Привет, ребят! Ваше сообщество, Skillplay, по причине своей молодости, еще мало известно нашему комьюнити, но уже было замечено и в TERA и других проектах. Расскажите, пожалуйста, о том, как пришла вам такая мысль вообще — взвалить на себя огромный груз ответственности и основать игровое сообщество?
Tilk: Проекту Skillplay предшествовала моя предыдущая гильдия Academy. Мы играли в Ragnarok Online около 7 лет на сервере MOTR, откуда вышли такие сообщества, как Chaos и Золотая Орда. История Skillplay началась с того, что я бросил MMORPG и зарекся туда идти. Хватило меня примерно на месяц. Затем я создал Skillplay. Основной мыслью при создании нового сообщества было то, что раз уж я снова взялся за это дело и снова потрачу столько времени и сил, то итогом должно быть нечто большее, чем просто гильдия. Я задался целью сделать что-то очень заметное и значимое для всей индустрии. Мы ищем различные пути развития и стараемся не циклиться на чем-то одном. Иногда появляются очень интересные и даже нестандартные варианты. Например, мы недавно познакомились с писателем Дмитрием Шапошниковым, который полноценно развивается, как автор фантастических и фэнтезийных рассказов. Он заинтересовался нашим проектом и сейчас у нас готовится цикл рассказов по лору различных игр. Написанные рассказы будут публиковаться на нашем портале. Пока что мы не можем раскрыть детали, но, в предварительном приближении, кажется там намечается кое-что классное.
Migoro: В нашем сообществе состоит много людей из знаменитой гильдии AllMighty с сервера Athebaldt. Сам я играл в Lineage 2 больше 6 лет и имею огромный опыт РЛ'а. Наша КП Really Aggressive, долгое время была одной из сильнейших пачек клана. Я попал в Skillplay после того, как ушел из Lineage 2 в поисках новой игры мечты. Вместо игры я нашел сообщество, в котором по сей день являюсь клан лидером и комьюнити менеджером. В нашем сообществе много медийных людей например SSW (SleepSomeWhile). который профессионально занимается озвучкой и трансляциями. Сейчас он один из лучших комментаторов по Overwatch и проводит для своей аудитории разного плана концерты на гитаре игры с PS4 и многое другое.
Игровых сообществ сейчас довольно много и порой они мало чем отличаются. Заметное и значимое? Очень интересно. Расскажите про эту идею.
Tilk: В основе любого коллектива находятся люди, которые его поддерживают и развивают. Наша отличительная черта — это то, что мы постоянно стремимся выйти за рамки гильдии или объединения гильдий. Skillplay это сообщество с большой долей свободы. Каждый человек, чувствующий в себе силы и желание содействовать нашему развитию, может взять на себя абсолютно любое направление (в том числе ретро игры, оффлайн игры или что-то околоигровое) и мы поддержим этого человека всеми доступными нам средствами. Мы стараемся не ограничивать себя какими-либо рамками в плане выбора путей развития. Иногда это приносит очень необычные плоды. Кроме стримов (которыми сейчас занимаются практически все), нам интересно сотрудничество с авторами фанфиков, художниками, журналистами и просто творческими людьми. Мы стараемся посещать наиболее крупные мероприятия, которые происходят в нашей сфере и делиться впечатлениями на нашем сайте. Так же мы стремимся завязать партнерские отношения с другими порталами, пабликами, стримерами и просто творческими людьми. Большое внимание мы уделяем написанию подробных руководств (гайдов) по различным аспектам каждой игры, которую исследуем. Мы пишем гайды на 100% своими силами, текст, скриншоты и прилагаемое видео сделаны нашими согильдийцами и даже внутри видео (если, например, речь о прохождении данжа) присутствуют только наши согильдийцы. На сегодняшний день более-менее проработан проект TERA и мы рассчитываем на то, что Revelation станет вторым проектом, который мы проработаем таким образом.
