Пролог.
"В последнее время на нашем портале появляется все больше новостей о современных системах виртуальной реальности, а в комментариях очень часто можно встретить самые разные мнения относительно этой технологии и ее потенциала в области проникновения игровую среду и широкие массы.
Кто-то даже удивляется, не понимая с чем связан подобный интерес к не получившей широкого распространения и еще не завоевавшей признания новинке.
Но все очень просто."
Все мы - геймеры. А геймер, наверное, как никто другой, знаком с такими понятиями, как "другая реальность", "параллельный мир", "игровая реальность" и т.д. Нередко мы даже говорим, "игровая вселенная", мысленно наделяя ее всеми качествами, присущими реальной вселенной.
Играя, мы способны погрузиться в вымышленную реальность с головой, не замечая ни времени, ни голода, ни окружающей действительности.
Более того, нередко мы всеми силами стараемся усилить эти ощущения, к примеру, выключая свет во время игры, или приобретая гаджеты, способные помочь нам почувствовать себя ближе к игровой реальности - наушники, джойстики, рули и педали, обратная связь и вибро, 3D, Kinect, Move, и т.д.
Ведь все это способствует дополнительному погружению в игровой мир, подстегивая наше воображение.
В каких то играх это чувствуется больше, в каких то меньше. Но от степени погружения и вовлеченности в игровой процесс зависит очень многое, если не все.
Поэтому вот уже несколько лет, с момента появления на горизонте современных систем виртуальной реальности, геймеры, ценящие атмосферу, ищущие новые ощущения и жаждущие странствий по новым фантастическим мирам, затаив дыхание следят за развитием событий в этой области.
Шутки-шутками, но VR-системы позволяют поднять процесс погружения в параллельный мир на совершенно новый уровень. На качественно новый уровень, в чем я успел убедиться, тестируя откровенно слабую в техническом отношении (по сравнению с Oculus Rift, HTC Vive и Sony PlayStation VR), но от этого не менее функциональную систему виртуальной реальности Samsung Gear VR.
Сразу хочу отметить, что "качественно новый уровень" достигается лишь при наличии "качественного VR-контента", что подразумевает под собой и уровень технической реализации, и максимальное использование всех особенностей нашего восприятия.
Вы заметили, что я не упомянул характеристики устройства?
Как показал опыт использования системы Gear VR - ее возможностей вполне достаточно для получения положительных новых впечатлений. А пиксели, обзор и фокусировка играют далеко не самую важную роль в процессе погружения.
Но, давайте обо всем по порядку.
***
Как уже упоминалось в первой части обзора, разработчики приложили все усилия, чтобы пользователям не пришлось тратить драгоценное время на поиски контента. И это очень классно и удобно. После установки приложения Oculus, владельцы гарнитуры сразу получают доступ к магазину, который станет для них стабильным и постоянно расширяющимся источником контента.
Ну а так как наиболее примитивным контентом для гарнитуры являются панорамные фото - с них и начнем.
Панорамные изображения.
Этот вид контента представлен великим множеством самых разнообразных изображений, позволяющих зрителям отправиться в увлекательное путешествие по многим экзотическим или популярным местам нашей планеты, насладиться живописными пейзажами или застывшими сценками из жизни.
В связи с тем, что фотографии являются просто панорамными, зрителю не дано ощутить полный эффект присутствия, однако появляется прекрасная возможность познакомиться с окружающим миром представленного региона и немного проникнуться его атмосферой.
Вы сможете побывать, как в самых негостеприимных уголках земного шара, куда не рискнете отправиться в путешествие, так и в ранее посещенных местах, освежив в памяти воспоминания о пребывании на Монмартре, прогулках по площади Собора Святого Петра в Риме, или о восхождении на Пирамиду Солнца в Теотиуакане.
Фотографии удобно рассортированы по категориям и подкатегориям, так что вам не составит труда запланировать путешествие по Африке или Австралии, посещая наиболее интересные регионы континентов.
Приготовьтесь вовсю крутить головой, хотя, лучше воспользоваться вращающимся креслом (снимки то панорамные), важно только не переусердствовать с вращением, ибо с непривычки вестибулярный аппарат может напомнить о себе неприятными ощущениями.
Подобный контент способен расширить кругозор усидчивого зрителя, ценящего медитативный процесс созерцания, а также подойдет для релаксации или легкого ухода от поднадоевшей действительности за окном.
На следующей ступеньке, по возрастанию эффекта присутствия, находятся панорамные 3D-фото, изображение на которых уже способно сформировать объемную картинку, заставляя мозг сильнее верить в реальность увиденного.
Панорамные 3D-изображения.
Процесс создания подобного контента требует более совершенной аппаратуры и тщательной обработки материала, но и эффект получается гораздо сильнее.
