Привет. Сегодня в рамках книжного вторника на GoHa.Ru мы поговорим о литературных предсказаниях. Перед вами небольшой обзор повести "Машина останавливается" британского писателя Эдварда Моргана Форстера. Блицобзор, блицвступление - поехали!
Мы с вами уже касались темы предсказаний в литературе, когда говорили о Уильяме Гибсоне. Если кто не помнит, то по ссылке вы найдете большой разбор от Дитрума: https://forums.goha.ru/showthread_0_0_t1309454
Но тема эта сама по себе довольно обширная. И если вы хотите, мы можем подробно поговорить о ней. Если интересно - пишите, мы непременно прислушаемся и сделаем большую статью об этом.
Вообще, фантасты и предсказания по определению идут вместе, рука об руку. Даже не вдаваясь в подробный анализ, можно сходу вспомнить банковские карты, предсказанные Эдвардом Беллами в 1888 году, наушники-затычки, о которых писал Рэй Брэдбери в “451 градус по Фаренгейту” и даже пейнтбол, предсказанный братьями Стругацкими в “Хищных вещах века” в 1964 году.
Но сегодня я хочу поговорить о своеобразном литературном аналоге “Черного Зеркала”. В 1909 году Эдвард Форстер публикует свою небольшую повесть "Машина останавливается". И в этой повести не просто предсказаны интернет, видеоконференции, умный дом, стриминг и социальные сети, но и поднята тема зависимости людей от технологий и социальных потрясений, этой зависимостью вызванных.
Повесть выглядит особенно актуальной в наши дни, потому как кроме всего прочего, в ней фактически описаны условия самоизоляции, работы и обучения из дома.
Действие происходит в некоем футуристическом обществе. Люди живут в однотипных подземных домах-комнатах и их существование полностью поддерживается “Машиной”. Герои повести, Вашти и Куно - мать и сын. Они живут в разных полушариях и общаются только в сети.
Вашти - стандартный житель социума. Она читает в онлайне лекции по "Музыке Австралийского периода" и в свою очередь слушает множество лекций по другим, не менее “важным” темам.
Причем это единственное, что она делает и для нее это настолько важно, что на остальное у нее банально не хватает времени. Даже на сына.
А сын оказался белой вороной. Его не устраивает жизнь, навязанная “Машиной” и он пытается бунтовать. Робко, осторожно, ведь все вокруг довольны и никто не хочет перемен. Более того, порицается любой намек на инакомыслие.
При этом Куно ищет поддержки у единственного родного человека - своей матери. Хочет поговорить с ней и просит, чтобы она к нему приехала. Но Вашти эта идея не очень нравится. Ей достаточно общения в онлайне и она искренне не понимает, зачем совершать лишние движения и куда-то ехать.
Пожалуй, я не буду пересказывать вам весь сюжет. Там чтения буквально на 30-40 минут. Скажу лишь, что для выхода на поверхность требуется получить пропуск и респиратор. Знакомо?
Или вот, взгляните на цитату:
Цитата:
Берегитесь оригинальных идей! - заявил один из самых передовых и ученых лекторов. - Оригинальных идей в буквальном смысле слова вообще не существует. Они являются лишь выражением таких чувств, как страх или любовь, то есть проистекают из чисто физических ощущений, а разве можно построить философскую концепцию на столь примитивной и грубой основе? Пользуйтесь заимствованными идеями, идеями из вторых, а еще лучше из десятых рук, ибо в этом случае они будут очищены от таких нежелательных наслоений, как непосредственное восприятие. Не стремитесь узнать что-либо о самом предмете моей лекции, в данном случае о французской революции. Постарайтесь лучше понять, что я думаю о том, что думал Энихармон о том, что думал Урзин о том, что думал Гутч о том, что думал Хо Юнг о том, что думал Ши Бо-син о том, что думал Лафкадио Херн о том, что думал Карлейль о том, что говорил Мирабо о французской революции.
Попробуйте выглянуть за абсурдность описываемой ситуации и вы непременно узнаете современные тенденции, когда все больше и больше людей предпочитают смотреть как играют другие, вместо того чтобы играть самим, а вместо просмотра фильма - слушать чье-то мнение, или даже мнение о чьем-то мнении. Про книги и обзоры на них я скромно промолчу, но в очередной раз призову вас читать самостоятельно. Для меня книжный совет - это не только желание поделиться своим опытом, но и надежда этот опыт разделить. Так что читайте хорошие книги, делайте свои выводы и не бойтесь иметь свое собственное мнение. Пусть даже оно отличается от общепризнанного.
