Многострадальный и получивший уйму оплеух от критиков Silent Hill: Downpour попал ко мне в руки много позже релиза. Это уже восьмая игра серии, продолжающая повествование об альтернативном мире кошмаров – городке Silent Hill. Мне показалось, что игру обидели незаслуженно, и главная причина – отсутствие привычных деталей, за которыми многие не разглядели достоинств проекта.
Начинается все с аварии автобуса, в котором перевозили преступников. Главный герой Мерфи Пенделтон, потерявший в прошлом сына, развелся с женой и загремел за решетку. Казалось бы, хуже уже не будет. Но, как говорят оптимисты, будет-будет, не переживай. Автобус попадает в аварию, и главный герой приходит в себя уже рядом с пустым транспортом близ маленького городка, окутанного туманом.
Так и начинаются невеселые наши приключения. Сказать, чтоб игра пугала до истерики – нельзя. В принципе, самое оно для людей с тонкой душевной организацией (вроде меня, которая даже в данженах Скайрима шугается от резких звуков). В этом мире неуютно и даже где-то страшно, особенно, когда бродишь по темным помещениям без фонарика, а с одной лишь зажигалкой, от которой толку почти нет.
Окружающий мир Silent Hill: Downpour проработан детально и тщательно. Мелкие детали оживляют эту обстановку: то «говорящий человечьим голосом» неработающий телевизор, то ржавые вентили, то клетки с неведомой штукой, то искореженная автомобильная техника, то картины темные и бурые будто от крови, то записки о гибели множества детей – жуть же.
Нарисовано все отлично. Несмотря даже на ограниченные графические возможности приставки, игра не выглядит «квадратной». Кроме того, отлично сделаны все бэки, правильно проведена работа со светом и тенью. А эти туманные серые пейзажи – здорово!
При этом поначалу можно даже среди всех этих красот приуныть, ведь единственный явный источник опасности – опять же неведомая красная штука, мерцающее пятно, которое начинает охоту на Мерфи. Единственный способ спастись – удирать во все лопатки. Вся эта свистопляска длится ровно столько, сколько нужно, чтобы расслабить булки перестать быть в постоянном напряжении. Примерно тогда, когда остается недоумение что это вообще такое было?, вы встречаетесь с более явной угрозой – монструозной дамой, отбиться от которой довольно сложно даже такому крепкому мужчине, как наш герой. Дальше свидания с этими дамами будут случаться чаще, и – как правило – весьма неожиданно. Ровно настолько, чтобы заставить вздрогнуть и брезгливо сморщиться «Опять эта дрянь»…
К слову о борьбе. Многие ругают игру за «никакую боёвку», но давайте я позанудствую на этот счет. Наша цель – найти выход из этого места и (хорошо бы) разгадать местные зловещие непонятности, а вовсе не убить как можно больше всякой нечисти. Кроме того, драться Мерфи приходится разными подручными предметами: киркой, молотком, разводным ключом, стулом, ножкой стула, сковородой и так далее. Драться всем этим крайне неудобно, боевка тут ни при чем. Наоборот - все сложности вроде того, что громоздкая кирка цепляется за перегородки во время драки в узком пространстве, очень правильно сделаны.
Некоторое недоумение вызвала система хэлсбаров, которой нет. Здоровье Мерфи в прямом смысле написано у него на лице и вообще на нем. Чем больше крови, тем хуже нашему герою. После использования аптечки синяки и ссадины на физиономии нашего героя заживают, и таинственным образом пропадают пятна крови на одежде. Ну да ладно, спустим это на свойства заколдованного Сайлент Хилла.
Однако главное, за счет чего удалось сохранить атмосферу серии – сам герой и его страшные отражения. Один из монструозных его антагонистов – огромный мужик в плаще и противогазе, это чудище олицетворяет чувство справедливости Мерфи. Оно убивает тех, кто, по его мнению, того заслуживает. В том числе и самого Мерфи.
Думается, что этот образ – попытка реинкарнировать Пирамидоголового. Конечно, не самая удачная, но попытка все-таки не пытка. Тем более что разработчики попробовали найти «свои» методы. Да, страхолюдных медсестер нет, зато есть визгливые чумазые тетки, нападающие преимущественно толпой и в дождь (что тоже знак, ведь у Мерфи боязнь воды). Еще есть страшные узники (привет тюремному опыту героя), страшные куклы и нечто обезьяноподобное, которое неожиданно выпрыгивает каждый раз откуда-то сверху.
То, что игра заставляет скорей вздрогнуть, чем вспотеть от страха, объясняется еще и тем, что среди разработчиков восьмой части серии не было японцев, и хоррор перестал быть необъяснимым нелогичным, в духе азиатских страшилок, а оттого он больше не леденит кровь.
К разработке этой части игры никоим образом не причастен Акира Ямаока, композиции которого из прошлых частей серии знают все, даже те, кому не знакомо его имя. Это, конечно, камень в огород чешских разработчиков. Их музыкальное сопровождение как-то не живет своей жизнью, в отличие от композиций того же Ямаоки, музыки в игре почти не слышно, а где слышно, там она вызывает ассоциации с Биошоком.
При этом нагнетать обстановку и передавать ощущение кошмарной безысходности все равно удается за счет постоянных блужданий по Сайлент Хиллу и некоторых самокопаний героя. В этом неоспоримый плюс игры, которая, несмотря на смену разработчиков, осталась во многом верна духу серии.
Спасиб за обзор. Игра стоящиая. Мы получили
настоящий СОВРЕМЕННЫЙ
сайлент хилл, после
провального хоумвысера, серия наконец то начала двигатся в нужном
направлении. Я искренне
желаю конами удачи в их
будущих играх из серии
сайлент хилл.