Именно эти фото позволят с замиранием сердца осматривать отвесные скалы каньонов, почувствовать выверенный уют интерьера какого нибудь загородного коттеджа, насладиться зеркальной гладью лесного озера или проникнуться райской безмятежностью на берегу живописной лагуны.
Подобный контент уже выглядит серьезно и основательно, а за просмотром работ, содержание которых поражает разнообразием, можно провести немало времени. Уже кажется, что протянув руку, можно коснутся пальмы или беседки, скалы или балюстрады.
Панорамное видео.
Панорамное видео немного слабее передает эффект присутствия, но позволяет почувствовать сцену в динамике.
Вы никогда не летали на воздушном шаре, не спускались в морские глубины или не знаете какой вид из кабины истребителя при исполнении фигур высшего пилотажа? С помощью системы виртуальной реальности и панорамного видео у вас появится прекрасный шанс это исправить!
Из того, что мне показалось наиболее интересным - разнообразные видеоматериалы, снятые экстремалами с помощью камер GoPro. Хотя, есть и множество других работ, позволяющих вместе с оператором прогуляться по различным городам планеты, побывать в музеях, на выставках, в парках развлечений и т.д.
Подобного контента на сервисе очень много, причем разнообразного качества и содержания. От вырви-глаз до шедевров. Будьте готовы к тому, что качество (разрешение/склейка) видео может оказаться ниже плинтуса. Также будьте готовы к тому, что после просмотра видео какого нибудь скоростного спуска с горы - у вас может случится приступ головокружения.
Всему виной рассинхрон внутренних ощущений с информацией, которая воспринимается визуально.
Множество 360-видео можно найти как в специальном разделе приложения Oculus Video, в разделе панорамного видео Facebook.
Кроме того, воспользовавшись специальным браузером для Samsung Gear VR, вы можете просматривать панорамное видео канала YouTube.
Браузер.
Браузер, кстати, отдельный разговор. Учитывая некую изначальную "закрытость платформы" (после подсоединения смартфона к гарнитуре вы можете работать только с контентом из Oculus Store или с файлами со смартфона) - его выпуск позволил владельцам гарнитуры серфить интернет, посещать сайты и смотреть обычное 2D-видео в режиме кинотеатра.
Прямо скажем, чтение текстов в гарнитуре довольно сомнительное удовольствие, как и просмотр видео с низким разрешением. То есть то, что изначально не предназначено для VR-систем - компромисс
Но продолжим по видео. Как раз о компромиссах.
2D-видео.
С помощью приложения Oculus Video вы можете посмотреть любой 2D-кинофильм в режиме кинотеатра. При этом вы можете выбрать зал, на виртуальном экране которого предпочитаете смотреть фильм: большой кинотеатр или домашний кинозал, импровизационный кинозал на Луне или в Мире насекомых. Также можно смотреть из черной пустоты (мой выбор).
Сервис проката кинофильмов у нас пока не работает, поэтому фильмы нужно вначале скопировать/закачать на смартфон и только после этого смотреть.
На первых порах, удовольствие от просмотра кинофильмов в виртуальном кинотеатре ниже среднего. Как я уже упоминал в первой части обзора - оптические свойства гарнитуры не позволяют получить четкий фокус по всему периметру зрения, поэтому весь фильм приходится крутить головой, наводя резкость на тот или иной участок полотна. Ну а мозг привык охватывать взглядом весь, даже самый большой экран целиком и в привычном фокусе.
Там, где ощущения далеки от привычных - появляется дискомфорт.
Еще один нюанс - если уж вы решили посмотреть фильм в гарнитуре - для получения вменяемого качества изображения лучше скачать видео с "родным" для устройства разрешением (1280х720). Если качество видео будет хуже - резкости станет меньше.
Вы у меня спросите, как обстоит дело с просмотром 3D-видео? Ведь у нас в руках практически 3D-шлем!
Тут важно понимать, что посмотреть имеющийся традиционный 3D-фильм в гарнитуре не получится, в связи различными технологиями построения объемного изображения.
3D-фильмы для VR-кинотеатров уже есть, но широкое их распространение - вопрос времени и востребованности. За время тестирования мне не удалось найти что-то подобное в свободном доступе.
Подводя итоги и учитывая все факторы, я не стал бы рассматривать просмотр кинофильмов как самый приоритетый способ использования устройства. Хотя, после того, как немного привыкнуть ко всем условностям использования гарнитуры, дискомфорта от просмотра становится немного меньше.
Далее по списку идет уже более серьезный контент - панорамное 3D-видео.
Панорамное 3D-видео.
