Хочется по-большому
Про проклятые сессионочки, AOC, и всё былое.
это был 2008, мы отрывались как могли...
Как сейчас помню – на дворе у нас то ли 2009-ый, то ли 2010-ый год, и одна за другой большие и дорогие ММО входят в красивое пике. Игроки чуть ли не с презрением наблюдают за тем, как стремительно теряют своих подписчиков несостоявшиеся убийцы WoW-а: высокобюджетные Age of Conan, LotRO, Warhammer Online.
По правде, их ничуть не было жалко – и критика от игроков была за дело.
Настроение у всех было беззаботное, потому как на горизонте рисовались новые проспекты, а избалованные ММОшники, сверкая брильянтовыми перстнями, довольно кутались в свои соболиные шубы, и лениво изучали, что там такого принесут им новые игры. Потому как была уверенность, что скоро будет лучше.
Все были уверены, что скоро будет что-то вроде Конана, с кровищей и боевым фэнтези, но лучше.
Будет очередная мощная ММОшка, похожая на LotRO, но лучше.
Обязательно что-то выйдет по Вархаммеру – ибо знатная франшиза.
По Звездным войнам рисовался настоящий дрим-тим, с папашей-Лукасом и матерью всех эпических RPG того времени - Bioware. И, конечно же, вот-вот должен был нагрянуть могучий и ужасный ТИТАН, который подмял бы под себя рынок, сменив дряхлеющий WoW, сделав всех сразу по умолчанию счастливыми.
Вы вообще понимаете, какое эпическое это было время?
Но прошло пять лет, и 2015 год мы встретили в звенящей тишине.
Тихо помер так и не родившийся Титан. Отошла к своим скандинавским богам Funcom.
На середине десятилетия, когда мы по всем расчетам уже должны были бороздить просторы онлайновых ААА вселенных, нарисовался главный тренд, который заключается в трусливом отказе издателей от больших проектов.
Что там сегодня на рынке? - Правильно, сессионные игрулечки. Простые в изготовлении, порой грубо слепленные (простите) из пластилина, говна и палок. А донат там чуть ли не с альфы льется рекой, и некоторым совсем не зазорно отдать за очередной нелепый танчик по 2к рублей.
Причем эти сессионочки нагло маскируются под знамена ММО, хотя всем очевидно, что тот же World of Tanks ровно такое же ММО, как Battlefield, а все эти миллионы онлайна, это не более, чем статистика пользователей в Skype (пусть там и сидит 40 миллионов, но одновременно общаться могут не более 25-ти человек). Это я к тому, что это и близко не ММО, и не надо себя обманывать, что эти проекты смогут развить жанр.
Если с сессионочками всё понятно, то как быть с большими ММО?
Больших не будет?
Сегодня только азиаты, до которых еще не дошли тенденции рынка, делают большие проекты. Откуда-то находят деньги, пилят большие открытые миры. В общем, молодцы, ничего не скажешь.
Игры эти также проваливаются на родине, покупаются и издаются за шапку риса в России, но чаще худо-бедно держатся на плаву. Главное - их хотя бы делают. Хорошо это или плохо, каждый решает сам, но лично у меня уже накопилось усталость от творчества рукастых азиатских товарищей.
Последней каплей стала Black Desert Online, которая позиционировалась как суровая, олдскульная и тру-средневековая, но… Все эти смешные шапочки, бегающие за персонажами вопящие кошечки, нелепые костюмы рыб и блестящие антенны на головах - как клеймо места происхождения игры, они просто выбешивают. Да, это было и раньше, но сейчас как-то бросается в глаза на контрасте. Ведь мир в BDO нарисован почти безупречно, да и планы были хорошие.
Уже понятно, что у азиатов эти самые шапочки и кошечки будут всегда, и ничем их не исправить. Что бы они там не обещали. Но самое главное –
Lore. Сюжет не только собирает абсолютно все штампы, он еще содержит чуждый и пустой для европейца мир, где не за что зацепиться. Очень, очень хочется знакомой вселенной. Вселенной, где карту континента знаешь интуитивно, как в LotRO, без подсказок.
Сейчас я с дикой ностальгией вспоминаю время, когда зарелизился LotRO, и игроки стали изучать сделанный со старанием и любовью Turbine Inc. мир Толкиена. Как сейчас помню, как проезжал по Камышовой Топи, что в Шире, и в чате видел, как резвились в ближайшем кабаке отыгрывающие роли любители всяковинного общества.
А AoC? – Эта сумрачная и древняя Sword & Sorcery пера Говарда?
Признаюсь, недавно не выдержал, и впервые за пять лет поставил клиент Age of Conan. И вот что вам скажу – эта самая Хайбория, со всей этой сумрачной Стигией, таинственной Гипербореей, пафосной Аквилонией, прямо сошедших со страниц тех книжек, которые запоем читал в детстве, показалась мне настолько великолепной, что я снова засел за игру (тем более, там контента вроде бы накидали).
Со временем начинаешь ценить вещи, которые раньше не замечал. Увы, последние годы заставили по другому посмотреть на то, что раньше не считал важным.
И я с тоской понял три вещи.
- Качественных больших ММО от азиатских студий не будет.
Психологию не переделать. Они научились делать шикарные по исполнению игры, но играть долго в их проекты нельзя. Единственный шанс, что возникнет союз, когда европейский разработчик объединится с азиатским (как это было во времена Lineage2), но пока даже близкого такого нет.
- Сессионные игры – это чума и сплошная профанация, не имеющая ничего общего с верными расовыми ММО. Единственная польза от них – такие игры замечательно собирают в себе маргиналов и школьную аудиторию. Но этого мало.
- На больших и «белых» проектах по топовым западным франшизам поставлен жирный крест. Проектов уровня Age of Conan или LotRO нет даже в планах. И неважно, плохими или хорошими были такие игры – главное, что таких проектов больше не планируется.
В общем, сейчас я играю в AoC, ностальгически вспоминаю былое, и мне там очень нравится. Каждую дружную боевую пати игроков, штурмующую данжи на трёх оставшихся серверах Age of Conan, хочется обнять и расцеловать прямо в игре. А еще мне очень хочется в такие ММО, какие были 2007-08 годах. Где все было серьезно, мощно, дорого, по-большому.
А вам? Вам хочется увидеть релиз расовой белой большой ММО? Чтобы вот по-настоящему, как раньше.
Вам хочется снова ощутить азарт и предвкушение от созерцания нового мира по уже известной вам вселенной?
Мне вот - хочется.
P.S.
И главное, хочется чтобы без сессионочек, хочется по-большому!
(c) ХБГ, в соавторстве с Капитаном Очевидность, для goha