Обзор тактической стратегии о противостоянии банд и полиции в Лондоне шестидесятых
За последние пару лет разработчики завалили нас различными тактическими стратегиями. Начиная с многочисленных клонов X-COM, ремейков и продолжений классических серий и заканчивая полностью оригинальными проектами. Фанатам тактики полное раздолье - можно и за мехов порулить, и за ковбоев, и за шпионов, и за ниндзя, и за солдат и много кого еще. В этом году нас ожидает сразу несколько тактик про гангстеров и полицейских: недавно состоялся релиз Peaky Blinders, до конца года обещают Empire of Sin от супругов Ромеро, а уже сегодня, 8 августа 2020 года, состоялся релиз Company of Crime от Resistance Games и 1С.
Company of Crime рассказывает историю с двух фронтов войны за улицы Лондона 60-х годов. Со старта игроку доступен выбор - примерить погоны или стать гангстером, каждая из сторон запускает сюжетную, но достаточно открытую кампанию. Выбрав гангстеров, игрок берет под контроль брата и сестру “Клирвотер”, которые после успешного ограбления ювелирки решают создать собственную преступную империю. За полицейских игрок берет под контроль молодого копа, который арестовывает брата и сестру во время ограбления ювелирки, получает повышение и становится бойцом легендарного “Flying Squad” - лондонского спецотдела по борьбе с организованной преступностью.
Для наслаждения стилистикой и историей знание английского, в особенности британского сленга, обязательно. Все описания предметов и способностей, реплики и шутки, описание заданий и сюжетные кат-сцены насквозь пропитаны британским сленгом и переключать игру на русский - преступление. Под дерзкий уличный стиль Англии 60-х стилизовано практически все: интерфейс, видеоролики, кат-сцены, диалоги, задания, описания предметов и способностей. Способность для вызова агрессии противника на себя - это когда твой персонаж оскорбляет мамашу противника или называет его дебилом, а способность запугивания - это когда он грозится прийти к выбранному противнику домой и сломать ему ноги. Спецатаки у нас “удар по яйцам, который оглушает врага на два хода” или “разбить бутылку о голову и дезориентировать врага на 1 ход”. Все способности прекрасно вписываются не только в стилистику игры, но и логику мира. Гангстеры дерутся с применением подручных средств - стульев, бильярдных киев, бутылок и ножей, а полицейские в основном орудуют дубинками и изредка применяют грязные тактики.
Геймплей игры делится на две составляющих: макростратегию и тактические битвы. Гангстеры атакуют вражеские группировки, запугивают бизнесы для рэкета, похищают людей и т.п. Полицейские занимаются расследованием, устраивают облавы и защищают свидетелей. При всех своих стилистических отличиях, геймплей различается не сильно. На карте региона представлены различные объекты: бизнесы, магазины, газета, полицейский участок. Гангстеры могут угрожать, запугивать и громить эти места с целью “уговорить” владельца платить за крышу. Процесс выглядит просто: берешь свободного бойца и отправляешь выполнять действие, он блокируется для использования и начинается таймер отсчета. По истечению таймера получаешь результат - либо дополнительные опции, либо боевую миссию. Кто-то поддается на убеждение и начинает платить сразу, а кого-то нужно дополнительно убедить.
За полицейских процесс похожий, только у них есть доступ к обычным патрульным. Можно заказать, чтобы они по-тихому пытались разузнать о гангстерской активности, а можно отправить их на открытый патруль, чтобы они сверкали жетоном и подавляли работу гангстеров. Бандиты могут подкупать прессу, чтобы те не привлекали к ним внимание властей, а полицейские в свою очередь работают с информаторами и прочими жуликами, чтобы разузнать о бандитских операциях, базах и рэкетах.
Во время операций, будь то за бандитов или полицейских, можно получить два типа ранений - урон стамине и урон здоровью. Урон здоровью отправляет подопечных лечиться на койку, а урон стамине хоть и сказывается на характеристиках персонажей, но позволяет работать в полную силу. Свободная игра с удержанием и захватом контроля на карте Лондона перемешивается с заскриптованными сюжетными миссиями, двигающими вперед сюжет. Сюжетные миссии содержат диалоги и кат-сцены, иногда с озвучкой.
