Для входа на форум нажмите здесь
Новые комментарии
Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Автор темы: Weedy
Дата создания: 24.10.2008 14:38
Аватар для Weedy
Читатель
Регистрация:
17.09.2008
Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Mortal Online.
Обзор системы характеристик и навыков.


Английский оригинал тут. Перевод мой.
(Прошу сообщать о замеченных опечатках, ошибках в переводе или в формулировке предложений).

Вступление.
Навыки персонажа играют важную роль в Mortal Online, так как это ваши собственные навыки и никакой "уровень персонажа" не влияет на то, что вы можете делать в игре, а что нет. Система навыков сама по себе очень динамична в том смысле, что характеристики и навыки влияют друг на друга, и совершенствование одного из них также улучшает другие. Это также даёт вам возможность самому полностью настроить своего персонажа. К сожалению, сперва эта система может показаться немного запутанной, особенно когда читаешь о ней, но давайте взглянем на все составляющие этой системы сразу:



Характеристики (Attributes).
Ваш персонаж будет иметь различные типы характеристик. Здесь приводятся три наиболее важных:

Базовые характеристики включают в себя ваше имя, имя вашей Девы (Deva), расу, пол и так далее. Большинство этих характеристик - постоянные или, по крайней мере, не будут меняться слишком часто.

Первичные характеристики - такие характеристики, как Strength (Сила), Dexterity (Ловкость), Intelligence (Интеллект) являются первичными. Эти характеристики определяют суть вашего персонажа и дают вам возможность тренировать определённые навыки и ограничивают ваши способности в тренировке других. Вы начинаете игру с определённым количеством очков, которые вы распределяете на различные навыки, и в процессе игры вы будете постепенно улучшать характеристики, используя эти навыки. Кроме того, совершенствование характеристик даст каждому навыку, зависящему от этой характеристики, небольшой прирост. Однако, первичные характеристики имеют предел, что значит, что когда однажды вы достигнете определенного количества очков во всех своих характеристиках, вы больше не сможете их увеличивать, по крайней мере, привычным способом. К примеру, чтобы увеличивать вашу Силу (Strength), вам придётся получить эти очки путём понижения других характеристик на ваш выбор. Это значит, что вы никогда не сможете достичь предела во всех первичных характеристиках, то есть вам придётся выбирать самому, что будет сильными и слабыми сторонами вашего персонажа.

Подведём итог:
1. Первичные характеристики увеличиваются при использовании навыков, связанных с определённым характеристикой.
2. Первичные характеристики имеют предел.

Вторичные характеристики - характеристики, которые высчитываются из других характеристик, к ним относятся здоровье (Health), выносливость (stamina), скорость передвижения (movement) и так далее. Навыки также могут влиять на эти характеристики.



Навыки (Skills).
Есть две главные разновидности навыков в Mortal Online: первичные и вторичные.

Первичные навыки.
Первичные навыки являются самыми основными в игре и также основой для большинства других навыков в дереве навыков. Все персонажи имеют эти навыки с начала игры, но какие из них тренировать - ваш выбор. Разные первичные навыки "открывают" многочисленные вторичные навыки в дереве навыков; например, вам потребуется совершенствовать первичный навык "Акробатика (Acrobatics)" до определеннего значения, чтобы овладеть вторичным навыком "Скалолазание (Climbng)". Как и первичные характеристики, первичные навыки имеют общий предел, в том смысле, что вы никогда не сможете довести до совершенства все первичные навыки. От вас зависит, как найти идеальный баланс для вашего персонажа, так как вы можете тренировать и забывать их сколько захотите.

Вторичные навыки.
Вторичные навыки занимают бОльшую часть дерева навыков. Это огромное количество навыков, которые вместе составляют очень сложную сеть. Вторичные навыки придётся открывать и изучать в ходе игры посредством книг, обучения и/или другими способами, но в меньшей степени, например, магией или достижениями. Требованиями для вторичных навыков могут быть другие вторичные навыки, первичный навык, любая из характеристик или какая-нибудь комбинация из всего этого. К примеру, изучение вторичного навык "Усовершенствованное изготовление ядов (Advanced Poison Making)" может потребовать у вас наличие вторичного навыка "Знание животных (Beast Lore)", который, в свою очередь, основан на "Зоологии (Zoology)", так же как навык "Изготовление ядов (Poison Making)" основан на "Основах травоведения (Basic Herbalism)", который основан на "Ботанике (Botany)" и так далее.

