации. Как можно понять, 1С и Zenimax не стремятся переводить TESO на русский язык. В TESO очень много текста - книги, диалоги и многое другое. Больше, чем в некоторых других известных MMO. Лично я могу без проблем играть на английском языке, но мне будет не очень комфортно. Хорошая локализация существенно повышает удовольствие от игры.
6. Невыразительность способностей и самих классов. Это норма для серии TES, но явно не норма для MMORPG. Примеры ярких, запоминающихся классов: World Of Warcraft, класс "Чернокнижник", специализация "Демонология" (тот парень, что превращается в крылатого демона и сжигает всё адским огнём в окружении других дружественных демонов). Есть ли нечто подобное в TESO? Призыв пары даэдр? Слабовато. В TESO есть вполне обычный маг, рыцарь-маг, типичные паладин и разбойник.
Вижу и слышу
Визуальная часть The Elder Scrolls Online воспринимается неплохо. Тени, освещение, около половины текстур, детализация персонажей - с этим особых проблем нет. Очень привлекательная (если так можно сказать) вода. Проблемы есть с подгружаемыми текстурами персонажей, которые не всегда успевают принять свой "HD" облик. Проблемы есть с деревьями и растениями - местами они выглядят, прямо скажем, дерьмово. Часть текстур, несмотря на высокие настройки, представляет собой размытое мыльное нечто.
Анимация. Беда серии, которая не обошла стороной TESO. Неловко падающие мёртвые тела, неловкие взмахи оружием в бою. А ещё раньше, в предыдущих играх серии, перед глазами не мелькали игроки со всей этой анимацией... Зато анимации больше, чем в других "Древних Свитках" - все действия анимированы. В целом - ничего страшного, но для такого дорогого проекта можно было нанять кого-то более способного в плане анимирования персонажей.
Музыка есть, но из услышанных композиций запоминается только та, что на экране выбора персонажей. Звуки не раздражают, их достаточно много.
Оптимизация. Могла бы быть и лучше. Есть мнение, что TESO не использует все доступные ресурсы ПК, что приводит к подозрительному проседанию FPS даже во "внутренних ячейках" (пещерах и т.д). Как известно, компания Zenimax Online лицензировала движок HeroEngine ещё в 2007 году, когда начинала разработку TES Online. В любом случае, детальные настройки графики позволят настроить всё это безобразие.
Интерфейс. К различным меню с навыками, способностями и характеристиками нет претензий. Претензии есть к отсутствию боевых показателей - дебаффы на врагах, на герое. Почему можно отслеживать лишь 1 квест? Если вы делаете MMO, то зачем упускать такие важные традиционные элементы? Минимализация интерфейса привела к недостатку информации о происходящем на экране. С другой стороны, масса цифр не давит на игрока и к этому надо привыкнуть.
Возможно, в этом склепе есть сундук с инновациями!
На данный момент существует множество MMORPG. Есть слабенькие, есть средненькие, есть крайне крепкие. Чтобы MMORPG стала популярной, одного названия недостаточно. С одним названием популярность продержится месяц-другой, а затем наступит стремительный отток игроков. Нужны инновации, новые подходы к геймплею и всякое такое, что заинтересует будущих пользователей, платёжеспособных клиентов.
Что можно считать инновацией, новинкой в TESO? Играбельный, в самом деле удобный вид от первого лица. А ещё? Предположим, это технология "мегасервер". Нечто подобное уже где-то используется, но в другом виде.
Страшный, ужасный факт - больше нет никаких инноваций. Всё взято из серии TES и других MMO. Другое дело, что те же Темные Якоря - традиционный аналог "обливионских врат", который отлично вписывается в игру по сюжету и дизайну.
Багз Банни
Разработчики TESO не хотят исправлять старые баги и недоработки. Кто-то может закричать - "Это старый билд, ты ничего не понимаешь, заткнись!". Но какой смысл использовать старый билд для массового тестирования за почти 1.5 месяца до релиза? Кроме того, мне известно, что билд для постоянного внутреннего тестирования немного старее, чем билд для массового стресс-теста. Так что у Zenimax Online не существует "идеального и отполированного клиента TESO".
Старые баги на месте! Контейнеры, которые нельзя обыскать, множество проблем с застывающей анимацией, зависание интерфейса в магазинах и не только. Очень долгие (и иногда бесконечные) загрузки. Долгие загрузки - скорее всего проблема исключительно из-за стресс-теста, но остальное-то можно было и починить.
Лайк
Конечно, что в таком крупном проекте, как The Elder Scrolls Online, есть и хорошие стороны. Это же не польский шутер про спецназ.
1. Плохая или хорошая, но всё же новая игра в серии TES. Если ты фанат TES, то стоит поиграть в TESO самому, лично. Сравнить с другими играми серии, с другими играми жанра. Если ты фанат MMO, то особого выбора нет - в TESO определённо есть, чем занять себя на несколько недель или дольше.
2. Свобода развития. Выбрав один из 4 классов, игрок волен одевать на своё виртуальное тело любые вещи и совершенствоваться в любых доступных дисциплинах. Разбойник в латах и с посохом - к чему это приведёт на высоких уровнях? Разработчики убеждают нас, что с экспериментаторами всё будет хорошо.
3. Хотя бы часть традиционных для серии TES особенностей. Например, вы полезли туда, где вряд ли что-то есть и нашли сундук с сокровищами. Книги, повышающие ваши навыки. Старые добрые расы - котяры, ящеры, норды, высокоМЕРные эльфы. Знакомая архитектура, локации и регионы. Новый облик старых врагов.
4. Zenimax Online обещает поставлять новый контент примерно каждые 4 недели. Если это правда - самые преданные фанаты будут довольны.
5. Возможность стать мастером на все руки - нет ограничений в крафтовых навыках для одного персонажа. Нет нужды качать персонажей ради доступа к другим профессиям.
6. Ограниченное количество активных способностей в бою - побеждает не пианист (прожимающий десятки разных кнопок), а человек, верно выбравший тактику и умения.
7. PvP в Сиродиле. У вас будет достаточно врагов, вы не будете стоять в очередях, вы будете захватывать крепости, шахты и фермы. Насколько это будет весело - каждый считает по своему.
Покупаем?
Возможно, несмотря на массу недостатков, минусов и проблем стоит купить TESO и пройти контент хотя бы одного альянса за эти жалкие 30 дней. Автор этого обзора ещё не решил окончательно, стоит ли покупать TES Online. Скорее нет, чем да.
Стоит заметить, что Тодд Говард, директор Bethesda Game Studios, создатель Skyrim (Morrowind, Oblivion, Fallout 3), очень опечален существованием TESO. В одном из интервью он сказал, что серия TES должна оставаться приключением для одного человека. Пожалуй, Тодд Говард был абсолютно прав.
И последнее, что я сегодня хочу сказать: нужно помнить, что моё мнение - это мнение лишь одного человека из миллиона поигравших в TESO. Читайте другие отзывы, обзоры - чем больше, тем лучше. Думайте сами, решайте сами.