Если вернуться на несколько лет назад и вспомнить то время, когда вышел Far Cry 2, то первым приходит на ум разочарование. Не потому, что игра была плохая, просто резкая смена сеттинга и перемены в геймплее после Far Cry игровой общественностью были восприняты в штыки, что и привело к весьма нелестным отзывам. К тому же, смещение акцента с перестрелок и научно-фантастических приключений к исследованию территорий и приближенным к реальности боевым действиям тоже не пошел игре на пользу. Но разработчики (и владельцы франшизы) решили попробовать еще раз и теперь уже выдали нам Far Cry 3, который, в теории, должен сочетать в себе все лучшие стороны предыдущих частей.
Встречает нас игра радостно. Показывают пьянки-гулянки, развлечения для любителей экстрима, а потом сразу же, почти без перехода, мы узнаем, что все веселье было на экране нашего телефона, а реальность куда злее и беспощаднее. Наш герой вместе с братом заперт в клетке, вокруг потрясая оружием ходят злобные пираты, на нас обрушивается поток мата и в этой мрачной атмосфере начинается настоящее приключение. Как водится, происходит красиво поставленный побег, мы чудом остаемся живы и становимся главным действующим лицом в квесте «найти родственников и друзей, заодно перебив все враждебно настроенные элементы на острове». Дел, как видите, будет очень много.
Местность, которую разработчики нам подсовывают, реально огромная. Поначалу этого не замечаешь, ведь первые задания только обучают нас самым азам игрового процесса и предлагают сходить куда-то и убить кого-то, попутно перетащив вещи из одного места в другое. Но чем больше исследуешь местность, тем отчетливее понимаешь, насколько огромный игровой мир предложили нам в этот раз. И пусть по объемам и доступным квестам Far Cry 3 не готов тягаться, например, со Skyrim – но для шутера даже того, что здесь есть, хватает за глаза.
Новые участки карты открываются а-ля Assassin's Creed, то есть мы сначала залезаем на стоящую где-то в труднодоступном месте радиовышку, активируем ее (например, сломав маячок пиратов) и после этого получаем открытый кусок местности и новые товары в магазине. Это обусловлено сюжетом, мол без связи доставка оружия дело хлопотное, а вот когда все работает, то даже пару «пушек» в магазине готовы выдать бесплатно. В честь наших побед, видимо. Главное — не делать после активации «прыжки веры», так как стога сена под вышками не расставлены и по привычке прыгнув можно только переломать себе все кости при падении.
Поначалу Джейсон (наш герой, а не персонаж известной киносерии о маньяке) не готов ни убивать, ни толком защищаться, но в какой-то момент у него происходит некий «перелом» и он превращается в машину смерти. Сначала это обусловлено сюжетно (первое убийство получается абсолютно случайным), а затем уже наши возможности ограничиваются только фантазией и системой прокачки. К сожалению, момент «перелома» показан весьма условно, но мы ведь и не в интерактивную драму играем. Зато возможностей для совершенствования персонажа предостаточно. Поначалу все, что мы можем, это бегать, прятаться и стрелять, зато по мере роста наших способностей персонаж не только научится сбивать врага с ног в подкате, но и попадать в глаз ножом с 20 метров в прыжке. Главное накопить побольше опыта и правильно его потратить. Совершенствование наших способностей осуществляется через систему татуировок, то есть наш прогресс визуально отображается на руках персонажа и вписан в общую историю.
Оружия очень много. Начиная от привычных пистолетов с глушителем и заканчивая луком — выбор огромен, особенно если учитывать, что большую часть доступных «стволов» можно апгрейдить. Совсем экзотические виды, правда, проигрывают в функциональности распространенным здесь видам автоматов и пистолетов-пулеметов. Просто потому, что патронов можно таскать с собой весьма ограниченное количество, и часто проще подобрать оружие с покойников, чем холить и лелеять свой лук, со стрелами к которому будет ощущаться некий дефицит.