Главным различием между первичными и вторичными навыками является то, что вторичные навыки не имеют предела в изучении. Вы можете изучить сколько вам угодно вторичных навыков, но количество тех навыков, которые вы сможете учить, ограничено характеристиками и первичными навыков. Ограничения также влияют на то, что если вы "забываете (untrain)" первичный навык или понижаете характеристику, которая является требованием для одного из ваших вторичных навыков, то вы больше не сможете использовать этот навык. Однако, стоит только снова вернуть всё на свои места, то вы сможете использовать этот вторичный навык, как и раньше (то есть вам не придётся снова тренировать его). В общем, вы можете постигать любые области дерева умений без боязни, потому что вы всегда сможете "оставить" и "вернуться" к вашим вторичным навыкам, которым вы уже обучены, за короткий промежуток времени.



Категории навыков.
Каждый навык в Mortal Online является либо активным (Action Skill), либо изучаемым навыком (Learning Skill). Некоторые вторичные навыки можно рассматривать как навыки Девы (Deva) (или "навыки аккаунта\мира").

Навыки действий.
Навыки действий развиваются путём использования их в игре. Используя ваш боевой меч, вы тренируете навык "Боевой меч (Arming Sword)" (а также в меньшей степени навыки и характеристики, которые связаны с этим, например "Одноручные мечи (1H Swords)", "Лёгкие оружия (Light Weapons)", "Сила (Strength)" и "Ловкость (Dexterity)").

Изучаемые навыки.
Изучаемые навыки тренируются пассивно посредством "чтения книг" или "теоретического освоения". Это занимает время, и чем сложнее навык, тем больше времени вам потребуется на его изучение. Вы можете изучать только один навык за раз, но в это время вы, конечно, можете совершенствовать любое количество навыков действий, так как их развитие зависит от ваших действий в игре. Хотя большинство изучаемых навыков тренируются пассивно, некоторые из них также будут улучшаться от определённых действий в игре, т.е. изучаемый навык "Зоология (Zoology)" может улучшаться каждый раз, когда вы открываете новое существо. (В этом случае, этот навык не должен быть изучаемым в данный момент).

Навыки Девы (Deva).
Некоторые вторичные навыки можно рассматривать как навыки Девы (Deva). (Дева - это ваша "общая душа", которая связывает всех персонажей на вашем аккаунте). Когда навык Девы совершенствуется, все ваши персонажи получают выгоду от этой тренировки. Как и все вторичные навыки, они имеют определённые требования, но это необязательно значит, что все ваши персонажи смогут использовать этот навык, а подразумевается, что оно будет усовершенствовано до того же уровня у других героев. И однажды, когда требования для навыка будут достигнуты, то навык будет активным и готовым к использованию (см. вторичные навыки).



Классы и классовые ограничения.
Классовая система в Mortal Online будет сильно отличаться от большинства других MMORPG. Вы не начинаете игру за определённый Класс, хотя вы можете выбрать из разных предварительных наборов, чтобы получить помощь на пути становления. Классы определяются в специальных гильдиях в игре (имеется в виду "традиционная" работа - или профессиональные гильдии как гильдии торговцев, кузнецов, воров и так далее), куда вам придётся обратиться и принять особое звание Класса. (Вы сможете выбрать, демонстрировать звание публично или нет).

Классы будут иметь требования в виде навыков, характеристик или иногда даже репутации, социального статуса или богатства. По существу, вам придётся отказаться от определенных характеристик и/или навыков в пользу других, в том смысле, что ваш выбор умений будет ограничен. В свою очередь, вы будете получать выгоду от определенных бонусов Класса до тех пор, пока вы остаётесь преданными своему классу, отвечая его требованиям. Стоит идти на эти жертвы или нет - решать, конечно же, вам.
Миниатюры:
Нажмите на изображение для увеличения
Название: AttributesAndSkillsOverview.jpg
Просмотров: 2188
Размер:	86.1 Кб
ID:	34941  
Аватар для JustFight
Гуру
Регистрация:
10.03.2008
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
я эту новость на гохе видел в прошлом году.
Аватар для Weedy
Читатель
Регистрация:
17.09.2008
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Конечно, вот она. Где полнее? К тому же, совсем и не новость...
Аватар для oozy_renamed_615777_24012021
Маньяк
Регистрация:
26.06.2008
Просветитель
Награжден за: За ведение календаря релизов
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Я всеми руками за создания раздела по игре. Особенно когда есть люди заинтересованные и есть авторы замечательных статей ;}
Аватар для JustFight
Гуру
Регистрация:
10.03.2008
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Не знаю, щас сравню, что выкладывал вовка, если аналог старого, то я его пост просто отредактирую с сылкой на автора этой статьи.
Аватар для Niemelith_renamed_655157_29012020
Маньяк
Регистрация:
17.02.2009
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Может сами переименовались..
Аватар для lesto_renamed_38811_09082021
Фанат
Регистрация:
02.03.2006
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Аватар для Vanes [Stalkers]_renamed_611723_25012020
Гигант мысли
Регистрация:
30.05.2008
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
думаю обсуждение лучше продолжить тут...

