Сериалы и фильмы про американские тюрьмы, я думаю, мы все видели. Причем разного толка — комедийные, драматические, с примесью боевиков или даже эротикой. Последнего в Prison Architect, о которой мы сегодня поговорим, нет, зато остального в избытке. Итак, встречайте — первый за несколько лет серьезный симулятор владельца тюрьмы на ваших экранах. Ну как пройти мимо?
Это превью основано на Альфа 6 версии игры. Prison Architect является детищем Introversion Software, которые подарили нам Defcon и Darvinia (ну и много чего еще), так что даже в этой «альфе» возможностей больше, чем в некоторых играх после релиза. И даже посмотреть уже весь заложенный контент мало кто успел — грань, отделяющая владельца успешной тюрьмы от человека, у которого заключенные сбегают при первой удобной возможности, очень тонка. Не успеешь оглянуться, как в процветающем еще вчера учереждении громоздятся горы трупов и на кухне поваров забивают заточками.
В качестве «обучения» здесь выступает небольшой сюжетный режим, который позволяет нам построить здание с электрическим стулом, перевести туда заключенного и казнить. В общем, настраивают на нужный лад и пускают в большую игру. Релизная версия будет снабжена более внятным туториалом и большим количеством сюжетных сцен (читайте об этом в интервью), а превью позволяет почти сразу заняться застройкой тюрьмы с нуля.
Поначалу даже толком денег нет. Их выдает государство за содержание преступников, но начальный капитал заканчивается уже на первой партии заключенных, а дальше приходится думать и решать, нужно ли вкладывать деньги в постройку новых корпусов или стоит приостановить прием заключенных, перестроить имеющиеся площади и, заперев в камерах особо буйных ребят, накопить субсидий на новые постройки.
Мы занимаемся всем. Для начала строим здания инфраструктуры, затем получаем первую партию «жителей», начинаем найм новых работников и постоянно следим за тем, чтобы все были счастливы. А несчастный заключенный это человек, который и соседа пырнуть может, и контрабанду толкать начнет, и бунт организовать попытается. Так что нужно постоянно что-то отстраивать, чинить, доделывать и следить за целостностью тюрьмы, ведь если заключенный выбежал за пределы учреждения, поймать его нельзя, а штраф будет очень и очень ощутимым.
В заботах о том, чтобы тюрьме хватало энергии и всегда была вода в туалетах, чтобы приезжающие заключенные не бросались с ножами на охрану, и чтобы все в мире отбывали наказания, и проходит основное время. Но если кажется, что построить пару зданий и просто следить за тем, как течет жизнь тюрьмы, это и все, чем мы будем заниматься, то спешу заверить — это не так. Проблемы сыпятся на голову новоиспеченного директора как из рога изобилия, так что скучать будет некогда.
Мы развиваемся, постоянно исследуем новые должности и открываем новые виды помещений. В начале наши охранники суетливо ходят вокруг заключенных и по нашему прямому приказу могут кого-то обыскать, но инициативы у них не много. Зато если исследовать должность начальника охраны, организовать командный пост, расставить по территории камеры и детекторы металла, жить становится легче. После игровой сессии в 5-6 часов (реального времени, естественно) территорию уже патрулирует надежная охрана, уборщики содержат все в чистоте, трупы в свежепостроенный морг попадают все реже и реже, а особо буйные ребята, которые решили подрезать охранника, отобравшего припрятанную заначку, отдыхают в пахнущем свежей краской изоляторе или ждут очереди на смертную казнь.
Каждый заключенный здесь это не просто набор спрайтов, а личность. Со своими записями в личном деле, сроком отсидки и статьям. Некоторые из заключенных являются «уникальными», так как у них есть своя, оформленная с помощью красивого арта, история, но в текущей версии это скорее заготовки (вроде пустых собираемых картинок, которые еще не нарисованы, но уже видны на карте) для будущего развития.
С каждой новой версией разработчики добавляют все больше и больше возможностей, игра становится стабильнее и глубже. Как уже говорилось в начале статьи, даже сейчас контента хватит на долгое время, а то ли еще будет. Разработчики берут за возможность поиграть деньги (вы приобретаете предварительный доступ и можете играть во все альфы, беты, и потом получите финальную копию игры), но внушительная минимальная сумма в 30 долларов, на мой взгляд, боле чем оправдана — по сути вы сходу получаете постоянно развивающийся экономический симулятор, что уже немало. Да и по стабильности альфа работает лучше, чем многие проекты «в релизе».
Единственное, что может отпугнуть потенциального игрока — несерьезный вид игры. Prison Architect обладает уникальной стилистикой, которая может многим не понравится. Но эта же стилистика выгодно отличает проект от всего, что есть на рынке, и привлекает внимание.
Prison Architect затягивает так, как не затягивала давно ни одна игра. И если все сложится удачно, то в самом ближайшем будущем игру ждет огромный успех. Но мы не будем загадывать и подождем, как сложится ее судьба.
А пока предлагаю вам ознакомится с интервью, в котором Марк Моррис (Mark Morris), один из разработчиков игры, ответил на наши вопросы:
В: Сколько человек сейчас работает над игрой? Вы нанимали каких-то оутсорс специалистов для неболших (или крупных) нововведений для Prison Architect?