Такое сообщество будет довольно крупным. Как получается управлять им? Сколько людей за это отвечают? И не может ли быть ситуации, что какая-то часть (например, рейд в какой-то игре или стриминговое отделение) будет развиваться слабее остальных?
Migoro: Как я ранее говорил, у меня огромный опыт РЛ'а и я прекрасно понимаю, как должен работать клан и все его составляющие. При вербовке новых людей, мы всегда обучаем их силами тех, кто с нами долго играет. Все вопросы дисциплины и распределения игровых ценностей решают те люди, которые напрямую ответственны за игроков гильдии и если они не выполняют своих обязанностей, то гильдия с ними прощается раз и навсегда. Может ли быть так что какое-то из отделений развивается медленней? Да может, все завит от людей и их желания делать те или иные вещи. Мы не будем насильно заставлять человека ходить в данж, стримить или писать гайды против его воли.
Tilk: Мы, естественно, стремимся найти опытных и ответственных на ключевые роли. Буду честен — получается это не всегда. Ситуации, когда кто-то подводит и приходится очень сильно вписываться самому тоже случаются. В такие моменты мы все основательно взвешиваем. Сопоставляем количество вложенных усилий с потенциальной пользой, которую принесет нам проект и если сравнение не в пользу проекта — мы покидаем его. По-поводу неравномерного развития отделений — это неизбежно. В силу специфики поддерживать какой-либо баланс между разными направлениями попросту невозможно. Затруднительно даже выделить адекватные критерии оценки активности. Например, в одной игре может быть много ежедневных рейдов и большой онлайн в TeamSpeak, в то время, как в другую играет одна конста, но они нон-стопом производят контент для сайта. Общий принцип — нам важны все и мы стремимся поддерживать все направления, по которым развиваемся всеми доступными средствами. У нас нет такого понятия как закрытие одного отделения в пользу другого. Каждое направление рассматривается как отдельное и самостоятельное, вне контекста активности коллег.
А почему Skillplay? Довольно пафосно, учитывая то, что игроки очень любят спорить, кто же играет лучше, кто скиллованнее...
Tilk: Чтобы выбрать название, я выписал на листок бумаги различные комбинации со словами, связанными с индустрией, такие как play, zone, style, cyber, start, level... Больше всего склонялся CyberPlay, но все нормальные домены оказались заняты. Думаю, что оно и к лучшему, сейчас я не могу даже представить, чтобы сообщество было названо как-то иначе. Приоритет был отдан звучности и наличию нормального домена сайта. Нужно было найти название, которое будет не сложно брендировать, поэтому я смотрел, нет ли известных брендов, компаний или сообществ с таким названием. Честно говоря, наше название многих вводит в заблуждение, потому что мы не позиционируем себя, как сообщество топовых и жестко скилловых игроков.
Недавно ваше сообщество пообщалось с продюсером Revelation Дмитрием Плоховым. Мне почему-то подумалось, что девушка, которая от вас собственно и общалась — это Migoro. Интересно про нее узнать. Как часто у вас проходят такие эксклюзивы?
Tilk: Девушку зовут Евгения Глушкова. Она пришла в наше сообщество в TERA. Занимается многими интересными вещами, такими как журналистика, фото и даже крафт (декоративное кузнечное дело). А еще она выиграла конкурс Мисс TERA в 2015 году. Я очень рад, что нас представляет такой интересный человек. Наше с ней сотрудничество — хороший пример того, как устроен Skillplay. Когда в наших рядах появляются интересные, творческие люди, мы стремимся поддержать их и создаем условия, чтобы они смогли себя реализовать в тех направлениях, которые им интересны. Подобные мероприятия проходят не так часто как хотелось бы. Мы работаем над этим!
Migoro: Нет, девушка на видео это не Migoro. Вы могли так подумать, потому что интервью находиться на моем канале. Мы знаем Евгению, как EvgeniyaScarlet. Очень медийный человек, занимается созданием ювелирных украшений (дизайнер) и является журналистом НТВ. Ее передача называется Салтыков-Щедрин шоу. Также, она делает многое другое в нашем сообществе, не только как рядовой игрок, но и журналист гильдии, который посещяет все важные и знаковые мероприятия.