Цитата:
хотя и с классами и со статсами все не так просто... пока сервак лежал я потыркался с кровосмешением и вообще поизучал классы:
понятно, что все классы чем то различаются, но ведь у всех классов разное количество максимального набора характеристик... т.е. у Blaina максимум можно набить в сумме 507 (если не учитывать статкап), при этом у него самый низкий допустимый рост, у смеси Half+Kallard характеристик всего на 463, а рост один и самых больших... при этом какую бы "помесь не выбрать", максимальное количество очков, которые можно первоначально раскидать в характеристики = 190 - рост чара... почему так - не пойму до сих пор...
опять же, если взять разный возраст, но максимального предела характеристик классы достигают в 30 лет, в 25 лет сила будет -2, декса +1, конста +1, психо -2, инта -1, итого -3; максимальная декса у классов на 18-23 лвлах, а потом только снимажется, а конста на 22-26, инта же максится на 60-64, а психо на 78-80...
Цитата:
Ты говоришь поизучал классы. Мб всетаки расы, а не классы ? :) Блейны - раса, так же как кхуриты или тиндремины. Максимальное кол-во статов(характеристик по русски), т.е. статкап у всех рас одинкаовый и его разрабы объявляли 375 в релизе. До патча недавнего стат кап был у всех рас на 30 поинтов меньше. Как один из разрабов объяснял, 150 стат капа сразу заложен базово в росте. Вообщем то, что у вас в начале разное колво начальных поинтов - только из-за того, что у рас разный базовый рост, но в итоге если подсчитать, кол-во статов у всех одинаковое(даваемых на распределение чару) и оно равно 375. А при появлении в мире у всех чаров кол-во поинтов будет одинаковым - 285. Если хотите можете проверить. Хотя возможно остался баг, когда после появления оставшиеся поинты не отображаются. Делайте релог или попробуйте прокачать какой-нить из статов и увидите кол-во оставшееся.
Возрастом ты только изменишь статкап у статов(не путать со стат капом даваемый на статы который равен 375, он не изменен). Т.е. стр, кон, декс меняется в зависимости от возраста. Хотя оптимальное кол-во считаю для возраста 23 года у большинства рас.
А вообще советую посмотреть темку на гохе, я там расписывал как статы влияют на вторичные характеристики(хп, стама, мана, скорость бега и пр.), хотя что то они в формулах возможно уже и поменяли (например влияние роста на ХП).
https://forums.goha.ru/showthread_0_0_t334145
линк:
Цитата:
За что же отвечают статы сейчас в Мортал Онлайне ?
Итак str - как уже говорилось выше отвечает за демадж бонус(+ ещё за стамину, как оказалось позже), если у вас стренжи много и за переносимый вами вес(как общий так и одетой брони, вроде как при str=100 у вас убераются недостатки ношения брони если не соответствует макс экип вес и вашего армора), точного соотношения пока сказать не могу, может кто другой и напишет.
Итак str нам дает в итоге:
1 str= +0.5 point to stamina +0.20835 points to Carrying Ability, про бонус демадж пока сказать не могу.
dex - с дексой проще, она отвечает за скорость, за стамину и вроде как за скорость ударов(не уверен). Если у вас персонаж 180см(незнаю зависит ли от роста изменения статов или от чего другого), делал эксперементы на калларде/тиндремине с таким ростом. Дак вот, в данном случае 1 dex = +0.25 Movement Speed +0.5 point to stamina.
con - конститушен у нас отвечает за кол-во ХП(хит поинтов), кол-во стамины, Carrying Ability(вроде как это ваш переносимый вес) и что очень странно за Movement Speed(ранее про это ничего не говорилось).
Итак 1 con= +1 point to stamina +1 point to HP +0.2083-0.2084 points to Carrying Ability +0.25 Movement Speed.
Size -рост. Что же нам даёт рост ? Ранее считалось что рост дает + хп + скорость передвижения + если у вас есть str в достаточном кол-ве, то вы получали бонус демадж. Теперь при создании персонажа видно, что дает size.
1 size= +0.55HP +0.0004-0.0005 Carrying Ability, по поводу bonus damage, то тут надо тестировать в игре, причем дело это более сложное, ибо надо качать статы.
psy и int отвечают пока только за MP(mana pool), т.е. кол-во манны у персонажа.
1 psy/int= +1 point to mana.
По поводу Carrying Ability. Если рост делать 190, то у вас получается где то 15 с мелочью этого стата. Такой вес вы и будете переносить в начале игры. Одно не понятно влияет ли Carrying Ability на экип вес (т.е. вес переносимой вами брони) или только на общий вес в инвентаре. Это я не проверял.
Что это нам дает, каждый решает для себя сам. Что будет в релизе..... посмотрим.
Цитата:
Статкап учитывает рост персонажа, т.е. если больше рост то меньше очков остается на распределение. Многие про это забывают но это так. Я попробовал разные билды, могу сказать что играть мелкорослым гибридом арчер-маг было не менее интересно чем длинноху.. тьфу.. ухим магом. Я бы даже сказал что буде когда введут стрелы пробивающие армор то обязательно заделаю арчера, однозначно он будет конником.
Сейчас существенное значение имеет выбор персонажа, т.к. статы можно переливать без проблем, затратив лишь немного усилий, в прочем как и статы, поэтому решает именно начальное конструирование чара, во многом определяющее его дальнейшее развитие.
Про нынешний патч не скажу ни чего, когда он будет работать нормально тогда и посмотрим
Цитата:
Хотя оптимальное кол-во считаю для возраста 23 года у большинства рас.
на примере Блейна: в 23 года - 110 стр, 84 декс, 120 конст, 86 псих, 104 инт, 157-174 рост; в 30 лет - 112 стр, 82 декс, 119 конст, 88 псих, 106 инт, 158-176 рост; итого общас сумма капа на 3 выше и максимальный рост на 2 выше. Уж не знаю насколько важны эти -2 декс и -1 конст, но мой выбор - 30 лвл ;)

