Всем привет! С вами Дитрум, и сегодня мы будем говорить о весьма неоднозначной игре – Warframe. С одной стороны игра сильно смахивает на клон кооперативного режима игры Mass Effect 3, с другой стороны – в игре масса нововведений и расширенные возможности развития персонажа, с третьей стороны – система F2P. В этом треугольнике каждая сторона - это вещи, которые даже в одиночку способны погубить игру либо возвести ее на пьедестал. Сделать удачный клон Mass Effect 3 – это уже достижение и достойно похвалы, а если клон будет неудачным, это гибель игры. Система F2P одновременно отпугивает и привлекает миллионы игроков, все зависит от того, как она будет реализована. Ну и конечно же нововведения и расширение возможностей геймплея, если это удачно реализовать, то игру назовут не клоном а продолжателем жанра. Об этом всем я буду сегодня детально говорить, и разбираться, чего же там эдакого наворотили разработчики.
Немного о F2P онлайн-шутерах.
Тема онлайн-шутеров в последнее время стала весьма популярной. Секрет успеха и популярности весьма прост – при минимуме вложений, каждая такая игра приносит максимум прибыли. Самая главная составляющая любого уважающего себя онлайн- шутера - free2play. В мире, и особенно в СНГ, миллионы игроков дошкольного и среднего школьного возраста, которые не могут позволить купить себе что-то типа Battlefield 3 либо подписку на Planetside 2, но при этом любят шутеры в стиле «а шо бы было на CS похоже». В итоге рынок наводнили проекты типа Warface, PointBlank, Shadow Company и им подобные. Даже посмотрев описания этих игр на официальных форумах либо сайтах, сразу понятно, на кого они рассчитаны:
Shadow Company - Современный, бесплатный безжалостный и крышесносный free-to-play онлайн-шутер.
Warface - это бесплатный многопользовательский онлайн-шутер, разработанный всемирно известной компанией Crytek.
Ну и т.д., то есть всегда подчеркивается, что шутер многопользовательский и, самое главное, бесплатный. Достаточно скачать клиент и вперед, нагибать. Серьезные игроки, обычно, держатся подальше от таких проектов. И тут даже не дело в их якобы «бесплатности». Обычно подобные проекты отличаются довольно низким качеством исполнения – «картонная» или по-другому «фанерная» графика, практически полное отсутствие чего-то похожего на физику объектов, физику взаимодействия с объектами т.е. в таких играх крайне слабый физический движок и средненький графический. Тем же снайперам не нужно думать как полетит пуля, брать упреждение, в таких играх пуля летит всегда прямо от точки А до точки Б, а оружие отличается лишь отдачей и убойностью. То же самое касается и других объектов, техники, авиации и т.д. Хотя, обычно в подобных играх техника и авиация присутствуют в минимальном количестве и напоминают летающие или ездящие картонные коробки.
Еще одна особенность f2p онлайн-шутеров - крохотные карты. Страдающим клаустрофобией лучше вообще не заходить, однозначно будет приступ страха. Обычно достаточно отойти на пять шагов от своей базы и вы нос к носу столкнетесь с противником, который тоже сделал пять шагов от своей базы. Конечно же в таких условиях речь не может идти о какой-либо тактике, стратегии, использовании природных и искусственных объектов. Вся игра сводится к «умер-реснулся-пробежал 5 метров-стрельнул-умер-реснулся».
Ну и, конечно же, стоит упомянуть о донате, неотъемлемой составляющей любого f2p онлайн шутера. В отечественных проектах и локализациях донат достигает совершенно невероятных масштабов, никаких денег не хватит, что бы играть в подобные бесплатные игры. Однако, для большинства игроков слова «скачать и играть бесплатно» становятся решающими. Да и сами покупки, для того, что бы купить Battlefield 3 понадобится сразу отдать 800-1000 рублей, а что бы купить дробовик в f2p онлайн шутере достаточно 250 рублей, которые легче сэкономить на завтраках. Продается же буквально все – премиум-патроны с повышенной убойностью или точностью, премиум-гранаты гарантированно убивающие всех в определенном радиусе, премиум-винтовки без отдачи, или с повышенной убойностью. Так же в широком ассортименте всякая броня, которая позволит пережить пару прямых попаданий, быстрее двигаться, стать невидимкой, превратиться в пони и т.д.
Естественно, что при таком адском донате, речь о хотя бы неком подобии баланса не идет. Кто больше заплатил – тот и прав.
Все эти факторы заставляют меня скептически относится к f2p онлайн шутерам, обычно это очередной клон для вытягивания денег из простодушных игроков.