Расскажите о том, почему решили пойти в Revelation? На какие позиции нацелены в проекте?
Tilk: На осень 2016 мы рассматривали два основных проекта — Bless и Revelation. Причем, полный приоритет отдавался именно Bless. Revelation воспринималась как сборная солянка, какой-то невнятный мутант из всего. Однако, ситуация достаточно резко изменилась. Чем ближе релиз Revelation, тем больший интерес со стороны наших игроков мы видим именно в пользу этого проекта. Таким образом, по ситуации на сегодня, Revelation вышел на первый план и сейчас это наше ключевое направление.
Migoro: На какие позиции нацелен Skillplay? Во-первых, мы не говорим, что захватим все и нагнем всех. Это было бы глупо и опрометчиво, но мы будем делать все возможное, чтобы стать лидирующим сообществом на русских серверах Revelation. На данный момент, мы активно составляем план старта в нашем регионе и набираемся опыта у китайских игроков. Возможно, некоторые из них будут в составе гильдии на старте. Также, мы ведем переговоры о создании альянса с другими крупными игровыми сообществами и привлекаем маленькие гильдии в наш состав единого крупного альянса.
А на какой по счету сервер планируете пойти?
Migoro: Пока этот вопрос на стадии рассмотрения. Мы пойдем туда, где будет намного интересней и самое главное, с кем играть.
Знакомы со структурой китайских серверов? Когда сервера находятся в разных регионах и на каждом из них в GvG определяется гильдия для сражения уже в межсерверном GvG. Что думаете на счет межсерверных баталий в Revelation?
Tilk: Межсерверные баталии — активность, которую последнее время стало модно вводить во всех некстген проектах. Однако, не везде это введено корректно. На мой взгляд, суть межсерверных баталий и их главный интерес заключается в том, чтобы понять какой сервер и какая гильдия сильнее. Поэтому, считаю критически необходимой возможность «договорных» боев и внятное лобби для регистрации так, как это реализовано в киберспортивных дисциплинах. Чаще всего подбор соперников в таких соревнованиях производится случайным образом или на основе рейтинга. Это крайне неудобно. Таким способом рейдам, которые хотят сразиться друг с другом в битве между серверами, потребуется вставать в авто-подбор ровно в одно время и то не будет гарантии, что из забросит в один матч. Я очень надеюсь, что в Revelation будет способ померятся силами в межсерверных баталиях с заранее обговоренным противником по обоюдному согласию. Думаю, такое будет востребовано, даже если будет полностью выключена награда за победу в такой встрече.
Migoro: Межсерверные сражения несомненно интересны, но лично для меня пока темная лошадка в этой игре. Так как именно на них мне еще побывать не удалось. Если они проходят также, как обычные осады — только среди топов серверов, то будем стремиться попробовать на вкус не только игроков нашего сервера, но и других.
Ок, а что уже удалось затестить в Revelation, что понравилось, а что не очень?
Migoro: Некоторая часть наших РЛ'ов уже побывали на осадах в составе китайской гильдии и просто в восторге от массовости замесов. Многие вспомнили Lineage 2. Также, нам удалось составить оптимальные билды для всех классов и записать по ним гайд (который сейчас у нас на форуме в закрытом разделе). Ну и многое другое: квесты данжи и так далее. Многих игроков напрягает отсутствие гринда и кача на мобах. Что касается меня, то я не вижу в этом проблемы.
Не пробовали сами захватить территории или замки, как iddQd? Chaos вот хотят попробовать в августе, может, и у вас есть подобные планы?
Migoro: Нет, в планах захвата территории на Китае нет и не будет. Есть более важные аспекты, к которым нужно подготовиться к старту игры, а всю информацию о там, как работает замок, мы получим от наших китайских друзей.
Расскажите о своих впечатлениях от PvE-контента. Удалось ли уже собрать рейд на какой-нибудь топовый данж? Как вам вообще PvE, интересное?
