Размышление о парадоксе и представителях жанра
Спроси любого про ММО. Тебе сразу же скажут, что жанр уже умер, или совсем помирает, что игр нет, и даже WoW скатился. Отчасти можно согласиться, что жанр переживает не лучшие свои времена, ММО все сильнее превращается в сугубо нишевый продукт и конкурировать приходится не с аналогами, а всевозможными сессионками. Индустрия меняется, адаптируются и видеоигры. В ММО лидерство по частоте использования сеттинга упорно удерживает фэнтези с магией, орками и паладинами.
Как бы игроки не заявляли на каждом углу, что их уже тошнит от рыцарей и драконов, но стоит им представить что-то, выходящее за пределы этой культурной программы, и как минимум следует непонимание, а то и отторжение. С чем же это связано? В чем причина? Ответ, возможно, лежит ближе, чем кажется, но не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Мы сами по себе довольно инертны и хоть порой хочется чего-то принципиально нового, глупо отрицать, что наличие чего-то привычного перед глазами создает ощущение уюта и понятности, да и мозг, имея на руках исходные с уже известной информацией, достраивает для нас картину. Сюда же можно отнести и косвенное желание вырваться на природу из унылой серой действительности, и многие фентези ММО, тот же World of Warcraft, дарят нам такую возможность. За окном смог, пожирающий окружающий пейзаж, а в игре зеленая трава, солнце и все в разы проще во взаимоотношениях с другими персонажами.
Несмотря на то, что сама по себе идея иметь сверхспособности весьма привлекательна для многих, все чаще в представлении обывателя это связывается с магией и гораздо реже в дело вступают всевозможные достижения науки, либо же стечения обстоятельств. Хотя казалось бы, популярность комиксов пусть и несколько спала, но интерес к приключениям супергероев не угасает и по-прежнему в тренде.
Как бы то ни было, покопавшись по закоулкам памяти, мне удалось выцепить из чертогов разума несколько супергеройских игр в интересном для нас формате ММО. Итак, приступим:
Начнем, пожалуй, со старичка
City of Heroes. Несмотря на то, что игра была закрыта, благодаря слитым в сеть разработчиками исходникам, игроки смогли сами открывать шарды для игры и старушка получила вторую жизнь.
События CoH происходят в альтернативной реальности, населенной немалым количеством как супергероев, так и суперзлодеев. Да, если вам близка темная сторона силы, вы всегда сможете начать воровать конфеты у младенцев телекинезом. Скучать не приходится, постоянно кто-то грабит банки, призывает орду киберзомби и прочая и прочая.
С позиции новизны механик ММО в проекте ничего прорывного нет. Получаем персонажа, набор умений, закрепленных плюс-минус за архетипами и вперед. В наличии бойцы ближнего боя, танки, лекари и контроллеры. Кроме того, имеется богатая кастомизация и любопытные суперспособности. Одним словом, несмотря на возраст, игра все еще смотрится неплохо.
Heroes and Villains - игра от фанатов City of Heroes. После закрытия последней было множество пересудов и размышлений. И вот, словно черт из табакерки появляется студия-разработчик Plan Z Studios и анонсирует супергеройскую ММО, идейного наследника CoH. В этот раз не будет разделения на героев и злодеев, а герой сам будет решать кто он, посредством своих поступков и выборов. Стать доблестным героем и лицом порядка, или ужасным злодеем, творящим бесчинства, а может, беспринципным наемником-антигероем? Игра на данный момент по-прежнему в статусе разработки и кто знает, может быть что-то и получится.
Ship of Heroes - еще одна супергеройская ММО, надолго застрявшая в статусе разработки. Корпеют над ее созданием ребята из Heroic Games. Во вселенной игры мы начинаем свою супергеройскую карьеру на борту громадного космического корабля-ковчега в 2487 году. В обещаниях богатая кастомизация персонажа, интригующий сюжет, посещения различных планет, битвы с пришельцами, киборгами-чернокнижниками, громадными арахнидами и множеством других опасностей. В комплекте идет также большое количество навыков, позволяющих слепить уникального героя, а также PvP- и PvE-контент, включая рейды.
City Of Titans - еще одна супергеройская ММО. Творцы из Missing Worlds Media тоже решили попробовать себя в супергеройской тематике. Разработчики снова нам обещают возможность собрать своего героя буквально с нуля, расширенную и богатую кастомизацию как костюма и внешнего вида, так и суперспособностей. Приправлено это симпатичной графикой и, по словам разработчиков, неудержимым фаном. Правда, взгляд на официальный сайт показывает еще один долгострой и пациент имхо скорее мертв, чем жив.
Valiance Online - еще одна идейная наследница City of Heroes от еще одних инди-разработчиков из SilverHelm Studios. В планах большой и удобный инструментарий для создания локаций и целых квестовых цепочек, который хотят предоставить обычным игрокам. Кроме того, обещан полностью открытый мир без экранов загрузок и с разнообразными локациями в количестве не менее 25. Проект все еще разрабатывается и увидит ли свет - неизвестно.