Разработчики Warframe решили пойти другим путем, вместо надоевшего уже сетевого побоища игроков с игроками, они решили сделать кооперативный онлайн-экшен, где игроки, объединяясь в команды, совместно выполняют задания и убивают компьютерных противников.
Идея эта не нова. Вкратце идею появления клонов можно выразить вот так. берем хорошую удачную игру а дальше.. «И увидел человек, что режим кооператива в Mass Effect 3 хорош и популярен, и решил он открыть свою студию. Открыв студию, нанял он разработчиков умелых и сделал свой Mass Effect 3, назвал он его по-другому и деньги с него получает тоже он». Warframe, к счастью, не является чистым клоном сетевого режима Mass Effect 3, ну давайте подробнее посмотрим, чего удалось сделать разработчикам.
Графика.
О графике совсем кратко. Лично для меня графика делиться на три категории – плохая, играть можно, отличная.
Графический движок, как для f2p игры, достаточно хорош, но, при этом, он уступает движку Mass Effect 3. Можно даже сравнить скриншоты, для разнообразия:
Mass Effect 3
Warframe
У МЕ3 куда больше полигонов, текстур хорошего качества, эффектов и т.п. Графика более объемна, «фанеры» практически нет.
Что же касается Warframe, то тут графика я бы сказал среднего уровня (играть можно). Ничего необычного, возможно чуть лучше, чем в рядовых f2p онлайн-шутерах. «Фанера» есть, но не так что бы много, эффекты отрисованы весьма неплохо, «фанерной» бутафории очень мало. Настроек графики немного:
Личное мое впечатление – вполне нормально. Годный средний уровень графики, которая не вызывает восторгов но, при этом и не вызывает отвращения.
Классы в игре.
Начать обзор стоит с классов. В Warframe классов как таковых нет, вместо них в игре введены костюмы, которые дают определенные способности. Именно эти способности и определяют вашу роль в группе. Изначальный выбор костюмов небогат, я выбрал костюм «Локи»
Костюмов в игре много, их можно покупать в магазине (донат+игровая валюта), можно крафтить самому (об этом чуть позже расскажу).
Вот в магазине есть костюм «Носорог», типичный танк-штурмовик, который прет в первых рядах
Так же есть в игре и маги, к примеру костюм «Уголь»
Все названия костюмов пока чисто технические, в релизе всё может измениться. Подобная система классов достаточно интересна и разнообразна. Но, на мой взгляд, классы в ME3 интереснее и вариативнее. Там есть строгое разделение на классы, но, в пределах класса есть множество рас и расовые способности. К примеру, Разведчик Гет и Разведчик Человек – это два разных стиля игры, разные умения, разные возможности. Т.е. в МЕ3 больший выбор и вариативность именно в пределах одного класса.
Начинаем игру.
Вот что меня удивило на самом старте игры – отличный вводный курс. В течении 5-10 минут вам подробно расскажут историю игры (ничего интересного) и, самое главное, научат играть. Вы обучитесь использовать особенности костюма, специальные умения, мечи и автоматическое оружие. Обучение сделано очень грамотно и просто, буквально спустя пять минут я уже понимал, что мне нажимать и зачем.
После обучения вы попадает в основное меню. Выглядит оно весьма приятно. Ваш герой стоит на коленях перед моделью солнечной системы.
Насколько мне удалось понять (перевод игры на данный момент – набор ничего не значащих слов, разработчики об этом предупредили) игрок должен выполнять миссии на базах (кораблях?/станциях?) которые летают или дрейфуют в космосе вокруг планет Солнечной системы. Изначально вам будет доступна одна планета – Меркурий. Достаточно навестись на нее – и в правом верхнему углу вы получите полную информацию о планете и количестве активных отрядов (т.е. живых игроков к которым можно присоединиться).
На данный момент (ЗБТ) игроков мало и мне не удалось продвинуться в игре далеко. Миссии можно выполнять тремя способами:
Открытая игра - присоединиться к игрокам, быстрый поиск пати. По сути это автоматическое LFG.
Частная игра – создать закрытую игру с друзьями, кроме друзей к вам никто не сможет присоединиться.
Одиночная игра - играть одному (forever alone)
Вариант одиночной игры я не рассматриваю, это весьма тяжко, монстров много, бьют они больно, а друзей в игре у меня нет (forever alone). После выбора планеты, открывается карта с помеченными на ней базами, изначально вам доступна только первая база, и, по мере прохождения, будут открываться остальные. Насколько я понимаю, когда вы пройдете все – откроется новая планета. Рядом с названиями баз написано количество игроков, которые на данный момент выполняют там задания. Так же при наведении на базу вы получаете информацию о целях задания.
