Могут ли разработчики угадать до старта проекта, будет ли игра востребована аудиторией долгие годы или закроется через неделю?
На днях, спустя всего две недели после релиза, погиб Concord – широко распиаренный тайтл от Firewalk Studios и Sony Interactive Entertainment. Игра вышла 23 августа, а уже 6 сентября произошло отключение серверов. Пиковый онлайн за все время существования игры достиг 697 игроков, а средний онлайн в игре был около 100 человек.
Каждый год появляются и гибнут тысячи самых разных игр. В основном, конечно же, это проекты от инди-разработчиков (небольших команд с очень небольшими бюджетами). Почему не взлетела именно эта игра, выпущенная сильным издателем и сделанная руками именитых разработчиков (которые в свое время запускали такие проекты как Destiny, Titanfall, Apex Legends, Bioshock Infinite, Mass Effect, Call of Duty и Guitar Hero), с бюджетом в 200 млн долларов – вопрос открытый и повод для отдельной статьи.
Справедливости ради, надо отметить, что немало новинок “взлетает”. Например, Helldivers 2 в феврале 2024 года зарегистрировала пиковый онлайн в 450 тысяч игроков. Правда, в сентябре 2024 года в ней играло уже всего 20 тысяч. Once Human чуть стабильнее: игра стартовала с 250 тысяч онлайна, спустя 3 месяца в нее играет 100-150 тысяч человек. Смогут ли эти тайтлы прожить 5-10 лет? Время покажет.
В этой же статье мы решили разобраться в феномене игр-долгожителей, которые с нами уже не первый десяток лет и до сих пор заставляют игроков запускать клиент игры на постоянной основе. Игр, которые уже прошли основательную проверку временем. Игр, которые не только сами пережили, но и помогли людям морально перенести несколько глобальных жизненных катаклизмов последних лет.
Игры делятся на десятки жанров, у каждого из которых есть свои любители. Чтобы не создавать условий для холивара и чуть сузить область исследований, мы условно решили разделить игры для ПК на 2 больших класса и поговорить об одном из них.
Популярность одиночных игр, как правило, можно оценить “рублем”. Размеры продаж как основной игры, так и дополнений к ней - это маркер успешности тайтла.
Популярность мультиплеерных игр - аудитория. Что нам кажется метрикой, которая интереснее (а самое главное - доступнее), чем банальные деньги.
Поэтому давайте в этом тексте рассмотрим популярные многопользовательские игры и причины народной любви к ним.
Начнем самого простого: с площадки Steam. По данным SteamDB, самые популярные игры в стиме за все время - это довольно старые игры.
Counter-Strike 2
Первую строчку прочно занимает Counter-Strike 2, которая абсорбировала аудиторию старой CS:GO, которая в свое время так же успешно впитала в себя аудиторию самой первой Counter Strike. Игры, чей успех целиком и полностью лежит на плечах игрового коммьюнити и энтузиазма раннего киберспорта. Геймеры пронесли любовь к этой игре в своем сердце через 24 года. В начале 2000-х, в доинтернетную эпоху, - “контра” была самой популярной игрой компьютерных клубов. С появлением первых турниров (а на заре киберспорта все турниры проводились маленькими клубами и интернет-кафе) популярность турниров по Counter Strike только росла и, в 2024 году, доросла до позиции номер 1 в Steam со средним дневным онлайном в 1 млн игроков одновременно. Это ли не любовь?
Dota 2
Второй по популярности проект в Steam также принадлежит Valve Corporation. И, на удивление, история его популярности повторяет историю первой игры. Первая версия игры была кастомной картой для игры Warcraft III, которую разрабатывали и поддерживали много лет трое энтузиастов (в разное время: Eul в 2003, Guinsoo - до 2005, IceFrog с 2005 по н.в.). Кастомка так пришлась ко двору коммьюнити небольших компьютерных клубов, что игроки, как и в случае с Counter Strike, самоорганизовались в огромное сообщество фанатов, которые проводили просто неимоверное количество турниров в небольших компьютерных клубах по всему миру. Эта игра стала настолько популярной, что Valve обратили внимание на нее и, договорившись с IceFrog, взялись разрабатывать ее следующую, улучшенную версию на собственном движке. Так в 2011 году родилась Dota 2, игра, геймплей которой практически не изменился за прошедшие 13 лет. А вообще народная любовь к борьбе на трех коридорах и защите Тронов живет уже более 20 лет. Средний онлайн игры: 500 000 человек одновременно.
PUBG: Battlegrounds
Еще одна игра от мододела из народа. Да, так получилось, что Брендан Грин сначала создал режим “королевской битвы” в виде мода к игре Arma 2. Знакомая история? В отличие от “доты”, после успеха мода, Брендан решил создать свою собственную компанию и разработать ультимативный “баттл-рояль” на собственном движке игры. И у него получилось! В 2017 году, сразу на релизе, PUBG зарегистрировал рекорд онлайна на площадке Steam, который не побит до сих пор: 3 257 548 человек. Это не опечатка, более трех миллионов людей играли в эту игру одновременно! Спустя 7 лет PUBG уверенно держит 350-400 тысяч человек среднего онлайна в Steam.
