Тактика была проста – сделать ядро проще, чем у соперника, но с хорошей производительностью, и как можно быстрее вывести свою линейку продуктов на рынок. При этом бороться с оппонентом в верхних ценовых сегментах предполагалось с помощью повышения частот (вспомним «разогнанный» Radeon HD 4890) и агрессивной ценовой политики, а в топ-классе - противопоставляя флагману «зеленых» двухпроцессорную видеокарту на базе пары простых и «негорячих» GPU.
Расчет был хорош и полностью оправдал себя. Но и специалисты NVIDIA тоже не сидели, сложа руки. На Radeon HD 3870x2 был дан оперативный ответ в виде GeForce 9800GX2, конкурентом Radeon HD 4870x2 стала GeForce GTX 295… В каждом случае разработчикам NVIDIA пришлось изрядно потрудиться, чтобы создать двухпроцессорный ускоритель на основе прожорливых GPU, которые куда лучше подходили для работы в одиночном варианте. Пару GF100 (GeForce GTX 480/470) объединить на одной плате так и не удалось.
Конструкторам AMD работать было намного проще. Вдумайтесь - ни разу со времен Radeon HD 2900 (а это четыре поколения, для компьютерной индустрии - целая вечность) топовый графический процессор AMD/ATI не был крупнее по площади, не содержал больше транзисторов, не обладал большим тепловыделением, нежели конкурирующее решение NVIDIA. Разумеется, такие GPU куда проще «склеить» в двухпроцессорную карту.
Подробнее о перипетиях борьбы двух вендоров вы можете прочитать в «Краткой истории эволюции двухпроцессорных видеокарт». К чему всё это сейчас? На мой взгляд, ситуация повторяется в «зеркальном» варианте. Компания NVIDIA впервые за долгое время выпустила более простой (читать, «содержащий меньше транзисторов») графический процессор, чем конкурент.
Занятно, что по общепринятой версии конструкторский отдел NVIDIA «мечтал» об очередном «пышущем жаром монстре» - GK100/110, но что-то не срослось, да и сроки поджимали, поэтому было решено сосредоточиться на тщательной доработке младшего GPU GK104, который (на это недвусмысленно намекает цифровой индекс) изначально проектировался для карты среднего класса. В итоге получилось даже лучше, чем ожидали.
GeForce GTX 680, благодаря прогрессивной архитектуре и «отточенным» драйверам, в большинстве тестов обходит грозный Radeon HD 7970, или, по крайне мере, идет с ним вровень. При этом карта сохраняет ряд черт, характерных не для флагмана, а именно для ускорителей «среднего класса»: небольшие габаритные размеры, умеренные уровни энергопотребления и тепловыделения. Относительно простой GPU позволил NVIDIA проводить агрессивную ценовую политику: изначально заявленная стоимость GTX 680 на 50 долларов ниже, чем у Radeon HD 7970.
Теперь успех нужно закрепить. Пара небольших графических процессоров идеально подходит для создания «двухголового» флагмана. Именно такая карта – новейшая GeForce GTX 690, является главным героем данного материала. Интересно проверить, удалось ли конструкторам NVIDIA создать по-настоящему удачный продукт высшей ценовой категории… такой, чтобы теперь уже их коллегам из AMD пришлось поломать голову, объединяя пару прожорливых GPU Tahiti на одной плате.
http://www.overclockers.ru/lab/47159...e_GTX_690.html