Как вы можете знать, SteamOS на Deck довольно значительно опережает Windows на той же системе.
Основное преимущество - кэш шейдеров и отсутствие проблем с фрейм пейсингом.
Компиляция шейдеров раньше не создавала каких-то заметных проблем в винде, но приводила к адским фризам при трансляции dx->vulkan для работы под линуксом, пока кэш шейдеров не будет собран. Это привело к появлению двух подходов решить проблему, один из которых - распространение кэша через стим.
Это привело к забавной ситуации, когда компиляция шейдеров стала проблемой под виндой. Из-за этого многие игры стали идти через транслятор лучше, чем под виндой.
Для гв2 так до сих пор даже под виндой лучший способ играть без тормозов - прикрутить разработанный под линукс dx->vk транслятор. Там кэш через стим не раздают, но работает второй удачный подход обхода проблемы - асинхронная компиляция шейдеров, когда вместо фризов игры они просто не отрисовываются до компиляции. Вариант не идеальный, но порой лучший из доступных.