Naraka: Bladepoint
Еще один баттл-рояль, их в одно время, после успеха PUBG, клепали все кому не лень. Королевская битва, которая отличается от других похожих тайтлов того же жанра сеттингом, он там фентезийный и даже чуть-чуть анимешный. И механиками, которые взяли себе понемногу от кучи разных игр, от Devil May Cry до Sekiro: Shadows Die Twice. Что до аудитории, сейчас игра, в среднем, стабильно удерживает в игре 100-200 тысяч игроков.
Apex Legends
Апекс отстает от своего предшественника буквально на чуть-чуть. На момент написания данной статьи в Naraka играют 149 000 игроков, а в Apex Legends - 147 000 человек. Средний онлайн в этой “королевской битве” (да-да, три из пяти игр в топе мультиплеерных игр Steam - это игры жанра last man standing) - те же 100-200 тысяч человек, как в Naraka.
Но Steam - не единственная площадка размещения популярных многопользовательских игр. У многих разработчиков есть свои собственные платформы.
League of
Legends
Игра, которая незаметно вышла в 2009 году и которая становилась только популярнее с возрастом. Игра, которую, кстати, делал тот самый Guinsoo, который в 2003-2005 на добровольных началах занимался первой Дотой. Игра, которая даже спустя 15 лет бьет абсолютные аудиторные рекорды. Точных данных нет, но считается, что в LoL в среднем играет около 4 млн человек одновременно. Что косвенно подтверждается популярностью игры на стриминговых площадках. Во время турниров, количество зрителей может достигать цифры в 40 миллионов зрителей. Поговаривают, что популярные стриминги повышают свои серверные мощности на время проведения Worlds (чемпионат мира по League of Legends). Что поделать, если дисциплина стала любимой в Азии и в обеих Америках, такое случается.
MMORPG?
Пожалуй жанр MMORPG в России самый долгоиграющий. Игры запущенные десятки лет назад востребованы и сегодня. Начиная с Lineage 2, которую оперирует компания Иннова, Black Desert, издаваемая компанией Pearl Abyss, и Astrum Enterteinment, который раннее был Маил.ру, с самым большим количеством достойных MMOPRG, таких как ArcheAge, Lost Ark и Аллолды Онлайн. К сожалению издатели не делятся никакими цифрами по онлайну на серверах, или цифрами из разных внутриигровых событий, но долгожителями эти проекты определенно являются.
Самая популярная игра на территории СНГ - Мир танков
Что касается нашего, постсоветского пространства, то у нас тоже есть чем гордиться. Игра-долгожитель, которая недавно отпраздновала свое 14-летие, до сих пор может похвастаться средним онлайном в 250-300 тысяч игроков. Да, мы говорим о Мире танков.
Понятно, что после предыдущего абзаца про средний онлайн в четыре миллиона человек, триста тысяч не кажутся какой-то запредельной цифрой, но есть три нюанса.
Первый: мы говорим об игре, которая распространяется только на территории России и Беларуси, а не по всему миру. Второй: если вспомнить текст еще выше, то цифра в 250-300 тысяч игроков - это все еще уверенное 4-5 место в Steam среди многопользовательских игр-долгожителей, что в целом намного лучше, чем у 99.99% игр на этой платформе. Третий: игру придумали любители тактических игр и сделали ее для таких же любителей тактических игр.
Почему игра про танки так популярна у нас? Причин много, но основной можно назвать одну: если LoL и Dota создали новый жанр игр - MOBA, а PUBG - бешено популяризировал жанр “королевских битв”, то Мир танков сделал еще больше - создал собственную аудиторию, активировав огромный новый пласт геймеров, которые никогда до этого не увлекались видеоиграми. Геймеров, которые уже второй десяток лет удерживают любимую игру на вершине игровых чартов.
Давайте вспомним самое начало статьи, где упоминалась скоропостижная смерть безумно дорогой Concord. Теперь причины ее провала кажутся не такими уж странными. Concord делалась профессионалами отрасли, специалистами, у которых был “рецепт успеха”, подсмотренный у Overwatch. Concord издавалась богатейшим издателем, который наверняка “знал, как лучше” и не прислушивался к игровому сообществу.
Concord со старта была насквозь вторична и ей не помогли очень дорогие CGI-ролики, безумно большие маркетинговые бюджеты и следование уже набившей оскомину “повесточке”.
С другой стороны, все самые популярные игры-долгожители из списка выше, так или иначе изначально разрабатывались малоизвестными андердогами. Энтузиастами, которые которые порождали новые жанры. Играми, которые изначально ориентировались на свою аудиторию и широко продвигались собственным игровым сообществом. Да, потом в дело вступали маркетинговые бюджеты, рекламные кампании и огромное количество традиционных инструментов продвижения. Но основой всех этих игр всегда были игроки, которые на равных с разработчиками «делали» эти игры. Кажется, это и есть настоящий рецепт успеха.