Боевые миссии представляют собой стандартную пошаговую тактику. Можно ходить, прятать за укрытия, бафаться-дебафаться и ломать черепа, буквально. Перед началом миссии доступна примерная карта уровня с информацией о концентрации врагов на том или ином куске уровня. Заходить можно с разных выходов, что предоставляет много контроля над ходом схваток. Какие-то миссии обязывают игрока разобраться со всеми врагами, другие - выполнить определенную задачу или повязать/поколотить босса, после чего можно запрыгнуть в фургон и слинять. За полицейских нельзя ворваться в бар и расстрелять всех хулиганов - работать нужно строго в рамках закона, когда гангстерам на закон наплевать - они бьют по яйцам, бросаются стульями, разбивают о головы пивные бутылки и всяким разным образом используют окружение, чтобы причинять боль своим оппонентам. С прокачкой становится больше доступных способов сеять страх и крушить черепа, а в случае с полицейскими - запугивать, усмирять и вязать преступников. Сама система развития очень линейная: есть несколько классов с разными характеристиками и перками, каждый уровень можно выбрать один из двух доступных перков - ничего особенного нет, все в привычных рамках жанра.
Недостатки игры видны с первых минут и преследуют игрока они на протяжении всей игры. Во-первых, очень странно повсеместное использование женских персонажей. Нет, понятно, что у нас 2020 на дворе, но когда худенькие девочки месятся на равных с двухметровыми шкафами - это смешно, к тому же в реалиях Лондона шестидесятых. Работники заведений и случайные прохожие очень любят сопротивляться насилию со стороны представителей организованной преступности. Зайдешь в бар запугать хозяина, а на тебя 50кг официантка с розочкой бросается, пока бухгалтер проламывает череп твоему товарищу. Девочки и мальчики, естественно, дерутся на равных. Феминизм-с.
Ввиду этой особенности игры, когда гражданские не боятся драться с бандитами, ход ИИ занимает ужасное количество времени. Все анимации, реплики, бафы, дебафы и атаки каждого участника действия проходят в режиме реального времени. Ускорения хода, анимаций или еще какой-нибудь возможности уменьшить время ожидания хода ИИ не завезли. Сидишь и смотришь на кривые анимации.
Недостаток бюджета ощущается везде. От качества озвучки до графики и анимации. Игра старается анимировать все мелкие действия: как персонажи перепрыгивают через барную стойку, используют различные атакующие навыки и бросаются стульями, но анимированы эти действия не на 100%. Например, персонаж тянется к стулу, до него остается добрых сантиметров 30, а стул бац - и появляется в его руках, и вот он колотит им соседа и во время контакта стул разбивается на части о воздух, а не противника. Понятно, что бюджет ограничен и нужно срезать углы, но от этой мысли не легче - выглядит игра страшненько. Освещение, общая детализация и особенно фильтрация текстур выглядят отталкивающе - смотреть на игру серьезно неприятно.
Частенько приходится проходить миссии по второму и третьему кругу и проводить задержания или запугивать местных на одних и тех же локациях: барах, парикмахерских и ресторанах. Разнообразия действий и миссий не так много, а прогресс по сюжету на сильно видоизменяет игру. В целом разнообразия действий на макрокарте достаточно, чтобы оправдать действо, но интерес теряется быстро. С боевыми сценариями интереснее - количества активных навыков и возможностей использования окружения хватает для комплексных, тактических боев. Особенно на высокой сложности. Нужно правильно позиционировать себя относительно врагов, раздавать дебафы, применять огнестрел и бросаться стульями. Игра постоянно придумывает новые дополнительные задачи и специальные условия, которые привносят тактическое разнообразие в ход миссий.
Общее впечатление от игры остается довольно спорное. Конкретно придраться к каким-то геймплейным особенностям у меня не получается - играть интересно, весело, затягивает. Тактика интересная, стилизация классная, а если учитывать размер бюджета и опыт разработчика - получилось очень даже. Но этот недостаток бюджета сильно мешает задерживаться в игре. От графики устают глаза, анимации раздражают, а долгое ожидание хода ИИ заставляет нажимать ALT+TAB и заниматься чем-то еще. Управление и интерфейс не самые удобные - первое время я много мискликал и делал не то, что хотел. Дать разработчикам несколько месяцев вылизать все компоненты игры и получилась бы конфетка, а пока - на любителя, готового закрыть глаза на некоторую сырость и дешевость игры.
Плюсы:
- Стильно
- Достаточно тактической глубины
Минусы:
- Сыровато
- Некрасивая графика
- Долгое ожидание хода ИИ