О: У нас работает 4 основателя, они же основные директора комании. Я взял на себя бизнес и стратегию, Том управляет финансами, Крис отвечает за всякие игровые штуки, а Джонни помогает нам с технической частью. Специально для PA мы заключили контракт с двумя дополнительными программистами, нуи Раян Сумо (Ryan Sumo) рисовал арт, а Эл Линдсэй (Al Lindsay) делает нам звук.
В: Почему вы вообще решили сделать игру о том, как управлять тюрьмой?
О: Мы много лет работали над игрой Subversion. Это был высокотехнологичный симулятор грабежей, но проект как-то никогда в кучу не складывался. Не было, знаете, такого момента, когда можно запустить игру и получать удовольствие от того, что играешь. Крис был очень встревожен из-за этого и идея РА пришла ему в голову, когда он отдыхал на праздники в Сан Франциско. Он побывал в составе тура по Алькатразу и у него возникла идея, что строить тюрьму — это весело. В Subversion вам нужно было бы вламываться в высокотехнологичные здания и отключать все системы защиты, и мы знали, что строить уровни для этого очень интересно. Так что Prison Architect стал вывернутым наизнанку Subversion – теперь игрок строит уровни и расставляет системы безопасности, а игра пытается все это развалить.
В: В альфа-версии так много контента — а вы планируете вводить еще больше зданий и предметов, или просто будете полировать игру до релиза?
О: Да. Сейчас игра еще на очень ранней стадии и планов у нас множество. Мы обычно разделяем проект на 3 фазы, которые называем «design area». Сначала это Начальная Игра (Short Game), то есть стадия, в которую среднестатистический игрок играет в первые 2-3 часа в каждой тюрьме, вынужденный под определенным давлением что-то строить и возводить базовый периметр, получая от этого удовлетворение.
Мы провели очень много времени, работая над Начальной Игрой, так что мы думаем, что Prison Architect в этот период уверенно стоит на ногах, но мы видим, что сейчас нам не мешало бы еще поработать над интерфейсом. Потом идет Середина Игры (Mid Game), когда все базовые дела уже улажены и система работает. Тогда начинают появляться тоннели для побегов, восстания, особо опасные заключенные, пожары, банды, наркотики, мы вынуждены озаботиться наймом нового персонала, реформами, образованием, в общем всеми этими делами Середины Игры, и она представляет потенциальный контент игры на тот период, когда основные действия игрок уже освоил. Без этого никакого смысла играть после постройки первой успешной тюрьмы не было бы, и именно над этим контентом мы сейчас работаем в первую очередь. Ну и наконец наступает фаза Продолжительной Игры (Long Game), которую мы еще даже не начинали. Можно думать о ней, как о игре, которая существует вне вашей текущей тюрьмы. Например, будет ли перевод заключенных, персонала, денег и исследований в новую тюрьму? Или будет ли какая-то преемственность между нашими тюрьмами, какая-то большая глобальная карта? Пока на это мы ответить не можем.
В: А стоит ли ждать какого-то сюжетного режима, вроде того, что есть во Вступлении, но в большем объеме?
О: Да, но пока об этом мы не готовы говорить.
В: А будет ли больше языков интерфейса в игре после релиза РА? Или может быть вы будете добавлять паки переводов от сообщества в финальный билд, или будете делать свои переводы?
О: Да, у нас отличное сообщество и некоторые люди уже сделали переводы на разные языки. Мы будем расширять эту систему, чтобы сделать ее более модернизируемой, потому что я бы хотел иметь поддержку большого количества различных языков для нашего проекта.
В: А возможность создать собственного «аватара» для использования в игре будет? Например, для прямого управления им?
О: Планов на это у нас нет.
В: После запуски игры вы планируете ввозить какие-то маленькие дополнения сами или дадите возможность сообществу делать модификации?
О: Может быть, увидим. Запуск игры еще в очень отдаленном будущем, так что мы будем говорить об этом только тогда, когда придет время.
В: Не планируется ли «камео» каких-то известных бандитов или персонажей из сериалов (например, из OZ)?
О: Не думаю. Мы создаем новый мир, так что я сомневаюсь, что мы будем делать отсылки к кому-то еще.
В: Есть ли в планах добавление зданиям этажей? Или игра будет просто «плоской»?
О: Нет. Это очень большая проблема, а мне кажется, что и в 2D у нас работы хватает.
В: А мультиплеер планируется? Или, возможно, кооперативный режим?
О: На данный момент — нет, как и в случае с предыдущим вопросом.
В: В текущей альфе у клиента игры по сути нет никакой защиты — будет ли она добавлена позже или вы станете распространять ее без DRM?
О: Мы не согласны с введением DRM, которая испортит впечатления честным покупателям и в любом виде испоганит им игровой опыт. Но у нас есть задумки, которые позволят «пиратам» передумать и влиться в сообщество наших покупателей.
В: Мы знаем, что финальная дата релиза еще не названа, но может скажете хотя бы, выйдет ли игра в текущем (2013) году?