League of Legends продолжает свое развитие в качестве киберспортивной дисциплины. На этой неделе стало известно, что северо-американская профессиональная лига League of Legends Championship Series перейдет на систему франшиз в следующем году. Это уже вторая региональная лига, которая решила следовать по данному пути. Но что же все-таки такое система франшиз, где она используется кроме киберспорта, какие у нее есть плюсы и минусы, а также почему к ней в League of Legends реакция у организаций иная, чем в Overwatch. Давайте разберемся.
Для начала давайте поговорим о том, что такое вообще система франшиз. Итак, во многих спортивных лигах США, и даже в нашей Континентальной Хоккейной Лиге, принята именно такая система. Она предполагает закрепление слотов для участия за конкретными командами, что позволяет им гарантировать будущее в рамках лиги, а также помогает привлекать потенциальных спонсоров, ведь те уверены в том, что их партнер не покинет завтра соревнования, а значит сотрудничество действительно может стать долгосрочным.
Читающий может подумать - а какой тогда резон более слабым командам вкладывать силы в свой состав и пытаться достигать более высоких результатов, если они не могут вылететь по итогам сезона? Не все так просто. Дело в том, что теперь прибыль от различных источников дохода LCS NA уходит не только в карман Riot Games, а затем уже распределяется ими по их желанию. Теперь вся прибыль делится на 3 части и распределяется между командами, игроками и разработчиками по стабильной системе. Если организация финиширует в подвале турнирной таблицы, то их доля прибыли будет заметно уменьшена в пользу тех, кто вкладывается в свою команду. Кроме того, согласно правилам Riot Games, если команда организации постоянно финиширует на последних строчках, то она может быть исключена из LCS, что закроет ей путь в киберспортивный мир самой популярной игры на планете.
Подобную систему хотят ввести и Blizzard для своей Overwatch Pro League, однако в этом случае компания столкнулась с достаточно серьезным оттоком организаций из дисциплины, причем в том числе и Team SoloMid, которые как раз и выступали одними из инициаторов перехода LoL на систему франшиз. В чем отличие?
Тут, если честно, все достаточно очевидно - высокая цена при большом риске. Мало того, что входной билет в Overwatch Pro League составляет 20 миллионов против 10 в LoL, причем Riot согласны работать по рассрочке, но и будущее данной лиги достаточно туманно. Популярность Overwatch за прошедший год достаточно сильно упала, рейтинги киберспортивных соревнований пока не дотягивают до Dota 2, LoL и CS:GO, а многие зрители отмечают, что следить за матчем в Overwatch банально сложнее, чем в MOBA и CS:GO. В первом случае дело в более удобном ракурсе, а во втором в более медленной скорости игры и меньшем объеме различных эффектов, происходящих на экране. В то же время в будущем LCS NA сомневаться не приходится - с каждым годом аудитория игры растет, а LoL остается популярнейшей игрой на Twitch последние 5 лет, с самого запуска LCS. Также важной деталью служит то, что в случае с LoL сами организации послужили инициаторами данных изменений и были сразу же готовы к подобному развитию событий, и сейчас мы видим как глава TSM Reginald активно посещает различные киберспортивные СМИ, объясняя все плюсы данной системы.
Среди минусов стоит отметить закрытие по итогам 2018 года возможности получения слота в LCS для новых организаций. Допустим, новый инвестор, который решит вложиться в киберспорт, уже не сможет собрать звездный состав и пробиться в элиту через Challenger Series. А ведь такие титаны, как Cloud9 и G2, проделали именно такой путь. Теперь единственным вариантом станет покупка слота в лиге напрямую. Данный вариант работает и сейчас - в среднем слоты покупаются за несколько миллионов долларов, однако введение системы франшиз серьезно увеличит и престижность и стоимость. Одно дело инвестировать 2 миллиона в слот, другое 15-20.
Кроме того, в Америке больше не будет места историям про команды-золушек, которые смогли без поддержки крупной организации за спиной, пробиться через Challenger Series на ведущие роли в LCS только благодаря хорошему подбору игроков. Например, своих Unicorns of Love в LCS.NA уже точно не будет - небогатая организация, образовавшаяся вокруг игроков, которые смогли самостоятельно выйти в лидеры, это теперь невозможно вообще, а значит профессиональная сцена потеряет данную изюминку.