Но вернемся к Форстеру и его “Машине”. Разумеется, фантастическая повесть, написанная в начале прошлого века выглядит сегодня не очень стройно. Но точность и количество предсказаний на страницу текста действительно поражают. Возможно, миниатюрную повесть Форстера можно записать в антиутопии. В наброски большого, сильного социального романа. К сожалению, так и не написанного.
В крупной литературной форме Форстер тоже отметился и его яркие романы затрагивали важные и зачастую запретные для своего времени темы. Но лично для меня Эдвард Морган Форстер остается в первую очередь автором рассматриваемой сегодня повести. Не зря это коротенькое произведение получило несколько экранизаций и включено в зал славы мировой научной фантастики.
Но “Машина останавливается” - это не только литературные предсказания. Произведение полемизирует с Гербертом Уэллсом и его политическими акцентами, выделяя вместо этого в качестве итоговой контролирующей силы - технологию. Всевидящую, всезнающую и всемогущую “Машину”, но не только в оруэлловском смысле, в котором принятно описывать дистопическое подчинение и поклонение “Машине”, но и в духе Хаксли. В духе победившего и доведенного до абсурда общества потребления. Опередив при этом оба классических произведения на десятки лет.
Из минусов я могу отметить скомканность и общую недосказанность. Особенно в финальной части, когда вместо развития и более глубокого анализа затронутых идей, все сводится к стремительной, нераскрытой сюжетно деградации без каких бы то ни было явных предпосылок.
Подводя итог, я могу лишь еще раз посетовать, что повесть не переросла во что-то большее, сделать свои выводы и продолжить использовать современные технологии. Общаться, отдыхать и работать онлайн. Ведь в отличие от выдуманного Форстером мира, у нас “Машина” пока и не думает останавливаться.
Я крайне рекомендую вам выделить полчаса времени и ознакомиться с этим замечательным произведением. А на этом наш блицобзор подходит к концу.
Напоминаю, что с вами был Лофт.
Спасибо за внимание. Пока.
Согласен с постулатом о "натянутости параллелей".
ИМХО это проблема всех не современных произведений. Концептуально да, но концепции работали еще в "Метрополисе".
Читать без неловкой ухмылки тяжеловато, так же, как и "Нейроманта" например.
У меня чувство, что мир доживает последние дни. Повсюду царит взяточничество и коррупция...
— Глиняная табличка, найденная в Месопотамии. 2800 год до н. э.
Согласен с постулатом о "натянутости параллелей".
ИМХО это проблема всех не современных произведений. Концептуально да, но концепции работали еще в "Метрополисе".
Читать без неловкой ухмылки тяжеловато, так же, как и "Нейроманта" например.
Литература, как и все другое - эволюционировала.
С этим бессмысленно спорить.
Есть конечно те, которые " а вот раньше умели писать" и вот это всё :)
Но это стандартно и есть во всех сферах.
Для слабых умов, всегда - "раньше было лучше"... и практически никогда это не соответствует действительности.
И я, кстати, постоянно подчеркиваю это, когда делаю обзоры произведений, написанных достаточно давно.
Например в этом обзоре:
Сообщение от Loft:
Разумеется, фантастическая повесть, написанная в начале прошлого века выглядит сегодня не очень стройно.
Но дело в том, что и рассматривать эти произведения нужно в контексте времени их написания.
И тогда параллели и все остальное играет уже совершенно другими красками.
А в случае с "Машиной" - попадания вообще почти идеальны.
Добавлено через 3 минуты
И да.. Метрополис был лет на 15 позже "Машины" :)
Последний раз редактировалось Loft; 12.08.2020 в 09:27.
Причина: Добавлено сообщение
Тут речь не про время, а про форму, даже в молодом жанре кино, авторы умудрялись "попадать в конву".
Сообщение от Loft:
Литература, как и все другое - эволюционировала.
А вот тут вопрос: Эволюционировала литература или взгляды авторов?
Ибо сам жанр по моему неизменен со времен Гомера.
Есть произведения, в жанре фантастики, чтение которых не вызывает пробитие ладонью лица, даже не смотря на их почтенный возраст.
А есть какая нибудь "Адская война" Пьера Жиффара, который конечно как и многие, предвидел самоубийство Европы, но без "Да ну н;%ер!" это читать невозможно.
У меня чувство, что мир доживает последние дни. Повсюду царит взяточничество и коррупция...
— Глиняная табличка, найденная в Месопотамии. 2800 год до н. э.
Тут речь не про время, а про форму, даже в молодом жанре кино, авторы умудрялись "попадать в конву".
Хм. Ну, я смотрел Метрополис и я читал Машину.
Произведения одного уровня "попадания".
Другое дело, что "Машина" - явно недописана.
Т.е. как повесть она ок, но затрагиваемое явно хочет быть романом с внятным описанием финала.. а не просто "машина сломалась"
Сообщение от azumasen:
А вот тут вопрос: Эволюционировала литература или взгляды авторов?