Migoro: PvE — в корне не мое, я старый матерый PvP-задрот. Но PvP без PvE не бывает. PvE в этой игре привлекло мое внимание, ведь многие данжы построены так, что рейд лидеру надо думать и отдавать четкие команды, иначе будет вайп. Мы с нашими китайскими друзьями уже ходили в несколько подземелий. Я, например, был в «Машинариуме» (не знаю его точного названия) и если бы мне не говорили, что и как там работает, то я бы вряд ли быстро разобрался. По мере возможности также пытаемся самостоятельно ходить в некоторые данжи различного уровня, чтобы закрепить и улучшить результат и самое главное провести в них как можно больше людей, чтобы уже на старте они знали куда им идти и что делать. И главное — где взять шмот в начале их пути.
Каким классами удалось поиграть? Что думаете о балансе?
Migoro: Я поиграл только за Жнеца и буду играть им на старте на русских серверах. Буду также для знания контента смотреть все остальные классы, но пока не до этого. Про баланс: в игре нет ненужных или неиграбельных классов и это очень важно. Если ваш персонаж по какой-либо причине не тащит, то значит вы как-то не так распределили его статы или неправильно используете его потенциал. Побывав на осадах, могу вас уверить, что если в гильдии не будет соблюден определенный баланс классов, то с большой долей вероятности вас ждет неудача.
Tilk: Я до мозга костей прист. Очень расстраивает общая тенденция того, что хилов вырезают из MMORPG-проектов. В таких случаях я играю за синов. В Revelation же меня заинтересовал Друид. Скорее всего, это тот класс, которым я буду играть на старте.
Не самый приятный вопрос, пожалуй, для всех — и локализаторов и сообществ... Что думаете на счет доната? Тестили ли шоп в китайской версии?
Tilk: Разработчикам и локазилаторам надо что-то кушать. И локализаторы каждый день сталкиваются с огромным количеством проблем, о которых мы даже не догадываемся, поэтому донат, как явление, безусловно необходим. Для небольших компаний-локализаторов донат в игре — залог выживаемости проекта. Что касается доната именно в Revelation, то Mail Ru очень солидная компания с огромным штатом сотрудников и массой возможностей. На мой взгляд, компания с такими возможностями может себе позволить запускать проект в ноль или даже в небольшой минус на короткое время ради долгосрочных перспектив. Поэтому, я ожидаю от Mail Ru системы доната, которая будет справедливой для всех категорий игроков.
Migoro: Донат в MMORPG — их неотъемлемая часть. В некоторых играх без него невозможно играть, а в некоторых просто дополнение к игре, в виде костюмов на персонажа. В китайской версии Revelation шоп просто огромный и в нем есть практически все, начиная от внешек на персонажа и шапок в виде бурундука, до банок на HP многих других итемов. При этом, в шопе нет таких вещей, который обязательно для покупки, не купив которые вы не сможете что-либо сделать. По крайней мере, на данный момент они не были нами найдены. Все что есть в игровом магазине можно выбить с мобов или скрафтить.
Вернемся к обсуждению перспектив Skillplay на русскоязычных серверах. Что думаете о таких гильдиях, как iddQd, Bandits, The RED, Золотая Орда? Удалось ли вам с ними посражаться на Китае? Рассматриваете ли вы их как соперников?
Tilk: Такие вещи сложно прогнозировать. Совсем не исключено, что в игре появятся новые герои, которые всех очень удивят, о которых раньше никто никогда не слышал. На мой взгляд, механика самой Revelation к такому очень располагает.
Migoro: На данный момент, как я уже говорил ранее, мы делаем ставку только на русские сервера и в Китае ведем подготовку к старту. А перспективы наши покажет только игра. Не хочу пускать пыль в глаза, потому не буду говорить нагнем кого-то или нет, но нам интересен любой соперник, который ведет честную игру.