В основном, это подающийся в виде отдельных приложений контент, представляющий собой произведения "штучной выделки". Из всего вышеописанного - эффект погружения наиболее высокий. При должном качестве материала - ощущение, что вы присутствуете внутри сцены, приближено к идеалу.
Тут уже можно говорить не только о внушительном расширении кругозора, но и о яркой эмоциональной составляющей.
Ощущения, пережитые благодаря просмотру панорамного 3D-видео, ставят вас практически в один ряд с участниками событий. Так что я не удивлюсь, если услышу от человека, никогда не выходящего на улицу, но имеющего VR-систему, что он имеет полное представление о строении льдов на крайнем севере, или знает толк в извергающихся вулканах, или побывал на эксклюзивном представлении Цирка Дю Солей (Cirque du Soleil). Ведь он уже стал очевидцем происходящего, и, в визуальном плане, его опыт практически не отличается от опыта тех людей, которые где-либо побывали на самом деле.
Подобный материал может представлять собой как видео, так и компьютерную графику. Может подаваться в виде небольшого но яркого фрагмента или "сценки из жизни", или снабжаться небольшим сюжетом. По ощущениям, панорамное 3D-видео отличается от VR-игры лишь ограниченной интерактивностью.
Вот вы едете в машине, сидя рядом с баскетболистом Джеймсом Леброном. Он обращается прямо к вам и делится своими мыслями. Вот вы с ним уже на пробежке или на тренировке. Еще немного, и кажется, что можно почувствовать запах мастики в баскетбольном зале.
А спустя пару минут вы уже находитесь в прериях, наблюдая за перемещением стада бизонов, или медитируете вместе с очаровательной девушкой на берегу океана, или попадаете в доисторический мир, став очевидцем пробуждения динозавра.
Где то в этом месте и проходит тонкая грань между панорамным 3D-видео и VR-играми. Где-то в этот момент и можно ощутить себя в другом месте и в другое время - в другой реальности.
VR-игры.
Эту часть обзора оказалось неожиданно сложно готовить. Очень много противоречий.
Все дело в том, что по сравнению с современными компьютерными играми, пережившими уже не один виток эволюции, VR-проекты находятся только на стадии формирования. Во всяком случае, так можно судить по представленному в магазине контенту.
На самом деле игр довольно много, но все они выглядят по геймерским меркам не очень серьезно. С другой стороны, если учитывать, что мы имеем дело с мобильным развлечением (играем на смартфоне), то вроде ничего особенно критичного.
Я уже когда-то писал, что расцениваю Samsung Gear VR, скорее, не как серьезное устройство, а как доступный и простой популяризатор новой технологии. Который должен помочь обычному пользователю увидеть потенциал и возможности виртуальных развлечений. И с этой задачей гарнитура справляется на все 100%.
Игры для Samsung Gear VR используют простейшие жанры и механики, доступные для освоения рядовому обывателю, не блещут графическими наворотами, но берут вовлечением в игровой процесс и атмосферу происходящего.
Привычные всем нам жанры головоломок, аркад и адвенчур расцветают неожиданно яркими красками и дарят новые впечатления от геймплея. Элементарный процесс разгадывания пазлов и казуальных головоломок, выполненный в виде путешествия по причудливому миру, воспринимается как участие в неком грандиозном событии, а VR-версия космической shoot 'em up аркады, в сочетании с перспективой и масштабами действия - как серьезный вызов координации и рефлексам.
Игры для виртуальной реальности бьют по восприятию и способны подарить массу новых ощущений даже в тех областях или жанрах, которые для нас просто изжили себя или стали не интересны. И для VR-игр это только начало пути.
Большинство игровых приложений магазина требуют наличия у игрока совместимого беспроводного геймпада, поэтому, в виду его отсутствия, я ограничился осмотром тех игр, для которых было достаточно функций отслеживания поворотов головы и сенсорной панели гарнитуры. Тем более, что в списке этих игр присутствовали заслужившие множество положительных отзывов проекты от CCP, подарившей нам EVE Online, и от студии ustwo, разработавшей удивительную мобильную игру Monument Valley.
***
EVE Gunjack (CCP)
EVE Gunjack была разработана на движке Unreal 4 и, по сюжету, забрасывает игрока на горнодобывающее судно в отдаленном космосе, где ему предстоит стать оператором боевой турели, служащей для защиты корабля от метеоритов и нападений пиратов.
Несмотря на то, что это банальный аркадный шутер в стиле "перестрелять всех", графически и геймплейно игра оставляет очень положительные впечатления.
Наведение пушек на цель осуществляется с помощью поворотов головы, а выстрелы, перезарядка или активация специальных возможностей выполняются посредством тачпада.