Собственно дальше вам нужно просто присоединится к игрокам и вы появитесь рядом с ними, причем это можно сделать на любом этапе задания.
Арсенал, Магазин и Мастерская
Поговорим немного об этих трех пунктах меню.
Арсенал – предназначен для прокачки оружия и костюма. У каждого оружия есть свое дерево умений, к примеру, для автомата такой-то модели можно прокачать силу критического урона, шанс критического урона, ускоренную перезарядку, повышенный объем магазина и т.д. И так для каждого оружия – автомат, пистолет, катана.
Кроме того, здесь же вы развиваете основное дерево умений вашего персонажа. Вернее не персонажа, а костюма.
Кроме того, в оружие и костюмы можно вставлять массу всяких модификаторов и апгрейдов. К сожалению, из-за альфа-версии перевода вообще не понятно, что и как работает, где это достать и т.д. Моды в катану я вроде бы как нашел во время миссий. Есть еще какие-то вещи, которые расширяют дерево умений и т.д. Но, перевод пока такой, что вникнуть в это сложно, скорее тут помогают интуиция и опыт.
Если все вышеописанное сложить вместе, то получаются весьма впечатляющие возможности развития вашего персонажа. Вы можете прокачивать все виды оружия, затачивая их под определенный стиль игры. И, конечно же, вы развиваете умения вашего костюма, по сути, класса. Это интересно и это впечатляет, но, лично я не уверен, что для обычного кооперативного онлайн-шутера это необходимо. Я еще могу понять сложнейшую и гибкую систему развития персонажа в Path of Exile, но вот зачем это в шутере мне не совсем ясно. В МЕ3 тоже есть подобие дерева талантов и развития персонажа, но оно весьма простенькое и, на мой взгляд, вполне достаточное для кооперативного онлайн-шутера.
Магазин – предназначен для покупки игровых предметов. Оружие, костюмы, расходники (аптечки, усилители и т.д.), схемы для крафта – все можно купить здесь. Покупать можно как за игровую валюту, так и за платину. Платина – валюта, которая приобретается за реальные деньги.
Ходили слухи, что вроде бы все можно будет купить игровыми средствами, не вкладывая реальных денег, но, что-то я этого не заметил. В магазине полно вещей, которые можно купить только за платину.
Каким-то образом с миссий я вынес некоторое количество платины, но там количество такое, что собирать ее придется сто лет, пока что-то сможешь купить в магазине. Естественно самые лучшие костюмы и наборы продаются только за платину.
На мой взгляд, магазин в Warframe ничем не отличается от магазинов в аналогичных f2p проектах – как можно больше всего вкусного, что бы игроки тратили реальные деньги. И пока этот момент меня сильно смущает, вполне вероятно, что игра будет построена таким образом, когда без вложения реальных денег играть вообще невозможно.
В МЕ3 тоже есть магазин и можно покупать все за реальные деньги, но, там все устроено так, что с миссий я имею достаточно игровых денег и могу покупать без вложения реала. Конечно, все достается чуть медленнее, но, вполне приемлемо.
Мастерская – здесь можно самому делать костюмы и различную экипировку (или только костюмы? Не совсем ясно). Суть в чем – у каждой планеты есть свой набор ресурсов, которые вы можете найти. Так же вы можете найти схемы крафта костюмов. При наличии схемы и ресурсов вы сможете скрафтить костюм.
Насколько я понимаю, это и есть обещанная балансировка доната. Т.е. вы можете выбить схему костюма, который есть в продаже только за платину, и затем скрафтить его. Кроме того, схему можно купить в магазине, стоят они дорого, но зато (на момент ЗБТ) всё можно купить за игровые деньги.
Наличие крафта в кооперативном онлайн-шутере лично для меня тоже не совсем понятно. Это шутер, стрелялка-убивалка, какой нафиг крафт? С другой стороны, если это средство для баланса доната, что бы игроки могли действительно добывать всё игровыми способами – то да, это оправдано. Единственное но – неизвестно как это все будет работать в релизе. Вполне вероятно, что для некоторых костюмов не будет схем в магазине и шансы дропа будут составлять 0,00000000000001% после дождика в четверг с полпятого до шести, как только запоет кукушка и подавится кузнечиком. Т.е. шансов не будет вообще. Ну что же, поживем – увидим.
Игровой процесс.