Ибо сам жанр по моему неизменен со времен Гомера.
Как правило, взглядами дело не ограничивается.
Эволюционировала именно литература. Как в техническом, так и в эмоциональном плане.
Элементарно, существующие сегодня шаблоны, по которым как по лекалам может писать практически любой - были бы чем-то "вау" еще сотню лет назад.
Не говоря уже о том, что любой "шаг влево" во времена Гомера считался бы откровением.
Сообщение от azumasen:
Есть произведения, в жанре фантастики, чтение которых не вызывает пробитие ладонью лица, даже не смотря на их почтенный возраст.
А есть какая нибудь "Адская война" Пьера Жиффара, который конечно как и многие, предвидел самоубийство Европы, но без "Да ну н;%ер!" это читать невозможно.
Ну речь ведь не о фейспалмовости :)
Просто большинство произведений даже +-50 лет сегодня выглядят наивно, немного по-детски.
Это именно та самая эволюция. Сейчас технический уровень сильно вырос.
Как правило, взглядами дело не ограничивается.
Эволюционировала именно литература. Как в техническом, так и в эмоциональном плане.
Элементарно, существующие сегодня шаблоны, по которым как по лекалам может писать практически любой - были бы чем-то "вау" еще сотню лет назад.
Не говоря уже о том, что любой "шаг влево" во времена Гомера считался бы откровением.
Тут не совсем понятно. Деконструируем тогда.
Для того, чтобы понять Вашу точку зрения у меня есть 2 вопроса:
1) Является ли по вашему "Улисс" Джойса вершиной литературной эволюции?
2) Согласны ли вы с тем, что идеальная беллетристика, должна базироваться на идеях Джозефа Кемпбелла изложенных в 1000 ликом герое?
У меня чувство, что мир доживает последние дни. Повсюду царит взяточничество и коррупция...
— Глиняная табличка, найденная в Месопотамии. 2800 год до н. э.
1) Является ли по вашему "Улисс" Джойса вершиной литературной эволюции?
Нет.
Я Улисса читал. Это интересное, довольно сложное и сильное произведение.
Но вершиной я бы его не назвал.
Если рассматривать только модернизм, то там уже можно говорить о какой-то вершине.
Но всякая вершина в творчестве - временна. :)
Особенно учитывая, что изменчивость, непоследовательность и даже бросание вызова - одна из характерных черт модернизма.
Что прекрасно вписывается в концепцию постоянной эволюции литературы.
Сообщение от azumasen:
2) Согласны ли вы с тем, что идеальная беллетристика, должна базироваться на идеях Джозефа Кемпбелла изложенных в 1000 ликом герое?
Тысячеликий герой Кемпбелла - часто используемый сегодня базис.
Гайдлайн, который описывает проверенно-работающую схему. Очень удобно, особенно для ремесленников.
Но Когда Кафка писал Замок, он выбивался отовсюду и не попадал ни в одну схему.
Строго говоря - нет, я не считаю что идеальная беллетристика должна базироваться на чем-то.
Я вообще сомневаюсь в правомочности термина "идеальная беллетристика".
Идеальная беллетристика в данном случает то, что точно продастся достаточным тиражом.
А самые большие тиражи у нас, как известно, у всяческих "священных писаний" которые 100% написаны по выше указанным паттернам
У меня чувство, что мир доживает последние дни. Повсюду царит взяточничество и коррупция...
— Глиняная табличка, найденная в Месопотамии. 2800 год до н. э.
Идеальная беллетристика в данном случает то, что точно продастся достаточным тиражом.
А самые большие тиражи у нас, как известно, у всяческих "священных писаний" которые 100% написаны по выше указанным паттернам
К сожалению, большие тиражи не являются однозначным критерием качества.
Успеха - да, но качества - не всегда.
не заходят аудио книги от слова совсем.
напрочь отсекается воображение.
то есть,когда читаю я,то мозг рисует картины,как там всё выглядит,а при прослушивании нет такого погружения,просто информация и всё.
или например диалоги,я сам хочу наделять их интонациями,спокойно ли говорит персонаж или очень быстро или ещё как.
в аудио так уже не получится,за тебя всё решили.
то есть,когда читаю я,то мозг рисует картины,как там всё выглядит,а при прослушивании нет такого погружения,просто информация и всё.
или например диалоги,я сам хочу наделять их интонациями,спокойно ли говорит персонаж или очень быстро или ещё как.
в аудио так уже не получится,за тебя всё решили.
Всё так.
Потому сколько-нибудь серьезное произведение я и не могу слушать.
Точнее могу, но такое прослушивание растянется очень надолго и потеряется смысл.
А вот что-то нибудь легкое и чисто развлекательное - на ура )