Что думаете, кстати, о честной игре? Достаточно ли хороша защита у игры и можно ли ожидать от нашего комьюнити соблюдения правил игры без ботов и читов?
Tilk: Мы занимаем принципиальную позицию в этом вопросе вплоть до того, что сами готовы сдавать читеров «властям» в том случае, если такие найдутся в наших рядах. Нечестная игра убивает саму суть понятия игры. В играх, которые страдают от читеров, обычные игроки теряют мотивацию играть. К сожалению, на сознательность и порядочность всего русского комьюнити рассчитывать не приходится, поэтому очень надеемся на то, что защита Mail Ru будет работать корректно, а также на то, что она не будет срабатывать на невиновных игроках.
Migoro: Я не собираюсь играть с людьми, использующими читы, пакеты, ботов и прочую муть. Искренне надеюсь, что Mail Ru будет очень внимательно следить за этим в игре. Хороша ли система защиты? Хм, за свой огромный опыт ММОRPG могу сказать, что не встречал еще не одной ММО, в которой целых три уровня системы защиты и как утверждали Mail Ru у нас также будет еще один уровень (под названием «МРАК»). Все это наводит на мысли на то, что таких инцидентов будет минимальное количество. Можно ли ждать от русских игроков честной игры? Не думаю. Все равно найдутся индивиды, которые будут юзать то или иное ПО. Наше же сообщество не будет держать в своих рядах игрока, применяющего любое запрещенное ПО и в случае инцидента лично передаст его на суд представителей Mail Ru без права возвращения такого игрока в наше сообщество в любом другом проекте.
Можно ли уже сейчас говорить о том, что Revelation будет для вашего сообщества проектом номер один?
Tilk: Можно с уверенностью сказать, что это наш ключевой проект, по крайней мере, на этот год.
Migoro: Сейчас для нас он занимает лидирующую позицию, но все может измениться. Всегда есть то, что мы, простые игроки, не можем контролировать: например, появится чрезмерный донат или вагоны читеров, на которых всем пофиг и в такой проект не будет интересно играть ни нам, ни другим игрокам.
Является ли Revelation для вас хардкорным, сложным проектом? А что на счет Skillplay, нацелены ли на всякие russian first и прочие непростые достижения?
Tilk: Особо никогда не задумывался об этом, потому что независимо от игры, все находятся в примерно равных условиях. Если игра сложная, то она сложная для всех. Если она простая, то и простая для всех. В итоге конкуренция и соперничество происходит не у игрока против механики, а у игроков между собой. Revelation рассчитана на массовость и дает игрокам широкий выбор принципиально разных активностей, среди которых каждый найдет что-то свое. Я считаю, что конкретно для нашего сообщества это будет плюсом. Также, большое количество игровых механик и активностей — потенциально огромное количество тем для исследования и написания гайдов и другого контента. Поэтому нам точно будет, чем заняться.
Migoro: Revelation сложно называть хардкорной игрой, ведь сложности есть в любой ММО и не только в развитии персонажей, но и в планах на захваты, фармы, а также рейды. Все это учит игроков чему-то новому, позволяя стать сильнее. Так что сложность это не проблема. На счет того, нацелены ли мы в первые секунды сервера сразу же бежать на РБ? Да, безусловно мы будем стремиться захватить или зафармить что-то первыми и получить преимущество, но только если это не будет для наших игроков во вред.
Трудно ли будет попасть в Skillplay в Revelation?
Migoro: Для того, чтобы к нам попасть, нужно ознакомится с нашими правилами и быть адекватным человеком. Мы примем любого желающего играть с нами, если не в основной состав, то в состав нашей академии на испытательный срок. И если человек проявит себя, показав, что действительно готов играть, то он будет незамедлительно переведен в основу.
И еще один вопрос о людях в вашем сообществе. Правда, более общий. Позиционируется ли Skillplay как гильдия семейного типа, где все друг друга знают и все друг за друга горой или же является гораздо более глобальным объединением, где не все обязательно друг друга знают и даже дружат?
