Т.к. игрушка претендует на ИСТОРИЗМ© и РЕАЛИЗМ® с полной СИМУЛЯЦИЕЙ™, то вспомним для начала историю.
Европа готовилась ко второй мировой войне. Французы построили линию Мажино – на всём протяжении франко-германской и бельгийской границы. Это была система укреплений с дотами, бункерами, блиндажами. Были установлены мощнейшие гаубицы с механизированной системой подачи снарядов. Всё было готово для Первой мировой войны (в последствии от линии не было никакой пользы, т.к. немцы её просто обошли по флангам). Доктрина осталась оборонительной, но даже не изменилась с учётом технического прогресса – развития авиации и моторизованной техники. При том французы таки сумели к 30-ым годам разработать лучшие в мире танки. Но французская армия не смогла проработать успешную тактику их применения. Танками оснащались пехотные полки. В очень малом количестве, которое было пригодно только для их поддержки в исключительно пехотной войне по образцу первой мировой
Англичане изобрели танки, но до самого конца второй мировой так и не определились с тактикой их применения. Единственные территории, где они применялись – пустыня северной африки.
Американцы так же представляли себе применение танков, т.к. как и англичане боевые действия вели в основном в море – флотом и авиацией. Основным противником американцев были японцы, которые так же воевали в основном в море, а завоевание континентальной азии для них выглядело, как колонизация африки средневековой европой. Разрыв в уровне подготовки армии был сопоставимый. Поэтому японцам танки требовались только для поддержки пехоты, и броня защищала только от стрелкового оружия пехоты.
В принципе никогда в истории танки не разрабатывались для противостояния танкам. Но об этом чуть позже.
Осталось упомянуть немцев и совков. Эти две страны готовились к наступательной войне с массовым применением танков. Это их ключевое отличие от армий всего остального мира. Но немцы и совки немного отличались друг от друга в реализации этого подхода. Но в данной теме это не существенно. Важно то, что в них танки имели свою определяющую роль и, как оказалось, применялись успешно и на полную катушку.
Немцы изобрели новую тактику, которая кардинально отличалась от первой мировой войны – котлы. Разведка определяла расположение основных сил противника с уязвимыми участками на линии фронта. Затем танковые и механизированные соединения делали быстрый прорыв через эти участки вглубь тыла противника. Проходило быстрое окружение, а затем в бой вступала пехота и сжимала кольцо, образуя очередные котлы. Танки применялись именно для прорыва фронта на слабых участках, преодолевая укрепления, окопы, колючую проволоку, разрушая доты и уничтожая артиллерийские батареи. При этом столкновения танков тщательно избегали. Просто потому, что немецкие танки начала войны ничего не могли противопоставить советской Т-34. В последствии была разработана пантера, которая копировала тридцатьчетвёрку. Но это было ответом увеличению калибров артиллерии, а не конкуренции между танками. Лоб в лоб танки в бой никогда не отправлялись. Если таки бои и происходили, то по случайности – из-за недостаточной разведки. В основном боевые действия велись или в атаке или в обороне. Атака – танками, оборона – минными полями, противотанковыми укреплениями, окопавшейся артиллерией. Против танков применялись не танки и даже не самолёты, а пушки и самоходные артиллерийские установки. Некоторые даже на гусеничном ходу. Но их подвижность нужна была только для быстрой переброски и маршей. А непосредственно в бою они стояли неподвижно и окапывались. Авиация в виде штурмовиков же применялась не против отдельных танков, а для уничтожения колонн техники и пехоты, двигающихся на марше. Тяжёлые бомбардировщики бомбили аэродромы, склады, заводы.
А в чём различия советских и немецких танков были? У немцев была хорошая радио-связь, оптика, высокотехнологичные решения в реализации трансмиссии. Но всё это было очень затратно. В электрике применялась дорогая дефицитная медь. И электрики было много. В советской технике её почти не было. Немцы были ограничены в топливе и были вынуждены для танков применять синтетический бензин, который не давал достаточный запас хода и мощность в отличие от дизеля применяемого совками. В начале войны немцы использовали быстрые, манёвренные легко бронированные чешские и pz I, II, III. Которые успешно действовали в наступлении против пехоты. Совки не были готовы именно к оборонительной войне и первые полтора года только готовились к ней. Поэтому, как и в случае с французами, не раскрыли полный потенциал своей техники. А затем, укрепив оборону и наладив снабжение, пригодное для контрнаступления, перешли в атаку. И здесь дешевизна и массовость Т34 стали решающими. К середине войны немцы нашли решение проблемы с уничтожением Т34 – зенитное орудие 88мм, которое к концу войны стали ставить даже на танки. Но эти танки были в таком мизерном количестве, что их успевали только перебрасывать на залатывание прорех на фронте. Совки же при успехе наступления и истощения противника вторую половину войны уже не заботились совершенствованием техники и кардинально в танках ничего не меняли. Установили 85мм пушку в новую башню, да и всё. Даже торсионную подвеску не стали ставить, т.к. не хотели терять темпы производства. Немцы же совершенствовали свою технику всю войну, но не могли обеспечить необходимые объёмы из-за дороговизны производства и дефицита материалов.
