Для входа на форум нажмите здесь
Новые комментарии
СУ-5
Автор темы: 2DieAlone
Дата создания: 29.03.2011 14:25
СУ-5
Руководство актуально для версии 0.6.3.9.




Лёгкая самоходная артиллерийская установка СССР СУ-5


СУ-5
Триплекс дивизионной артиллерии

Разработчик: КБ завода №185
Год начала работ: 1933
Год выпуска первого прототипа: 1934
Серийно в 1936-1938 гг. строилась только СУ-5-2, летом 1941 г. несколько САУ приняли участие в боях с немецкими войсками.

Параллельно с созданием самоходных орудий большой мощности в СССР начались работы по созданию “малого триплекса” для дивизионной артиллерии, который должен был включать в себя САУ, оснащенный 76,2-мм полковым орудием, 121,9-мм гаубицей и 152,4-мм мортирой. Согласно существовавшей тогда теории, наличие подобного триплекса в полной мере могло покрыть весь спектр задач армии.
За разработку всех трёх проектов отвечало КБ завода опытного машиностроения им.Кирова (№185) под руководством С.А.Гинзбурга и П.Н.Сячинтова. Ответственным конструктором был назначен В.Москвин.
В качестве базового шасси был выбран легкий танк Т-26 образца 1933 года, производство которого осуществлялось в Ленинграде. В связи с тем, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ корпус Т-26 был радикально переработан.
Отделение управления, вместе с сидением водителя и органами управления, а также элементы трансмиссии по-прежнему находились в носовой части, но моторное отделение переместили к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков бронированными перегородками. Здесь был установлен стандартный бензиновый двигатель Т-26 мощностью 90 л.с. с укороченным карданным валом, главный фрикцион, вентилятор, радиатор, масляной и топливный баки, которые разделялись герметичными выгородками. Моторное отделение соединялось специальным карманом с боковыми отверстиями для выброса охлаждающего воздуха. На крыше были вырезаны отверстия с бронированными жалюзи для входа охлаждающего воздуха и два люка для доступа к карбюратору, свечам, клапанам и маслофильтру.
Боевое отделение, где находились места для расчета из 4-х человек и орудие, было перемещено в кормовую часть корпуса. Для гашения отдачи при стрельбе на землю опускался специальный сошник, расположенный на корме. Помимо этого, могли использоваться дополнительные бортовые упоры. Вместе с тем, ходовая часть изменений не претерпела. Как и на серийном танке Т-26, применительно на каждый борт, она состояла из следующих компонентов: 8 опорных катков сблокированных в четыре тележки (1-2 и 3-4 тележки имели общую подвеску с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса.
Самоходные орудия получили общее обозначение СУ-5, но в зависимости от типа устанавливаемого орудия к нему прибавлялся индекс. Соответственно, САУ обозначались как СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3.

Самой легкой, как и следовало ожидать, среди них была СУ-5-1 – она весила всего 10200 кг. На этой САУ монтировалось 76,2-мм полковое орудие образца 1902\1930 гг., защищенное 15-мм лобовым бронещитом. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный – от -5° до +60°. Приборы наведения состояли из панорамы Герца и телескопического прицела. При стрельбе с места полик заряжающего опускался. Боекомплект пушки, уложенный непосредственно в машине, состоял всего из восьми выстрелов.
Самоходная установка СУ-5-2 отличалась только 121,9-мм гаубицей обр.1910\1030 гг. (сейчас принято “округление” до 122-мм) и возимым боекомплектом, состоявшим из 4 выстрелов и 6 гильз.
На СУ-5-3 была установлена 152,4-мм мортира НМ обр.1931 г. Из-за больших габаритов артсистемы “тройка” имела более ограниченные углы наведения: ±7° по горизонтали и от -0° до +72° по вертикали. Масса этой САУ составила 10400 кг при том, что возимые боекомплект отсутствовал вовсе.

