Глобальные стратегические игры, в которых не нужно обводить рамкой юнитов и посылать их на закланье, прослушивая веселые марши и дежурные «Да, сэр!» от каждого солдата, давно уже стали играми не для всех. Этот жанр консервативен, в нем кардинально ничего не меняется уже много лет к ряду, он требователен к игроку и заставляет просиживать перед экраном монитора, разглядывая не полуголых эльфиек и приятные глазу кат-сценки во время продвижения по сюжетной линии, а таблички и бесконечные меню с графиками. И на этом поприще компания Paradox смогла давно и надежно закрепиться, выпуская качественные, продуманные и «правильные» стратегические проекты для, можно сказать, узкого круга своих почитателей. Вот о последней из таких игр, March of the Eagles, мы и расскажем.
Основным отличием от многих собратьев по жанру эта игра предлагает нам сразу конкретную цель. Если в какой-нибудь Europa или Crusader Kings эта самая цель была расплывчата и для каждой из сторон своя, то в MotE мы просто должны выбрать одно из представленных государств и установить контроль над всеми остальными нациями. Как мы этого добьемся — завоюем ли всю территорию или же просто сможем отбить для себя какую-то стратегически важную часть глобальной карты, уже зависит целиком и полностью от игрока. А раз есть конечная цель, значит и игра будет продолжаться только до определенного момента, а не растянется на недели и месяцы реального времени, как это часто бывает.
Для новичков в жанре игра предлагает несколько достаточно подробных туториалов, которые помогут разобраться в начале игры, что очень важно. Да, все обучающие задания рассчитаны только на изучение самых базовых игровых механик, но благодаря им можно понять, как собственно игра функционирует и чего от нас хотят.
Добиваться поставленных целей мы будем преимущественно силовыми методами. Период Наполеоновских войн, как ни крути, весьма небольшой, так что быстрое наступление и тактические маневры станут главными слагаемыми нашего успеха в этой игре. Механика военного взаимодействия выполнена просто и достаточно понятно, можно даже сказать, что она была упрощена в угоду более быстрому освоению геймплейных премудростей. Армии мгновенно захватывают провинции, но зато долго осаждают города, которые нужны для контроля над регионами и, соответственно, окончательной победы. Казалось бы, зачем размениваться на провинции, если можно идти к успеху, воюя только за крупные населенные пункты? Но захват территорий вокруг городов и крепостей даст нам возможность быстрее перебрасывать необходимые ресурсы в помощь нашим войскам, в то время, как противников мы будем отсекать от поставок продовольствия и подкреплений.
Каждой армии под нашим командованием мы можем назначить полководца, выбрав его из соответствующего списка. Сами войска могут выполнять приказы, вроде быстрого марш-броска в соседний регион, если там происходит битва, или укрытия в ближайшей крепости при обнаружении противника на близлежащих территориях. Маневры для взаимодействия с врагами, вроде отвлечения или штурма, потребуют соблюдения некоторых требований, но зато и бонусы, выдаваемые игрой после его активации (вроде повышения защиты на время использования тактики), лишними не будут и не раз спасут жизнь вашим солдатам.
По завершению каждого боя наши генералы, участвующие в сражении, получат новые особенности, влияющие на дальнейшее продвижение наших войск. А мы видим подробный отчет с места событий, в котором указаны достижения наших полководцев и что именно кто из них заработал в каждом отдельном бою.
Дипломатия же представлена в очень упрощенном и урезанном виде. Мы не можем тратить всю игру на политические игры и создавать выгодные брачные союзы на протяжении десятилетий — временной отрезок развернуться на полную не позволяет. Но и представленных опций хватит, чтобы с непривычки схватиться за голову. Можно и мир заключить, и коалицию с целью подкинуть свинью другим странам создать. Обычные договоренности вроде предоставления перехода войск через территорию ближайшего союзника тоже есть. Но, опять таки, с дипломатией тут, при всем видимом разнообразии, не разгуляешься.
Для развития своего государства мы используем систему Идей. У каждой из основных держав (они представлены специальными кнопками в начале кампании) есть свои «идеи» - уникальные особенности, влияющие на геймплей. Все идеи стоят 200 очков науки, исследовать их можно только одну за другой, поэтому о том, чтобы изучить все за одну партию, нужно забыть сразу — ограничиваться приходится тем, что ближе всего подходит к нашей стране и выбранной тактике. Но и начальные «бонусы», вроде увеличенного прироста рекрутов или уменьшенная стоимость отдельных родов войск, очень сильно повлияют на начальные стадии игры.
В подобных проектах очень важная часть отводится AI противника. Здесь он проработан неплохо, но звезд с неба не хватает. Компьютер не забывает использовать как большие, так и малые скопления войск, держит в резерве большую армию и старается не ввязываться в заведомо проигрышные битвы. Союзы и соглашения заключаются тоже охотно, но и от предательства никто не застрахован. Если мы вдруг выбрали маленькую и слабую страну из не-основных, то приходится постоянно терпеть натиск врага, что ощутимо повысит сложность и может стать серьезным препятствием на пути к победе. Но переиграть AI даже на высоких уровнях сложности не составит труда у тех, кто будет следить за ходом каждой конкретной битвы, перемещениями противника, вовремя заключать дипломатические союзы и растягивать врага по территории, уничтожая мелкие его войска одно за другим.
March of the Eagles несколько упрощена по сравнению с другими играми в этом жанре, и именно поэтому идеально подойдет для первого знакомства. Она сложная, непривычная, с огромным количеством разнообразных возможностей (в статье рассказывается только о вершине айсберга, на самом деле всего в разы больше), но при этом достаточно простая и прямолинейная, чтобы позволить себе выступить в качестве «ознакомительной» игры жанра глобальных стратегических игр. А если вам понравится, тогда имеет смысл посмотреть уже в сторону более «тяжеловесных» игр от Paradox.