Система крафта тоже расширяет список возможностей персонажа. Она позволяет создать специальные препараты для лечения героя, сшить из шкур зверей сумки для собранных на продажу вещей (а также для патронов и зелий) и вообще переработать весь собираемый на протяжении наших приключений хлам в более-менее нужные вещи. Что приятно, так это то, что прокачивать ее специально особой нужды нет — все нужные рецепты получаются по ходу дела, сбор ресурсов для крафта не отвлекает от игрового процесса, а большая часть того, что можно произвести, будет необходима в любой момент игры.
Поскольку местность, на которой нам придется воевать, огромна, то для перемещения по ней можно использовать различные автомобили и другую технику, благо ее вполне достаточно. Кроме того, в уже посещенные нами места можно просто перенестись, кликнув по иконке на карте, что тоже очень удобно — нет необходимости каждый раз бежать по 10 минут за новым оружием или патронами.
Удивительно то, что разработчикам при создании Far Cry 3 удалось создать очень разнообразную и действительно масштабную игру, при этом не превратив ее в набор мало связанных между собой эпизодов. Проект чувствуется весьма цельным, а его геймплей обладает неплохой глубиной. Большинство задач не прямолинейны и позволяют нам действовать различными способами — например, при захвате очередного поста противника можно ворваться через главные ворота и всех перестрелять или же взорвать какую-то цистерну в тылу врага и пока все пойдут проверять, что же там случилось, перестрелять их в спины из бесшумного оружия. Ну и просто вооружиться гранатометом и охапкой гранат, после чего с господствующей высоты забросать ими всех противников тоже никто не запрещает.
Кооперативный режим игры выполнен на совесть. Он дает нам возможность поучаствовать в альтернативной сюжетной истории, которая делает акцент не на разнообразии геймплея, а на зрелищность. Тут взрывов и перестрелок на минуту времени куда больше, чем в оригинальной кампании. Открытого мира нет, зато есть линейная история с очень затягивающим игровым процессом. Местами он может показаться бездумным, так как тактической вариативности сюда просто «не завезли», но в компании из 3-4 игроков будет весело.
Многопользовательский режим неплох, но звезд с неба не хватает и вряд ли подвинет с пьедестала сегодняшних лидеров. Оружие реализовано хорошо, перестрелки «чувствуются», но весьма спорный дизайн карт и некоторый дисбаланс оставляют не самые лучшие впечатления. Безусловно, играть в мультиплеер здесь весело и он очень хорошо разбавляет одиночный и кооперативный опыт, но покупать FC3 только ради этого я бы не стал.
Графически и технически все выполнено на твердую 5 (из 5). Графика очень хороша, тропический остров оживает у нас на глазах, а спецэффекты всегда «в тему» и выполнены по высшему разряду. Игра не слишком требовательна — на моем РС весьма средней конфигурации (Radeon 6850, AMD Athlon II x4 640 (3GHz ), 8Gb памяти) он идет «шустро» и не тормозит даже в самые напряженные моменты, хотя мне и пришлось несколько уменьшить настройки с максимальных, чтобы этого достичь (к счастью, на картинке это почти не сказалось).
Отдельно хотелось бы отметить русский перевод. Он сделан хорошо, с матом и эмоциями — похоже, судя по последним игровым локализациям, однообразные переводы последних лет начали уходить под натиском более качественных. Иногда актеры переигрывают или говорят что-то невпопад, но на фоне общей проделанной работы на это можно закрыть глаза. Единственное, что не понравилось, это игровые шрифты (что оригинальные, что наши) — они на мой взгляд слабо читаемы и возможность переключить их на что-то более привычное глазу была бы кстати. Но это особенности оригинала, так что к переводчикам по этой части претензий нет.
Вердикт очень прост: если вам хотелось хорошего шутера с открытым игровым миром, хорошей графикой и огромным количеством возможностей, то Far Cry 3 вы должны брать не раздумывая. Это качественное, продуманное и самое главное интересное приключение, которое способно надолго вас заинтересовать. Особенно когда на улице уже лежит снег, а так хочется окунуться в жаркую атмосферу тропиков — пусть ради этого и придется убить сотню-другую враждебно настроенных людей.