На совместных заводских испытаниях, проведенных в период с 1 октября по 29 декабря 1935 года, самоходное орудие СУ-5-1 прошло 296 км, СУ-5-2 – 206 км и СУ-5-3 – 189 км. Далее, на артиллерийском полигоне, первый и второй вариант триплекса сделали по 50 выстрелов, “мортирная” самоходка – всего 23.
После завершения испытательного цикла СУ-5-3 была 1 ноября доставлена в Москву для участия в параде в честь 18-летия Октябрьской революции. В то же время, в отчете об испытаниях, были изложены следующие выводы:

“Самоходные установки обладают тактической подвижностью, позволяющей им передвигаться по дорогам и вне дорог. Переход в боевое положение для 76- и 122-мм СУ-5 – немедленно, для 152-мм машины – 2-3- минуты (необходимо ведение стрельбы с упором).
Недостатки: мала прочность кронштейна, связывающего люльку с цапфовой обоймой, слабы бандажи опорных колёс.
Все выявленные дефекты принципиального значения не имеют и вполне устранимы.”


Тем не менее, для серийной постройки была выбрана только СУ-5-2. Что касается остальных машин, то их судьба решилась следующим образом. В вопросе по 76,2-мм самоходке большее предпочтение отдали АТ-1 с пушкой ПС-3 конструкции Сячинтова. Эта артсистема обладала большей мощностью и могла эффективно бороться не только с пехотой и полевыми укреплениями, но и с танками противника, что тоже было немаловажно. В добавок, АТ-1 имел лучшее бронирование боевого отделения при сохраненной компоновке танка Т-26.
С установкой СУ-5-3 всё было намного проще – для налаживания серийного производства просто не нашлось нужного количества 152,4-мм мортир типа НМ. Кроме того, шасси от Т-26 всё-таки посчитали слабоватым для столь тяжелой артсистемы.
Первые 10 изготовленных САУ СУ-5-2 были сданы заказчику к лету 1936 года. Машины с серийными номерами № 003-Г и № 008-Г сразу же отправили для проведения войсковых испытаний стрельбой и пробегом в 7-й механизированный корпус Киевского ВО. Испытательный цикл, целью которого была проверка качества и выявление конструктивных недостатков у машин первой установочной серии выпущенных заводом № 185, проходил в период с 25 июня по 20 июля 1936 г. В отчете об испытаниях было записано следующее:

”Всего сделано по 100 выстрелов из каждой. Поворот орудия на сторону 13°50'. Испытания пробегом (маршрут Петергоф - Луга): № 003 - 988,8 км, № 008 - 1014 км. Максимальная скорость по шоссе - 30 км/ч, по проселку – 18-20 км/ч, запас хода по шоссе - 225 км, по местности -130 км. Помимо водителя на СУ размещены 4 человека, но в сухую погоду сильная пыль делает пребывание расчета на машине почти невозможным. СУ преодолевала стену высотой 0,9 м, ров шириной до 2,5 м, брод - 1 м, спуск по косогору - 36°.
Заключение:
1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержала;
2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивое положение при стрельбе;
3. При внесении изменений и дополнений их желательно принять на вооружение механизированных соединений как артиллерию непосредственной поддержки”.


В ходе испытаний была уточнена и тактико-техническая характеристика СУ-5-2. Масса машины составляла 10 тонн, что приводило к перегрузке и быстрому перегреву двигателя. Угол горизонтального обстрела из 122-мм гаубицы равнялся 28-30°, угол возвышения +60°, склонения 0°. Возимый боекомплект состоял из 4 снарядов и 6 зарядов. Высота линии огня – 1880 мм, скорострельность - 4-5 выстрелов в минуту. Время перехода из походного положения в боевое – 25-30 с. Вместе с тем, боекомплект был увеличен до 6 выстрелов с гильзами.

Несмотря на столь положительные качества дальнейшая судьба СУ-5-2 оказалась достаточно скромной. Следующая партия из 20 самоходок отличалась увеличенным боекомплектом (8 выстрелов), немного сдвинутой выхлопной трубой и дополнительным вентиляционным лючком над местом механика-водителя. Некоторые машины получили частично откидную бронезащиту экипажа из 6-мм бортовых бронелистов. Чтобы снизить нагрузку на ходовую часть подвеску усилили за счет увеличения толщины коренных рессор на 1-1,3 мм. Этот шаг ощутимых результатов не дал, так как для более тяжелой СУ-5-2 требовалась подвеска нового типа. В добавок, самоходка так и не получила более мощный двигатель.
В первом полугодии 1937 года предполагалось выпустить улучшенный вариант СУ-5-2, по результатам испытаний которой можно было доработать серийные машины, однако жизнь распорядилась совершенно иначе. После ареста Сячинтова и многих других конструкторов тема самоходной артиллерии отошла на второй план, а машины и артсистемы, созданные под их руководством, попали в категорию “вредительских”. Тем не менее, самоходные установки СУ-5-2, в отличии от орудий ПС-3, не были сняты с эксплуатации.