и собственно еще один вопрос, который меня сильно интересует...
за каждую единицу роста прибавляется зачительное количество хп (примерные цифры, рост 169-170 - +6хп, 174-175 - +7,5хп, 179-180 - +9хп, 184-185 - +10,5хп, 189-190 - +12хп), так вот насколько сравнимы 10 очков роста, например со 170 до 180, где разница будет в 78 хп, с 10 очками тойже консты, где разница будет в 10 хп, 10 стамина и 2,5 скорость (вес не беру в расчет - в данном случае это не показатель)? т.е. насколько эти 68 хп соответствуют 10 стамина и 2,5 скорость, при том, что по моим примерным подсчетам, средний хп для чаров будет составлять 200-300, средняя стамина 150, а средняя скорость 120...
Аватар для Weedy
Читатель
Регистрация:
17.09.2008
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
С этим увеличением роста и нереальным прибавлением ХП пока что баг - думаю, его пофиксят в первую очередь. Ты пробовал минимальный рост сделать? Там у персонажей по 12 хп получается, а то и меньше. Пока не задумывайся об этом :)
Аватар для Tuanod
Tuanod
Guest
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
А я высчитал что "идеальный" возраст персонажа 26 лет...
Хотя не особо проверял, могу и ошибаться.
Аватар для Vanes [Stalkers]_renamed_611723_25012020
Гигант мысли
Регистрация:
30.05.2008
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Цитата:
С этим увеличением роста и нереальным прибавлением ХП пока что баг - думаю, его пофиксят в первую очередь. Ты пробовал минимальный рост сделать? Там у персонажей по 12 хп получается, а то и меньше. Пока не задумывайся об этом :)
минимальный рост - это у блейна в 80 лет, он там 154, при этом всего 3,645 хп ;)
ладно.. будем ждать фикса...