Migoro: Семейным сообществом нас точно нельзя назвать, но за всех игроков нашей гильдии мы будем стоять горой, так как ответственны за них не только перед ними, но и перед самими собой — мы в ответе за тех, кого тагнули! Мы всегда пытаемся уделить время всем игрокам в равной степени, но иногда это очень сложно. Моя задача — знать состав и понимать его изнутри, читать его мысли и стать единым целым. Кроме того, могу сказать, что если человек или КП просто хотят играть в нашем теге, а общение им не интересно, то мы вас заставлять не будем. Естественно, за то время, на протяжении которого я уже нахожусь в Skillplay, мне удалось познакомиться и подружиться с огромным количеством людей. Но это не означает, что вот я друг Migoro и мне эпик первому. Надо быть эпиком, чтобы получать эпик.
Tilk: Сообщество Skillplay устроено так, что любой человек может стартовать любой проект и пока он активен — мы поддерживаем его всем, чем можем. Этот принцип относится и к нашим клан лидерам. Нашими гильдиями занимаются разные люди и, как следствие, правила в наших разных отделениях могут достаточно сильно различаться. Например, я известен как клан лидер с крайне мягкими правилами и полным отсутствием обязаловки. Другие же наши кланлидеры имеют другие взгляды и я стараюсь создать для них такие условия, чтобы им было комфортно управлять гильдией и это не шло в разрез с собственными взглядами человека. Есть только одно принципиальное правило, которое ни за что не будет отменено ни в одном из отделений — это запрет на мат и оскорбления. В результате, наши клан лидеры имеют достаточно большую свободу. Недавно был введен обязательный TeamSpeak в нашей гильдии в TERA и уже можно судить о том, что влияние на гильдию это оказало весьма положительное. Что касается Revelation, то Migoro — человек с очень богатым игровым опытом, в том числе — опытом управления, который уходит своими корнями в Lineage 2. Мы часто беседуем о нашей гильдии в Revelation и вместе согласовываем правила, порядки и принципы развития гильдии. Но во всех спорных ситуациях, где мы смотрим на вещи по-разному, последнее слово остается за Migoro.
Как идет набор в гильдию в Revelation? Людей приходит больше или меньше, чем в ваших предыдущих проектах?
Migoro: Набор в гильдию идет по заявкам и никак по-другому. Трудно сказать, больше людей сейчас приходит или меньше, ведь самая большая активность начнется перед ЗБТ. и тем более — перед ОБТ. Тогда я смогу предоставить точную статистику. Пока же, мы набираем игроков для игры на китайских серверах, чтобы они смогли изучить игру как можно лучше с помощью наших РЛ'ов и хелперов.
Спасибо за беседу и всего хорошего!
Последний раз редактировалось Hideas_renamed_938321_29012024; 01.09.2016 в 14:52.
В китайской версии Revelation шоп просто огромный и в нем есть практически все, начиная от внешек на персонажа и шапок в виде бурундука, до банок на HP многих других итемов. При этом, в шопе нет таких вещей, который обязательно для покупки, не купив которые вы не сможете что-либо сделать. По крайней мере, на данный момент они не были нами найдены. Все что есть в игровом магазине можно выбить с мобов или скрафтить.
ну и че было тучу этих обзоров делать? вот - все коротко и ясно
китайские умельцы (локализаторы вов) за кучу лет поднаторели, взяли сварганили свою ммо с содранными особенностями вов, еще кучи евро-игрулек с полетами (явно полето-устройства получше будут в шопах ) на гигантских пустых просторах, шоп заявлен конский (было бы еще за что платить)
как обходится главная тема шопа, а именно влияние на игру и что шопы везде не "обязательны" к купле это та еще сказка
Даже самую хорошую ММО можно испоганить руками не только разработчиков, но и играющих (ISBoxer- EvE online)
где деньги, там и пиар. Блесса нет партнерках, вот и не пиарят его толком, а этого навоза просто куча. Ща коровок подоят на предзаказах и запустят игроков).