О боевом применении СУ-5-2 сведений сохранилось совсем немного. Самоходные установки поступали на вооружение мехкорпусов и отдельных мотобригад в штучном количестве и скорее служили в качестве дополнения для полевой артиллерии. К 1 января 1938 года СУ-5-2 находились в составе следующих соединений: по четыре машины в 5-м мехкорпусе Московского военного округа, 4-й мехбригаде Белорусского военного округа, 11-й мехбригаде Ленинградского военного округа и в 8-й мехбригаде Киевского военного округа, по две машины находились на научно-испытательном артиллерийском полигоне и в 7-м мехкорпусе, пять во 2-й и шесть в 23-й мехбригадах Отдельной Дальневосточной армии (ОДВА) и одна в ремонте на заводе № 174.

Впервые СУ-5-2 приняли участие в боях с японскими войсками в районе озера Хасан. САУ действовали в составе артиллерийских батарей 2 и 3-го танковых батальонов 2-й мехбригады ОДВА в районе высот Заозерная и Безымянная. Несмотря на небольшое количество 122-мм самоходки хорошо проявили себя в боях и были высоко оценены в качестве средств огневой поддержки пехоты и танков. Вот что было записано в отчете о боевых действиях бригады от 31 июля:

“…2-й танковый батальон совместно с частями 40-й стрелковой дивизии имел задачу уничтожить огневые точки противника на высоте Заозерная. Боевой порядок батальона был построен в три эшелона, в атаке участвовало 47 танков. Батарея 2-го танкового батальона (4 СУ-12 и 2 СУ-5) с открытых позиций поддерживали атаку танков...
3-й танковый батальон выступил в 15.15. Батарея (4 СУ-12 и 2 СУ-5) открыла огонь по противнику и выпустила 248 76-мм и 23 122-мм снаряда”.


Следующим местом боевого использования СУ-5-2 стала Польша, на территорию которой советские войска вошли 17 сентября 1939 года. В ходе “освободительного похода” батарея СУ-5-2 из состава 32-й танковой бригады прошла 350 км марш ни разу не вступив в боевое столкновение с противником. После этого одна СУ-5 была отправлена в капитальный ремонт.

В последний предвоенный год СУ-5-2 практически не эксплуатировались, мирно доживая свой короткий век. Тем не менее, на 1 июня 1941 года в составе РККА всё ещё оставалось 28 САУ этого типа (11 на Дальневосточном фронте, 9 в Киевском и 8 в Западном ОВО), из которых исправными считались только 16. Что-либо сказать об их боевом применении весьма сложно. Точно известна судьба только двух машин, входивших в состав 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса. В “Акте о потерянных боевых машинах”, составленном в июле 1941 года, указывалось следующее:

“…Т-26 СУ-5 – 2 штуки, 1 (№ 91166) оставлена в г. Грудек-Ягелонский в ожидании ремонта из-за отсутствия экипажа, 1 (№ 916166) находилась на ремонте во Львове (была сдана в марте), судьба неизвестна”.

Остальные 15 машин, по всей видимости, участие в боях принять также не успели в виду технических неисправностей. Впрочем, на одной из немецких трофейных фотографий запечатлена именно CУ-5-2, выведенная из строя на марше. Была ли она уничтожена собственным экипажем или разбита авиаицей противника так и остаётся неизвестным. До настоящего времени ни одного самоходного орудия СУ-5-2 не сохранилось.
Источник



ТТХ топовой СУ-5:

Стоковая машина стоит 142 100 кредитов и вам придётся нафармить на СУ-26 13 950 опыта для её изучения.
С первого боя на МС-1 до первого боя на СУ-5 вам придётся потратить 321 010 серебра и 28 485 опыта (с учётом того, что все предыдущие машины будут элитными). Чтобы сделать из СУ-5 топовую машину, потребуется ещё 13 220 опыта и 116 680 кредитов. Рация и двигатель у нас останутся со времён СУ-26.
Подробнее на http://wotdb.ru/