Цитата:
А я высчитал что "идеальный" возраст персонажа 26 лет...
по сравнению с 30 лет на 20м - -1стр, +1 декс, +1констр, -1 псих, -1инт, итого общий -1...
Аватар для Vanes [Stalkers]_renamed_611723_25012020
Гигант мысли
Регистрация:
30.05.2008
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
таблица скиллов с преквестами и описанием: http://mortalwiki.org/wiki/Skills
Аватар для Koschey_renamed_11340_16092019
Маньяк
Регистрация:
06.03.2005
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
Сообщение от Vanes [Stalkers]:
таблица скиллов с преквестами и описанием: http://mortalwiki.org/wiki/Skills
Не могу понять, судя по новой таблице разрабы убрали вторичные скилы, на которые кап не влияет?
Соответственно hide, stelth итд - пропали?

Осталось в душе на веки: UO, OSI-Europa , Fel. Ice castle
Было: RO, PE, WOW, VG:SOH (+ c beta), PotBS (+ c&o betas), АоС, RoM, FE, MO(+ beta), H&H, Аллоды (+ c beta), WoT (closed beta).
спиз**ли сволочи: EVE online - 35kk+ SP char

Гоблины - это представители тупиковой ветви развития разумных существ.
Аватар для Vanes [Stalkers]_renamed_611723_25012020
Гигант мысли
Регистрация:
30.05.2008
Ответ: Mortal Online: обзор системы характеристик и навыков.
hide и stelth не ввели еще...
да и табличка постоянно дополняется... например только сегодня я обнаружил в ней :
• Animal Materials (pri) [+]

Intelligence, Material Lore: 0 • Keratin Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Animal Materials: 0NoneDescription:Your knowledge in Keratine Lore
• Horn Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Keratin Lore: 0NoneDescription:None
• Compact Horn Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Keratin Lore: 20NoneDescription:None
• Dental Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Animal Materials: 20NoneDescription:None
• Emalj Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Dental Lore: 0NoneDescription:None
• Molarium Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Dental Lore: 20NoneDescription:None
• Skeleton Lore (pri) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Animal Materials: 0NoneDescription:None
• Endoskeleton Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Skeleton Lore: 0NoneDescription:None
• Bone Tissue Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Endoskeleton Lore: 0NoneDescription:None
• Exoskeleton Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Skeleton Lore: 0NoneDescription:None
• Crepite Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Exoskeleton Lore: 0NoneDescription:None
• Carapace Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Exoskeleton Lore: 20NoneDescription:None
• Arthropod Carapace Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Carapace Lore: 0NoneDescription:None
• Reptile Carapace Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Carapace Lore: 0NoneDescription:None
• Crustacean Carapase Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Carapace Lore: 0NoneDescription:None
• Scales Lore (pri) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Animal Materials: 0NoneDescription:None
• Leptoid Scales Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Scales Lore: 0NoneDescription:None
• Placoid Scales Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Scales Lore: 0NoneDescription:None
• Ganoid Scales Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Scales Lore: 20NoneDescription:None
• Keeled Scales Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Scales Lore: 30NoneDescription:None
• Mammal Skin Lore (pri) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Animal Materials: 0NoneDescription:None
• Leather Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Mammal Skin Lore: 0NoneDescription:None
• Skin Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Leather Lore: 30NoneDescription:None
• Quality Leather Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Leather Lore: 20NoneDescription:None
• Fullgrain Leather Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Leather Lore: 0NoneDescription:None
• Fur Lore [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Mammal Skin Lore: 0NoneDescription:None
• Ground Fur Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Fur Lore: 0NoneDescription:None
• Guard Fur Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Fur Lore: 20NoneDescription:None
• Wool Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Fur Lore: 20Textile Lore: 20Description:None
• Dendrology (pri) [+]

Intelligence, Material Lore: 0 • Spongewood Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Dentrology: 0NoneDescription:None
• Whitewoor Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Dentrology: 0NoneDescription:None
• Firmwood Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Dentrology: 20NoneDescription:None
• Greywood Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Dentrology: 30NoneDescription:None
• Dapplewood Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Dentrology: 40NoneDescription:None
• Brownwood Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Dentrology: 50NoneDescription:None
• Advanced Dendrology (pri) [+]

Intellgence, Material Lore: 0 • Blackwood Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Advanced Dendrology: 0NoneDescription:None
• Ironwood Lore (sec) [+]

Attribute Bonus:IntelligenceNonePrerequisites:Advanced Dendrology: 20NoneDescription:None
• Textile Lore (pri) [+]
Ваши права в разделе