Есть даже икона такая, где Иуда сидит на коленях у дьявола, как самая низшая ступень геены огненной.
Это икона «
Воскресение — Сошествие во ад». Вторая половина XVI века
На ней изображён устрашающий гигант.
У него две головы: одна обращена лицом к зрителю; вторая сверху раскрывает хищную пасть, образуя два противоположных профиля с правым и левым глазом.
Из раскрытой пасти выходят люди в белых саванах.
Этот великан — Ад, персонификация подземного мира.
Оттуда Христос, по сюжету иконы, выводит праведников (люди в погребальной одежде). Персонификации ада встречались в христианском искусстве и раньше: это мог быть толстый бородач, хищный зев или двуглавый зверь.
Но великан с двумя лицами — изобретение русских иконописцев, новая комбинаторика демонологических мотивов. На коленях у этого монстра сидит дьявол, а на коленях у дьявола примостился Иуда, предатель Христа и главный грешник человеческого рода.
Втроем они образуют «адскую троицу» — по сути, это перевернутая модель иконографии «
Отечество», где Бог Отец держит на коленях отрока Христа, а рядом парит Святой Дух в виде голубя.
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».