Эффективность:
Скорость. Пожалуй, это самый очевидный параметр, который многократно обговаривался. Как вам всем известно, скорость разворота камеры на стике зависит от угла наклона. И, очевидно, этот угол ограничен. Соответственно, угловое расстояние, пройденное камерой, пропорционально времени удержания стика. В свою очередь, скорость разворота камеры на мышке зависит исключительно от скорости перемещения этой самой мышки. А скорость, как нам всем известно, ограничивается лишь одной величиной - скоростью света. То есть, на практике, у угловой скорости разворота камеры нет ограничения.
Удобство:
Удобство невозможно оценить так же объективно, как и эффективность. Кому то не нравится держать руки навесу или в обхватку, а кому то не нравится елозить мышкой по столу.
Сравнивать формфакторы так же неуместно, так как оба игровых устройства , на данный момент, полностью копируют контуры обхвата руки.
Можно, конечно, записать в плюсы геймпада вибрацию, но это опять таки будет субъективно - лично я в большинстве игр её отключаю, так как меня она выдергивает из атмосферы игры, вместо того, чтобы помогать в неё погружаться.
Эффективность в отдельных жанрах:
Шутеры от первого лица (FPS). Мышка вин, ибо её эффективность выше. И как я сказал выше, заявления о том, что геймдизайн большинства мультиплатформенных игр рушится, при переходе с геймпада, на клавиатуру, не имеет под собой никакого обоснования. FPS не исключение. Более того, в некоторых FPS происходит нечто обратно противоположное, например в Battlefield 3, в котором консольные игроки жаловались на отсутствие Auto-Aim. Бесспорно, на консолях есть игроки, которые, в силу долгой игры посредством джойстика, навострились играть в шутеры не хуже, чем большинство игроков на мышке. Но это частные случаи, не дающие полной картины. Еще есть шутеры, вроде Halo, в которых, за период их долгого существования, игровой процесс подстроен так, чтобы протекать на геймпаде не менее органично, чем на мышке. Но это всё тот же частный случай.
Шутеры от третьего лица (TPS). Так же, как и в FPS, большую часть времени нам нужно крутить камерой и целиться в противников, а тут, как нам известно, мышка куда эффективнее геймпада. Все заявления о том, что AI и левелдизайн затачивались под то, чтобы мы крутили камерой со скоростью 10 радиан в секунду, вместо 15 - полнейшая безосновательная чушь.
Платформеры. Победителем выходит геймпад, за счет аналоговых стиков.
Файтинги. Здесь идет сравнение больше с клавиатурой чем с мышкой. И это уже авто вин геймпада.
Слэшеры. Скажу кратко - геймпады вин.
Стратегии. Микроконтроль один из важных факторов игр этого жанра. Геймпадам этого не дано. Сюда можно отнести и
МОВА жанр. Хотя даже для меня это спорный выбор. Не давний выход игры Guardians of Middle-Earth (Обзор от
Tapika вы можете посмотреть
здесь) доказывает что МОВА возможны и вполне не плохи на консолях.
Гонки. Тут тоже самое, что и с платформерами, только выражено еще сильнее - за счет аналоговых стиков, геймпад побеждает.
Спорт стимуляторы. Те же аналоговые стики.
Симуляторы. Большинство симуляторов отличается тем, что использует очень большое кол-во кнопок, недоступное адептам геймпада.
RPG. В данном жанре уместно объявить ничью.
Споры что же лучше, идут много лет. Пропустить их не могут даже знаменитые видеоблогеры. Один из популярных русских обзорщиков игр
Илья Maddyson также решил провести свой опыт. И что же у него получилось вы можете посмотреть ниже.
А что думаете вы?