После того как вы присоединились к группе, вас отправляют внутрь базы или корабля для выполнения определенного задания. Цели заданий достаточно разнообразны – рейды, саботаж, шпионаж и т.д. Первые миссии достаточно просты – забраться внутрь базы противника и выкрасть артефакт/какой-то ппц важный предмет. Миссия с шпионажем порадовала, там я вынужден был нести некий пакет данных (при этом стрелять можно было только из пистолета), а остальной отряд меня прикрывал.
Сами уровни на мой взгляд темноваты. Я вроде бы и добавлял яркости, но все равно как-то темно. Никогда не поверю что обитатели на этих базах живут при таком освещении.
Сами локации пока (я прошел не так уж много) весьма однообразны – коридоры, рубки и комнаты типичной космической станции. Масса технических помещений, всяких шкафчиков и т.д. Так же есть широкие просторные переходы, где обычно вас неслабо заливает огнем противник.
Из шкафчиков иногда можно добыть ценные предметы и боеприпасы. Периодически вам необходимо взламывать терминалы, для того, что бы открыть проход в следующий зал или комнату. Сама система взлома мне понравилась, при ограниченном времени и, зачастую, под огнем противников, вам необходимо собрать небольшой паззл.
Конечно же по пути вам встречаются всякие мини-задания – обойти перекрытый участок, найти нужный терминал, найти проход. Вроде бы даже появляются некие второстепенные задания, у меня один раз появилось, но там был просто набор бессмысленного текста, и мне не удалось понять, что от меня надо. Судя по поведению пати – им тоже не удалось разобраться. И, обязательно, вас постоянно атакуют компьютерные противники. Иногда появляются сообщения о том, что поблизости замечен большой отряд врага и нужно крутить прицелом и головой, что бы понять откуда они выпрыгнут. Либо они вообще могут засесть в засаду впереди.
Так же помимо пистолета и винтовки, у вас есть катана – меч для рукопашных схваток. Этот меч в хороших руках может стаь воистину страшным оружием. К сожалению, в моих кривых руках он представляет такую же опасность, как и зубочистка. Я больше привык к огнестрельному оружию.

Несмотря на все вышесказанное от игры складывается впечатление некой заторможенности и затянутости. Через некоторое время становится попросту скучно. Довольно вялый процесс самого сражения. Допустим в том же МЕ3, на первой волне новичок презрительно скажет «тю, да это проще пареной репы!», а на 10й будет орать «мама я больше не буду, забери меня отсюда!». Кроме того в МЕ3 разные расы противников, и в пределах расы существует масса подвидов монстров, каждый из которых уникален. Разработчикам удалось практически для каждого типа монстров и их подвидов создать уникальные боевые характеристики и стиль боя. В Warframe я этого не заметил. Ну да, противники разные, от легких пехотинцев с пистолетами до тяжеловооруженных солдат, закрытых мощной броней. Вот только расстреливается это все как безлика серая масса. Ну да кого-то чуть сложнее убивать, кто-то чуть больнее бьет. Но и все. Нет уникальности противника, что бы игрок назубок знал все виды и подвиды, понимал в какую часть тела стрелять, помнил поведение мобов и т.д. Все сливается в одну серую массу NPC, которых ты убиваешь.
Интересно сделан отход после выполнения задания. Если в МЕ3 нужно было просто минуту-полторы выдерживать атаки мобов и в конце стать в подсвеченный круг, то в Warframe это настоящее бегство почти через всю базу, с дополнительными заданиями по пути. Т.е. нужно не только выполнить задание, но еще и убраться с базы целым и невредимым.
После окончания боя доступна полная статистика.
Выводы.
Игра получается весьма неоднозначной. Несмотря на то, что она, по сути, является клоном Mass Effect 3, у нее есть масса нововведений и своих особенностей, которые будут интересны игрокам. Я бы назвал ее не клоном, а продолжателем жанра. И, судя по стараниям разработчиков, они пытаются развить этот жанр в нечто большее, чем просто мультиплеер МЕ3. При всех своих достоинствах у игры масса недостатков в виде f2p системы и довольно вялого игрового процесса, еще стоит добавить интересную, но запутанную систему развития. На мой взгляд, разработчикам стоит уделить самое пристальное внимание динамике сражений, ибо пока это скучновато.
Не стоит забывать, что это только ЗБТ и все еще может измениться. Лично мне подобный проект интересен и я буду следить за его развитием. Тем более, что игра предлагает богатые возможности для развития своего персонажа (надеюсь от всего лишнего разработчики избавятся), а это означает гибкость и возможность подстроиться под любую группу или ситуацию. Ну и конечно хочется посмотреть все костюмы и их возможности. Хочу себе «Носорога» купить:)