Модули СУ-5

Как я уже отмечал выше, рация и двигатель у нас останутся в наследство от СУ-26, поэтому сразу отжалеем 100 опыта на новую ходовую, благо получить их можно за 1 бой совершенно не напрягаясь. Так же в наследство от предшественницы нам достанется 122мм гаубица, так что машинка у нас будет изначально почти топовая.
На вопросе выбора орудия остановимся подробнее. В стоковом варианте у нас будет 76мм гаубица:

Далее мы уже имеем гаубицу 122мм:

которая даёт нам возможность добраться до 152мм мортиры:

И оба эти орудия просто ужасны как по боевой эффективности, так и по огневой дальности. 152мм с трудом покрывает половину карты в лучшем случае по диагонали, а иногда с трудом и по горизонтали/вертикали. Тот же немецкий Grille кусается в разы больнее и метает "чемоданы" гораздо дальше.
В принципе, при выборе между 122мм и 152мм для АРТ-САУ в первую очередь следует руководствоваться калибром, так как для любой арты, из-за высокой длительности перезарядки, более важен разовый урон, нежели мифический ДПМ. Стрелять сразу после перезарядки - удел танков в наступлении. Вы же должны, как минимум, дождаться максимального сведения перед выстрелом, а это ещё дополнительные секунды во время/после перезарядки.
Если же вы для себя выбрали гаубицу 122мм (предположу, что из-за более высокой скорострельности), то сразу затаривайтесь ОФ снарядами второго типа. Но я всё же посоветовал бы использовать 152мм - меньший разброс и более высокая скорость сведения говорят сами за себя.

Расходники
Если эта САУ для вас пока что только проходная ступенька к более высоким уровням артиллерии, то можно вообще не покупать расходники. Это поможет вам быстрее накопить денег на следующий уровень, ибо тот же ремкомплект стоит 3000 серебра, а нафармите вы на СУ-5 10-15 тысяч за средний выигрышный бой. Если же вы уже достигли высокого уровня и вернулись к данной АРТ-САУ ради фана, то вы и сами будете в курсе, что же из расходников лучше подойдёт вам и вашему стилю игры.

Дополнительные модули
Если у вас где-нибудь завалялась маскировочная сеть - можете смело вешать её на СУ-5. Её малые габариты позволяют весьма успешно ныкаться в крупных насаждениях кустов. Что-то ещё ставить на эту машину не имеет смысла, ибо слишком дорого и лучше насобирать денег на следующую, СУ-8.



Плюсы:
-самая скорострельная АРТ-САУ 4-го уровня.
-самая точная АРТ-САУ 4-го уровня. Скорость сведения больше, чем в два раза выше её американского или немецкого "одноклассников".
-небольшие габариты дают нам гораздо более высокий показатель скрытности. Самая незаметная арта своего уровня.
-неплохая скорость разгона, движения и поворота корпуса позволяют быстро менять своё местоположение, уходить из-под вражеских атак.
Минусы:
-самый низкий урон из всех АРТ-САУ 4-го уроня.
-самая низкая бронепробиваемость из всех АРТ-САУ 4-го уроня.
-из-за двух пунктов выше к минусам следует отнести и то, что вы можете попасть в бои с танками до 8-го уровня включительно, которым ваши "чемоданы" - что слону дробина.
-самый маленький боекомплект из всех АРТ-САУ 4-го уроня.



Скорее всего изначально экипаж у вас будет 50%. Я бы, естественно, порекомендовал сразу брать 75%, но экипаж на (для большинства игроков) проходной машине, который стоит почти как сама машина, не очень выгоден экономически. Если же вы решили играть на СУ-5 просто ради удовольствия, но в растерянности, какой же навык выбирать первым, то я посоветую вам сразу изучить маскировку. Машина и без того обладает высоким параметром скрытности, а с экипажем да с сетью она становится практически вообще невидимой. :) На втором месте навыки ремонта. Пожаротушение учим в самом конце, так как оно вообще бесплезно - СУ-5 загорается крайне редко. Обычно сразу взрывается.



