Многострадальный и получивший уйму оплеух от критиков Silent Hill: Downpour попал ко мне в руки много позже релиза. Это уже восьмая игра серии, продолжающая повествование об альтернативном мире кошмаров – городке Silent Hill. Мне показалось, что игру обидели незаслуженно, и главная причина – отсутствие привычных деталей, за которыми многие не разглядели достоинств проекта.
Начинается все с аварии автобуса, в котором перевозили преступников. Главный герой Мерфи Пенделтон, потерявший в прошлом сына, развелся с женой и загремел за решетку. Казалось бы, хуже уже не будет. Но, как говорят оптимисты, будет-будет, не переживай. Автобус попадает в аварию, и главный герой приходит в себя уже рядом с пустым транспортом близ маленького городка, окутанного туманом.
Так и начинаются невеселые наши приключения. Сказать, чтоб игра пугала до истерики – нельзя. В принципе, самое оно для людей с тонкой душевной организацией (вроде меня, которая даже в данженах Скайрима шугается от резких звуков). В этом мире неуютно и даже где-то страшно, особенно, когда бродишь по темным помещениям без фонарика, а с одной лишь зажигалкой, от которой толку почти нет.
Окружающий мир Silent Hill: Downpour проработан детально и тщательно. Мелкие детали оживляют эту обстановку: то «говорящий человечьим голосом» неработающий телевизор, то ржавые вентили, то клетки с неведомой штукой, то искореженная автомобильная техника, то картины темные и бурые будто от крови, то записки о гибели множества детей – жуть же.
Нарисовано все отлично. Несмотря даже на ограниченные графические возможности приставки, игра не выглядит «квадратной». Кроме того, отлично сделаны все бэки, правильно проведена работа со светом и тенью. А эти туманные серые пейзажи – здорово!
При этом поначалу можно даже среди всех этих красот приуныть, ведь единственный явный источник опасности – опять же неведомая красная штука, мерцающее пятно, которое начинает охоту на Мерфи. Единственный способ спастись – удирать во все лопатки. Вся эта свистопляска длится ровно столько, сколько нужно, чтобы
расслабить булки перестать быть в постоянном напряжении. Примерно тогда, когда остается недоумение
что это вообще такое было?, вы встречаетесь с более явной угрозой – монструозной дамой, отбиться от которой довольно сложно даже такому крепкому мужчине, как наш герой. Дальше свидания с этими дамами будут случаться чаще, и – как правило – весьма неожиданно. Ровно настолько, чтобы заставить вздрогнуть и брезгливо сморщиться «Опять эта дрянь»…
К слову о борьбе. Многие ругают игру за «никакую боёвку», но давайте я позанудствую на этот счет. Наша цель – найти выход из этого места и (хорошо бы) разгадать местные зловещие непонятности, а вовсе не убить как можно больше всякой нечисти. Кроме того, драться Мерфи приходится разными подручными предметами: киркой, молотком, разводным ключом, стулом, ножкой стула, сковородой и так далее. Драться всем этим крайне неудобно, боевка тут ни при чем. Наоборот - все сложности вроде того, что громоздкая кирка цепляется за перегородки во время драки в узком пространстве, очень правильно сделаны.
Некоторое недоумение вызвала система хэлсбаров, которой нет. Здоровье Мерфи в прямом смысле написано у него на лице и вообще на нем. Чем больше крови, тем хуже нашему герою. После использования аптечки синяки и ссадины на физиономии нашего героя заживают, и таинственным образом пропадают пятна крови на одежде. Ну да ладно, спустим это на свойства заколдованного Сайлент Хилла.
Однако главное, за счет чего удалось сохранить атмосферу серии – сам герой и его страшные отражения. Один из монструозных его антагонистов – огромный мужик в плаще и противогазе, это чудище олицетворяет чувство справедливости Мерфи. Оно убивает тех, кто, по его мнению, того заслуживает. В том числе и самого Мерфи.
Думается, что этот образ – попытка реинкарнировать Пирамидоголового. Конечно, не самая удачная, но попытка все-таки не пытка. Тем более что разработчики попробовали найти «свои» методы. Да, страхолюдных медсестер нет, зато есть визгливые чумазые тетки, нападающие преимущественно толпой и в дождь (что тоже знак, ведь у Мерфи боязнь воды). Еще есть страшные узники (привет тюремному опыту героя), страшные куклы и нечто обезьяноподобное, которое неожиданно выпрыгивает каждый раз откуда-то сверху.
То, что игра заставляет скорей вздрогнуть, чем вспотеть от страха, объясняется еще и тем, что среди разработчиков восьмой части серии не было японцев, и хоррор перестал быть необъяснимым нелогичным, в духе азиатских страшилок, а оттого он больше не леденит кровь.
К разработке этой части игры никоим образом не причастен Акира Ямаока, композиции которого из прошлых частей серии знают все, даже те, кому не знакомо его имя. Это, конечно, камень в огород чешских разработчиков. Их музыкальное сопровождение как-то не живет своей жизнью, в отличие от композиций того же Ямаоки, музыки в игре почти не слышно, а где слышно, там она вызывает ассоциации с Биошоком.
При этом нагнетать обстановку и передавать ощущение кошмарной безысходности все равно удается за счет постоянных блужданий по Сайлент Хиллу и некоторых самокопаний героя. В этом неоспоримый плюс игры, которая, несмотря на смену разработчиков, осталась во многом верна духу серии.