Перед каждой боевой задачей приходилось внутренне собираться, готовясь молниеносно реагировать на возникновение угрозы, а каждое нападение воспринималось как интересное испытание для реакции и возможностей.
Приятным ностальгическим сюрпризом стали встречи с знакомыми по EVE Online Амаррским Abaddon и Калдарским Scorpion, а также возможность надувать "бубли". :)
Land's End (ustwo)
Мистическая и загадочная адвенчура Land's End переносит нас на "край земли" - в мир дивных сооружений, причудливых пейзажей и древних механизмов, которые повинуются силе разума.
На самом деле, артефакты и мегалиты будут повиноваться не только "силе нашего разума", продумывающего порядок выполнения действий в головоломках, но и реагируют на направление нашего взгляда, управляющего процессом.
Очень расслабляющий геймплей, медитативное звуковое сопровождение и удивительный мир, очертания которого заставляют возвращаться к прохождению вновь и вновь. Просто для того, чтобы еще раз побывать в чарующей атмосфере и полюбоваться окружением.
За время прохождения я пару раз ловил себя на том, что начинаю воспринимать игру не как процесс, а как состояние.
Что интересно, в процессе тестирования гарнитуры я несколько раз менял свое мнение, в зависимости от того, какой контент мне встречался. Я постоянно старался прикинуть плюсы и минусы тех или иных материалов и степень их востребованности для досуга или развлечений как игроков, так и обычных людей.
Я сильно сомневаюсь, что прожженный геймер станет днями напролет просматривать статичные фотографии, пусть даже они будут трижды 3D. Ведь геймер является машиной для потребления активного развлекательного контента, который должен постоянно удивлять или бросать вызов, чтобы не надоесть.
Видео тоже имеет свои плюсы и минусы, но это все по большому счету пока на любителя.
Но когда я прошел Land's End, я понял, что даже у примитивного и сильно казуального VR-контента есть своя ниша и свое будущее, если вершину будут венчать подобные проекты.
Сам игровой процесс прост и незатейлив, и, возможно, не каждому удастся поймать настроение, особенно если рядом будет какой то отвлекающий шум или громкая музыка, но подобный интерактив, впечатления и эффект присутствия в играх таит в себе огромный потенциал, которому есть куда развиваться.
Dead Secret (Robot Invader)
Третьей игрой, которую я решил посмотреть, стала детективная хоррор-адвенчура Dead Secret, по сюжету которой нужно было расследовать загадочное убийство проводившего эзотерические исследования ученого.
В роли молодой журналистки мы посещаем место преступления, ищем улики и подсказки, проливающие свет на обстоятельства смерти пострадавшего.
Спустя пару часов мне пришлось прекратить прохождение, так как глаза просто устали от фокусировки на многочисленных текстовых документах, а от постоянного вращения на стуле, во время осмотров комнат, начало довольно неприятно подташнивать.
Какого то особого эффекта присутствия я не ощутил, как и ярких эмоций. Не скрою, были моменты, когда волосы на голове вставали дыбом, но я бы отнес это скорее к специфике жанра, чем к воздействию VR.
Итоги.
После тщательного тестирования гарнитуры Samsung Gear VR и знакомства с представленным контентом, мне стал понятен энтузиазм и активность разработчиков в области развития этого направления.
Виртуальная реальность это прежде всего новый опыт и впечатления, поступающие к нам через самый широкий канал нашего восприятия - зрение. И потенциал этого явления огромен.
Как я уже говорил выше, возможностей гарнитуры мне было вполне достаточно для первоначального знакомства с технологией виртуальной реальности, ее особенностями и возможностями.
Во время тестирования я старался использовать наиболее качественный контент, который, по моему мнению, наиболее удачно и органично воспроизводился в шлеме.
За время тестирования (2 недели по 2-4 часа в день) я не обнаружил внушающих опасения симптомов по зрению или самочувствию, но не думаю, что кому то захочется проводить в шлеме дни и ночи напролет.
Также к тестированию допускались лица младше 13 лет (что не рекомендуется разработчиками) и старше 60. Тошноты или дискомфорта также замечено не было.
Так как Gear VR работает только в паре со смартфонами, его вполне можно рекомендовать к приобретению владельцам Samsung Note 5, S6, S6 Edge и S6 Edge Plus - подобное устройство прекрасно подойдет в качестве домашнего аттракциона, который время от времени достают из коробки.
А вот покупать смартфон ради гарнитуры станет слишком дорогим удовольствием - за примерно те же деньги в будущем можно надеяться приобрести Sony PlayStation VR вместе с PS4.
***
В следующем году мы ждем появления на рынке новых VR устройств, выпуска новых VR-проектов, а значит новых событий и впечатлений, которыми мы будем рады поделиться с вами.
С Новым Годом! До встречи!