Champions Online - пожалуй, стоит поговорить и о живых. Игра от разработчиков из Cryptic Studios, фактически представляющая собой улучшенную City of Heroes, ну или сплагиаченную, по словам других. В игре присутствует 18 классов самых разных архетипов и широкая кастомизация персонажа. Можете хоть создать свою версию розового халка в балетной пачке. Вселенная является тем еще угаром и безумием. В процессе становления на путь супергероя или суперзлодея мы успеем посетить военные базы будущего, постапокалиптические пустыни, подраться с ордами зомби, растопить ледяных демонов, раскрыть заговор русских шпионов, побывать за штурвалом огромного меха, посетить город-призрак, полный лавкрафтовских ужасов, и даже побывать в тюрьме для суперзлодеев. Игра жива и поныне и хоть многие жалуются на донатное ярмо, посмотреть, возможно, и стоит, благо за это денег не попросят.
DC Universe Online - как говорится, уж кому, как не DC показать всем остальным какой должна быть игра про супергероев. Благо, с проработанной вселенной или количеством супергероев и суперзлодеев тут проблемы нет. Задумка была не так плоха. Дать игрокам посетить знаменитые Метрополис и Готэм. Создать своего с иголочки персонажа, выбрать себе наставника, в числе кандидатов - Супермен, Лекс Лютор и т.д.
Боевая система, основанная по факту на трех кнопках и колоде умений, явно подсмотренной с GuildWars, вовлекала в игровой процесс гораздо сильнее обычной классической ротации с прожатием способностей. Приятная глазу графика и сюжет, посвященный противостоянию с Брейниаком - все слагаемые успеха были на руках, но игра не смогла догнать и сместить с трона крепко укоренившийся там World of Warcraft.
Своя аудитория поклонников присутствует у игры и поныне, готовится даже выход игры на Нинтендо Свитч. Но широкой массы игроков привлечь так и не удалось. Конкуренты из Marvel вообще пошли иным путем в своей уже закрытой
Marvel Heroes и давали на выбор уже готовых супергероев, да и сама игра была скорее онлайновой кооперативной роглайк RPG.
Даже на волне хайпа по киновселенной Marvel и Мстителям Финал, долгожданный игровой проект от Square Enix скорее разочаровал предвкушавших фанатов, чем приободрил. Так что же за проклятие давлеет над супергеройскими играми? Почему то, что работает для жанра фэнтези, напрочь отказывается работать для супергероики?
Возможно, причина здесь в самой усталости игроков от жанра ММО, ведь как ни крути, массовые онлайн-игры требуют немалых временных затрат, а нынешние геймеры все чаще обращают свой взгляд в сторону игр-сервисов и сессионных проектов, которые дарят ощущения крутости, минуя стадию прокачки персонажа и его одевания с последствующей потерей всех достижений с выходом дополнения. Отсутствует и потогонная гонка за актуальностью, в сессионных играх ты не отстанешь от друзей, потому что пропустил какой-то патч или рейд.
Сюда же имхо относится и проблема баланса. Супергерой - это априори дисбалансный индивид. Его способности превышают возможности обычного человека, он творит неподвластные вещи и порой напрочь игнорирует фундаментальные законы мироздания. Весьма сложно сделать игру, насыщенную и интересную для того, кто может практически все. Сложно выбрать ему соперника под стать, без банального клонирования или введения архетипического злодея.
Но что еще сложнее, так это сбалансировать нескольких супергероев со способностями, которые порой нейтрализуют друг друга. Да, можно просто забить и предоставлять в игре сугубо PvE-контент. Но как показывает практика, при всей красоте рейдов, интересности приключений, рано или поздно все приходят к PvP, пусть ненадолго, пусть урывками, но каждый так или иначе лупил по лицу ближнего своего в ММО. Человеку в любом случае нужен человек.
И вот тут-то и встает во весь рост проблема баланса. Сбалансировать двух супергероев, да еще чтобы они не ощущали себя ущербными, да чтобы не было воплей, что вот эта суперсила круче той суперсилы, и имба мета это только полет супермена с воплями черной канарейки, а все остальное фигня. Это выливается в натуральный ад для разработчиков и в частности, отдела игрового баланса. Причем чем больше свободы у игроков, тем больше проблем с балансом. Палка о двух концах.
Также не следует забывать, что хоть у комиксов и много поклонников, особенно на западе, не всегда эта категория фанатов пересекается с игроками в компьютерные игры. Плюс возраст, плюс увлечения человека и как итог - при прочих равных супергероев на площадке ММО победили представители фэнтези. Ибо для обывателя имхо сориентироваться в магическом мире, где орки зеленые, огненный шар у магов, а у рыцаря - доспехи, щит и копье с мечом, а дракон живет в пещере, а эльфы - в лесу - гораздо проще, чем в городе по 5 авеню в трущобах логово злодея, скорее испепели его своим ядерным дыханием.
Супергероика при всей своей фантастичности имхо все- таки весьма близка к нашему времени и нашей жизни, а сейчас нам хочется хотя бы в виртуальных мирах удрать куда подальше от окружающей действительности в принципиально иное место, где все гораздо проще и нет постоянного напоминания об обычной жизни обычного человека, пусть и получившего суперсилу. Возможно, я неправ, мое мнение не претендует на истину в последней инстанции. А как по вашему мнению - в чем причина явной неудачи супергеройских приключений на ниве ММО? Отсутствие новых механик? Непонимание аудитории? Боязнь экспериментов или что-то еще? Пишите в комментариях свое мнение.