1. Чаще меняйте своё местоположение на карте, если вы попали в бой, где один из противников - АРТ-САУ 5+ уровня, то вы рискуете стать целью "ловца трассеров", а это - гарантированная смерть.
2. Старайтесь занять "нестандартные" огневые точки. В принципе, малый радиус поражения орудия вынудит вас делать это.
3. Дожидайтесь полного сведения. У вас не так много снарядов, чтобы промахиваться.
4. Тщательно выбирайте цели. Старайтесь бить тех, кому нанесёте больше повреждений или же вообще сможете убить/добить. Помните, СУ-5 дамажит и пробивает меньше своих "одноклассников".
5. Старайтесь бить с другими артами по одной и той же цели. Концентрированный огонь всегда оправдывает себя.
6. Не спешите стрелять. Малый боекомплект вкупе с высокой скорострельностью и невысоким уроном нередко приводят к тому, что уже на 4-той минуте боя СУ-5 стоит совершенно пустая и боится в этом признаться команде, потому что пошлют светить.


При написании статьи были использованы материалы с
http://www.aviarmor.net/
http://bronetehnika.narod.ru/
http://forum.worldoftanks.ru/
http://wotdb.ru/
Статья будет дополняться по мере поступления новой информации.
Последний раз редактировалось 2DieAlone; 29.03.2011 в 23:04.
Аватар для Kelerin
Kelerin
Guest
Re: СУ-5
Аватар для RUnDeaD
RUnDeaD
Guest
Re: СУ-5
ПОдскажите, техника разных наций (арта) по дальности стрельбы отличается ? А то у меня пока только СУ-5, но говорят что гриль жарит на всю карту, а я на 5 квадратов
Аватар для Skydiamond
Skydiamond
Guest
Re: СУ-5
жарит на всю карту амеровская арта точняк, только дамаг слабый, но как арта поддержки и ради гнева врагов самое то...Гриль, как мне показалось, самый сбалансированный агрегат на этом уровне, да и дальность полета нормальная... су-5 тоже понравилась, но вот буквально пару зарядов всегда не хватало...
Аватар для Wertelka_renamed_987547_30052020
Читатель
Регистрация:
29.11.2012
Re: СУ-5
Сообщение от 2DieAlone:
Минусы:
К минусам стоит добавить самую маленькую дальность стрельбы.

Это огорчает больше всего, т.к. большинство карт не рассчитаны на безопасный выезд арты на середину карты.
Кидает действительно частенько к 8м премам и когда у противников в команде та же 4 арта, но гриль или амх хочется сразу утопиться от своей никчемности .
Низкий дамаг+малый боекомплект напрягаю в накоплении опыта,хотя многие любят эту арту.
Аватар для maXter
Маньяк
Регистрация:
18.08.2007
Re: СУ-5
взял себе для фана, гружу полный бк кумулятивами. В первый же вечер взял мастера, и наконец сбылась моя мечта - на арте взял снайпера)
Машинка просто аццкая, у кумулятива пробитие достаточное чтобы дамажить тех же кв-5 ис-3 и иже с ними, точность тоже радует. Про скорость перезарядки вообще молчу, если на меня выйдет однолевельный со мной танк, то в 9 из 10 случаев второй выстрел первый будет мой и он отправляется в ангар. А маленький бк да, это расплата за такое нагибаторство.
Аватар для Роман Андреевич
Роман Андреевич
Guest
Re: СУ-5
а вот су-5 что-то стремноватая почему? лучше гриля взять , не знаю почему но на гриле урон от бога хотя сведение и перезарядка ппц , а су-5 в редком редком случае отнимит 400
Аватар для inkasato
inkasato
Guest
Re: СУ-5
СУ-5 истинный нагибатор. Просто она применяется не для набития фрагов, а для нанесения дамага по врагам. Часто удается по 3-4 тяжа держать в укрытии ибо они боятся выехать, ведь лупит она как автомат. Опять же бейте в крышу, под днище или в корму, тогда и дамаг 200-400
Аватар для Sellia
Sellia
Guest
Re: СУ-5
Ну это как повезет))
Аватар для maXter
Маньяк
Регистрация:
18.08.2007
Re: СУ-5
полный бк кумулятивов и не везет только врагу
Аватар для 1515282072178
1515282072178
Guest
Re: СУ-5
великое. однажды на прохоровке в стандартном бою я быстро уничтожил половину команды врага с матами и приколами между залпами. даже свои для меня прижали корпусами последнего врага ( в рандоме!) чтоб я взял воина, но снаряды кончились.

фадина на ней взял
Ваши права в разделе