Отдельная история - личный состав. Начало войны. Немцы готовились к наступлению. Армия была полностью подготовлена и к началу боевым действиям на восточном фронте уже имела боевой опыт в африке и по европе. У совков Т34 был засекречен, был дефицитным и в бой отправлялся с необученным экипажем. Т.е. обучался он на Т26 и прочих танках, а в с новым танком знакомился прямо в бою. Зато к концу войны людские ресурсы германии истощались и на фронт призывались совсем молодые школьники и пенсионеры. У совков же людские ресурсы многократно превышали немецкие и в режиме наступления личный состав становился более опытным, почти не теряя в численности
Ладно. Историю немного вспомнили. Теперь посмотрим, что нам хотят предложить улитки.
- В боях буду участвовать танки. Без пехоты, артиллерийских батарей. Танки против танков. Уже одно это – несоответствие истории
- Танки будут сталкивать примерно одного года выпуска. Т.е. pz III против Т34 и КВ. По словам юдинцева они максимально сбалансированы. Нда… Дальше появляются тигры и пантеры против всё той же, хоть и модифицированной тридцатчетвёрки. Перекос баланса в обратную сторону. Улиток это не волнует
- Балансировка по ТТХ не планируется. Так заявлено. Хотя мы видим, что вкривь и вкось самолёты балансируются постоянно. Каким образом будет осуществляться балансировка? Официально заявлено – экономикой. Т.е. Т34 будет дороже, чем PzIII. Это для того, чтоб на одну Т34 в одном бою приходилось минимум 2 немца. Но через пол года алёшки прокачаются, накопят деньжат и деды будут доминировать. Баланса не будет. Исторический баланс будет соблюдён только относительно второй половины войны. Но он будет не игровым. Как и первый период, так и второй будут неиграбельными из-за резких отличий в ТТХ танков и предпочтений игроков. И вообще, балансировка по игровым соображениям всегда оказывается в точности противоположной историческим реалиям. Самые массовые танки особенны своей дешевизной. За счёт массовости они и побеждали. Сделай их соотношение с вражеской техникой равным – они будут проигрывать. Сделай соотношение историческим – будут выигрывать. И от скила игроков тут мало что будет зависеть
- Теперь о показанной в демонстрации артиллерии. Точечный удар по указанному с танка участку, диаметром чуть превышающему габариты танка. Это лазерное наведение? Артиллерийский удар без прямой видимости всегда был по «квадрату» с разбросом в сотню метров. Даже современная артиллерия не обладает показанной в игре точностью. Такую точность даёт только применение управляемых ракет.
- Если обратить внимание на последний абзац воспоминаний истории, то балансить придётся игроков. По скиллу. Чтоб на PzIII играли папки, а на ранних Т34 – нубы. На Пантерах – нубы, на Т34-85 – папки. Вы себе такое представить можете?
Основной вывод: балансить всё ЭТО невозможно. Улитки говорят, что балансировка и не требуется. Но тогда играть в ЭТО будет невозможно. Не забывайте, что в войну никто не играл. Тогда воевали. Задача была – уничтожить противника и выжить. На это шли любыми доступными средствами. Было много просчётов и ошибок. И политических и стратегических. География войны внесла своё влияние. Никто не думал о балансе, зрелищности и чтоб война была интересной.
Основываясь на реальных фактах, хорошую игру не сделать никогда. Тем более такую масштабную, как тундра. Улитки даже до конца не понимают, что хотят сделать. Или поняли, но слишком поздно. После того, как приучили основную ЦА к мысли, что делают абсолютно достоверную игру. Сложившееся комьюнити уже не примет смену концепции. Сейчас тундра выезжает только на новизне и ожиданиях. В отличие от картошки у неё нет многолетнего опыта и обкатки баланса. У картошки же опыт уже такой огромный, что балансировка пошла по второму кругу – арта нерфится, чтоб ТТ тащили – что и было в самом начале. От картошки трудно ожидать чего-то нового – факт. Но то, что уже имеется – вылизано и вычищено почти идеально. Всё сделано в угоду геймплею, игровому балансу и справедливости. Улиткам добиться такого же результата без переосмысления концепции не удастся. Первые год-полтора после релиза наземки тундра будет выезжать только за счёт новизны. Игроки будут исследовать возможности игры, качаться. Но когда они распробуют этот концепт полностью, они ооооочень сильно разочаруются. Гораздо сильнее, чем от бульботанков. Картошка в отличие от улиток честно заявила, что делает аркаду-шутер на основе реальной техники, воспроизводя её внеший вид и НЕМНОГО ттх, балансируя его под приятный гемплей. Улитки двигают исторический хардкор, в который невозможно играть
Ах да! Чуть не забыл сказать про графон. Графон в тундре опупительный. Спору нет. И земля, вырывающаяся из под гусениц и перекатывающаяся через передний каток и работа подвески и ландшафт с детализацией на уровне батлы. Но ведь и в бульботанках графон можно получить неплохой. Вот только с ним мало, кто играет. Как и в цонтрстрике здесь графика только мешает. Труднее вычислять цель, труднее прицеливаться. Все, кто будут более-менее серьёзно подходить к бою, обязательно будут занижать настройки графики. И чем сильнее в игре симулируется реальный мир, тем меньше детализации игроку надо, чтоб нагибать. А сейчас все отзывы идут только о графоне. Но графон и игра подвески на геймплей не влияют же